Особенности возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью

Следует отметить, что сотрудники органов внутренних дел испытывают трудности в применении норм, предусматривающих ответственность за причинение вреда здоровью, который характеризуется определенной степенью тяжести последствий, и отграничении рассматриваемых составов от сходных преступлений, допускают ошибки, связанные с юридической оценкой поведения виновного. Так, возникают трудности в квалификации деяния, когда до принятия решения о возбуждении уголовного дела невозможно решить вопрос о длительности заболевания или о проценте утраты трудоспособности. Также бывает трудно разграничить умышленное причинение вреда от неумышленного (ст. 111 УК и ст. 118 УК, ст. 112 УК и ст. 113 УК), особенно в тех случаях, когда не установлено лицо, причинившее вред здоровью и опросить его по поводу происшедшего не представляется возможным.

Правильная квалификация данных деяний, а так же знание элементов их криминалистической характеристики, определяет содержание обстоятельств, подлежащих установлению как на стадии возбуждения уголовного дела (при предварительной проверке сообщения о преступлении), так и при расследовании по уголовному делу.

Процессуальная деятельность следователя по уголовному делу берет свое начало со стадии возбуждения уголовного дела. Данная стадия начинается с получения информации о преступлении и завершается вынесением постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. В этой стадии процесса проверяется полученная информация о преступлении и закрепляются его следы.

Словосочетание «возбуждение уголовного дела» в юридической литературе используется в трех понятиях:

1)     первоначальная стадия уголовного процесса;

2)     процессуальный документ, завершающий данную стадию;

3)     уголовно-процессуальный институт1.

Стадия возбуждения уголовного дела − первая стадия уголовного процесса, в ходе которой устанавливаются поводы и основания к началу уголовного преследования в связи с совершенным или готовящимся преступлением и создаются правовые условия для последующих процессуальных действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда2.

Стадия возбуждения уголовного дела является самой кратковременной в уголовном процессе, но в то же время имеет важное процессуальное значение, так как производство всех следственных действий возможно только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Исключение составляет лишь одно следственное действие — осмотр места происшествия, которое законодатель разрешает проводить до возбуждения уголовного дела.

В результате проверочных действий следователь определяет, имеются ли достаточные данные, указывающие на признаки преступления, и нет ли оснований, перечисленных в ст. 24 УПК, для отказа в возбуждении уголовного дела, что является главной целью первой стадии уголовного судопроизводства.

Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо не только установить наличие оснований к возбуждению дела, но и отсутствие оснований к отказу возбуждении уголовного дела. Основаниями отказа возбуждения уголовного дела являются:

1)     отсутствие события преступления;

2)     отсутствие в деянии состава преступления;

3)     истечение сроков давности уголовного преследования;

4)     смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;

5)     отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 20 УПК;

6)     отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 1, 3 - 5, 9 и 10 части первой статьи 448 УПК, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1 и 3 - 5 части первой статьи 448 УПК1.

При наличии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, принимается решение об отказе в его возбуждении.

В стадии возбуждения уголовного дела последовательно совершаются следующие действия, которые составляют ее содержание:

·        получение и регистрация первичной информации о готовящимся, совершаемом или совершенном преступлении (заявления, сообщения, явки с повинной, рапорта должностного лица и т.п.);

·        определение, является ли сообщение о преступлении
законным поводом к возбуждению уголовного дела;

·        принятие мер к предупреждению или пресечению преступления, а также к закреплению и сохранению следов преступления;

·        осуществление проверки на предмет наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела и обстоятельств,  препятствующих  возбуждению  уголовного дела, определение, по какой статье УК может быть квалифицировано преступление;

·        передача сообщения по подследственности;

·        вынесение решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения − в суд.

Необходимыми условиями возбуждения уголовного дела являются наличие в поступившем в правоохранительные органы материале повода и основания к возбуждению уголовного дела.

Установленный законом источник информации о готовящемся или совершенном преступлении, надлежаще оформленный и переданный лицу или органу, уполномоченному принимать решение о возбуждении уголовного дела, называется поводом к возбуждению уголовного дела1. Т.е. повод является юридическим фактом, порождающим уголовно-процессуальную деятельность и связанные с ней правовые отношения между субъектами уголовного судопроизводства.

УПК РФ по сравнению с ранее действовавшим УПК РСФСР 1960 г. сужает перечень поводов для возбуждения уголовного дела (ранее их было шесть), но не устанавливает исчерпывающий их перечень1. Поэтому наряду с заявлением о преступлении и явкой с повинной в п. 3 ч. 1 ст.140 указаны также иные источники получения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении.

Заявлением следует считать обращение лица в органы дознания, предварительного следствия, в прокуратуру или в суд. Оно может быть сделано любым лицом в устном или письменном виде. Заявление, направленное в иные органы, не уполномоченные принимать решение о возбуждении уголовного дела (например, в органы местного самоуправления), должно направляться в органы дознания, органы предварительного следствия или прокурору. Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает обязанность принимать заявление  граждан о совершенном преступлении любой орган дознания или орган предварительного следствия, а также прокурора независимо от подследственности уголовных дел, установленной ст. 151 УПК РФ, а также в течении 3 суток (данный срок может быть продлен до 10 суток) произвести по нему проверку и принять одно из предусмотренных законом решений. Порядок приема и проверки сообщений о преступлении определяется не только положениями Уголовно-процессуального кодекса, но и приказом МВД РФ от № 1070 от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений».

В уголовных делах о причинении вреда здоровью данный повод имеет место в 13% рассматриваемых дел. В большинстве случаев заявителем выступает сам потерпевший, его родственники или знакомые, реже − свидетели-очевидцы. Дела об умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст.115 УК) возбуждаются только по заявлению потерпевшего, которому разъясняется, что дело может быть прекращено за примирением сторон. В исключительных случаях, перечисленных в законе, такие дела могут быть возбуждены прокурором1.

Явка с повинной — это добровольное сообщение лица о совершенном им или готовящемся преступлении органу расследования. Главной ее особенностью является свободное и осознанное волеизъявление гражданина передать себя в руки правосудия. Явкой с повинной можно считать лишь такое заявление гражданина, которое касается преступления, ранее неизвестного правоохранительным органам (незарегистрированного), или же преступления известного, но нераскрытого, когда лицо, его совершившее, не установлено следственным путем. Не будет являться явкой с повинной заявление лица, подозреваемого в совершении преступления, когда оно задержано или доставлено в ОВД, по поводу  данного преступления. На практике часто встречаются ситуации, когда оперативные сотрудники принимают явку с повинной от лица, которое в ходе опроса по данному факту, созналось в содеянном. Данная ситуация противоречит самому понятию явки с повинной.

В случае явки с повинной должностное лицо устанавливает личность явившегося (как правило, путем ознакомления с имеющимися при нем документами или другими способами), определяет, содержатся ли в деянии, о котором сообщает явившийся с повинной, признаки преступления, выясняет место и время совершения деяния, в чем оно выразилось, какие последствия наступили, кто может быть вызван в качестве свидетеля, имеются ли вещественные доказательства, какие мотивы побудили лицо явиться с повинной и способствовали формированию его волеизъявления. Явка с повинной не предполагает обязательного личного и непосредственного обращения такого лица в прокуратуру, органы следствия или дознания. Оно может быть представлено через его близких родственников, адвоката или других лиц (например, в случае заболевания лица). Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает для явки с повинной не только устную, но и письменную форму1. Данный повод не является распространенным, он усматривается всего лишь в 1% изученных уголовных дел о причинении вреда здоровью.

Еще один вид поводов к возбуждению уголовного дела − сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников. Пункт 3 ч. 1 ст. 140 УПК не указывает, из каких именно иных источников может быть получено сообщение о совершенном или готовящемся преступлении. Ими могут быть: сообщения в СМИ; сообщения медицинских учреждений; результаты ОРД, полученные в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»2; сообщения страховых организаций, куда потерпевший может обратиться за страховым вознаграждением и т.д. При получении такого сообщения должностным лицом органов дознания, органов предварительного следствия или прокуратуры, составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Рапорт составляется также в случаях, когда сотрудники правоохранительных органов, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, были очевидцами преступлений.

Для преступлений, связанных с причинением вреда здоровью, наиболее распространенным поводом к возбуждению уголовного дела (86%) являются сообщения медицинских учреждений в правоохранительные органы об обращении за медицинской помощью лиц с какими-либо ранениями и иными повреждениями. Данные сообщения поступают в правоохранительные органы от медицинских учреждений в рамках взаимодействия, предусмотренного совместной инструкции, утвержденной приказом от 9 января 1998 г. № 4/83. В ней регламентируется порядок такого взаимодействия при поступлении (обращении) в лечебные учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты