Особенности возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью

Другой недостаток − проведение неполной проверки. Сотрудники в целях экономии времени стремятся максимально сократить количество проверочных действий. Нередко они не отбирают объяснений от заявителей или очевидцев, на которых ссылаются заявители. И полученной информации оказывается явно недостаточно для принятия законного и обоснованного решения.

Для устранения данных недостатков в проведении предварительной проверки сообщения о преступлении, связанном с причинением вреда здоровью, сотрудникам ее проводящим, необходимо четко определять круг обстоятельств, подлежащих установлению на данной стадии.

В ходе проверки, прежде всего, необходимо выяснить имеется ли лицо, здоровью которого причинен вред. Выяснение данного обстоятельства на практике, как правило, не представляет особой сложности. Во многих случаях потерпевший сам является заявителем, а при возбуждении уголовного дела по ст. 115 УК данное условие является обязательным. Также, потерпевшие данной категории могут быть выявлены по сообщениям медицинских учреждений, куда они обращаются за медицинской помощью или были доставлены.

Определив наличие объекта преступления, следует установить его объективную сторону. Учитывая, что интересующие нас составы преступлений материальные, необходимо установить последствия преступного деяния (физический вред), а также причинную связь между ними. Так для возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 111 УК необходимо установить последствия деяния в виде тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека или повлекшего потерю зрения, речи, слуха, или какого-либо органа, либо утрату органом его функций и др.

При тяжком вреде здоровью трудностей с определением указанного признака состава преступления, как правило не возникает, так как в большинстве случаев (85 % от общего количества изученных дел) поводом для возбуждения уголовного дела по ст. 111 УК РФ, является сообщение из медицинского учреждения, из которого вытекает, что пострадавшему причинено проникающее ранение, что практическими работниками квалифицируется по признаку опасности для жизни и дополнительной проверки на стадии возбуждения уголовного дела, не требует1.

В некоторых случаях до полного выздоровления пострадавшего бывает невозможно решить вопрос о длительности заболевания или о проценте утраты трудоспособности. В этом случае следователь сталкивается с трудностями квалификации деяния. Поэтому, в тех случаях, когда имеются сомнения в длительности заболевания или не известен процент общей утраты трудоспособности, должно быть возбуждено уголовное дело по признакам причинения менее тяжких телесных повреждений и проведено расследование2.

Установление субъекта, на этапе проверки, не входит в задачу данной стадии и не является обязательным, однако его установление способствует установлению субъективной стороны. К данному признаку состава, как известно, относятся вина (умысел или неосторожность), мотив, цель. Наличие в деянии вины в форме умысла или неосторожности служит основанием для разграничения составов, связанных с причинением вреда здоровью, а также преступного деяния от непреступного. В случаях причинения тяжкого вреда здоровью, при наличии умысла, деяние будет квалифицированно по ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), а при наличии в действиях лица признаков неосторожности по ст. 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности). Неосторожное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью не образует состава преступления и, соответственно, не влечет за собой уголовной ответственности.

В подобных ситуациях установить форму вины возможно по внешним проявлениям субъективной стороны − по характеру деяния и его последствиям, т.к. субъективное в преступлении всегда находит свое выражение в объективном. Об умышленном нанесении вреда здоровью могут свидетельствовать характер и расположение телесных повреждений. Однако полные данные о лице, совершившем преступление, форме его вины и других признаках субъективной стороны преступления устанавливаются не в стадии возбуждения уголовного дела, а на предварительном расследовании. Установление вины представляет собой одну из самых сложных задач предварительной проверки в случаях, когда лицо, причинившее вред здоровью, не установлено.

Первичную информацию о преступном деянии следователь, а также должностное лицо органа дознания, может получить от заявителя. Информация, содержащаяся в заявлениях, составляемых гражданами собственноручно, как правило, не дает полного представления о характере совершенного преступления, не позволяет определить его признаки. Происходит это в силу юридической неграмотности заявителей. Например, авторы многих заявлений и сообщений, приводя данные о преступлении, не указывают, откуда получены эти сведения, не ссылаются на конкретные источники информации. Проверка таких заявлений, как правило, состоит в получении объяснений от заявителя.

В других случаях сама личность заявителя (например, странности в поведении, изложении событий в заявлении) может вызвать сомнения в достоверности приведенных данных, что и обусловливает большую часть проверок.

В значительной мере сомнения устраняются при личной беседе с заявителем, ознакомлении с его анкетными данными. Предупреждением поступления заявлений о вымышленных преступлениях служит своевременное разъяснение заявителю возможности его привлечения к уголовной ответственности за заведомо ложный донос1.

Не обязательно в случае сомнений в достоверности информации, содержащейся в заявлении или сообщении, проверять ее всю. В некоторых случаях достаточно проверить только часть информации и при ее подтверждении принять решение по заявлению или сообщению в целом.

Первичная информация о степени тяжести вреда здоровью может быть получена следователем из сообщений и заявлений, но, как правило, она не является достаточной. Более полная и достоверная информация должна быть получена в рамках медицинского освидетельствования, которое призвано определить степень тяжести вреда здоровью.

Медицинское освидетельствование производится по направлению органа расследования медицинским учреждением по «правилам судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений», утвержденным приказом Минздрава СССР от 11 декабря 1978 г. № 12081, а также в соответствии с приказом Минздрава № 161 от 24 апреля 2003 г. «Об утверждении инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы»2 и не относится к следственным действиям.

Сведения о последствии преступного деяния возможно получить с помощью истребования необходимых материалов. Истребование необходимых материалов − это запросы в организации, учреждения и предприятия о направлении в орган расследования справок, актов, копий или оригиналов документов. Истребоваться также могут различные предметы и образцы. Количество истребуемых материалов также должно соответствовать задачам и целям проверки. Условно их можно подразделить на группы:

1)     непосредственно связанные с преступным событием;

2)     устанавливающие обстоятельства, содержащиеся в заявлении или сообщении;

Материалы могут быть получены в копиях и оригиналах. При получении копии сотрудник, осуществляющий проверку, вправе истребовать оригинал. Если интересующие материалы получены быть не могут, лицо, производящее проверку, знакомится с ними по месту нахождения.

В случае причинения телесных повреждений гражданам истребуются  справки о причинении вреда здоровью, выписки из истории болезни, одежда, в которой в момент нападения находился потерпевший и иные вещи и документы которые могут дать информацию о совершенном деянии и его последствии.

Данные об умысле могут быть получены из объяснений. Получение объяснений − основное и самое распространенное средство проверки информации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, встречалось в 80 % изученных дел. Как правило, их необходимо получить у очевидцев, заявителей, правонарушителей, а также у пострадавшего, если он не является заявителем. У правонарушителей объяснения следует получать только тогда, когда нет опасений, что они могут скрыться или воспрепятствовать следствию. В противном случае информацию необходимо добыть из других источников.

До получения объяснений сотрудник, осуществляющий проверку, должен наметить вопросы, чтобы получить от лица, дающего объяснения, необходимую для проверки заявления и сообщения информацию. Обязательно выясняется, в каких отношениях находится лицо, дающее объяснения, с заявителем и правонарушителем. Это необходимо для более критического отношения к объяснениям, поскольку в них могут быть сообщены необъективные или ложные сведения. Объяснения должны содержать самую необходимую и достаточную информацию для принятия одного из предусмотренных законом решений. Иные сведения могут быть получены при повторном получении объяснений или его допросе при производстве расследования1. Лица, дающие объяснения, об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ от дачи показаний не предупреждаются. Это возможно только после возбуждения уголовного дела.

С помощью получения объяснений возможно получение сведений  различного характера, по всем интересующим следователя на данном этапе вопросам.

Еще одним важным средством предварительной проверки сообщений и заявлений о причинении вреда здоровью является осмотр места происшествия. В соответствии со ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр может быть произведен до возбуждения уголовного дела (в рамках проверки сообщения о преступлении).

Основываясь на положениях УПК РФ, Инструкция № 334 от 1996 года[2] предписывает, что для более оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлении создается дежурная следственно-оперативная группа. В ее задачи, в том числе, входит производство осмотра места происшествия в рамках предварительной проверки по поступившему сообщению о преступлении. Она формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога. Возглавляет её следователь.[3]

От того, насколько своевременно, методически верно и тщательно будет проведен осмотр места происшествия во многом зависит правильное решение вопроса о возбуждении уголовного дела, и даже окончательный результат расследования. Необходимо подчеркнуть, что закон допускает производство осмотра до возбуждения уголовного дела только на месте происшествия, потому осмотр местности, помещений, а также предметов и документов вне места происшествия в этой стадии уголовного процесса недопустим3. Возможно лишь изъятие предметов в ходе осмотра, а их осмотр только после возбуждения уголовного дела. К таким предметам могут относится орудия преступления, вещи со следами крови, и другие, имеющие отношение к событию преступления. Следует отметить, что данное следственное действие до возбуждения уголовных дел о причинении вреда здоровью проводилось менее чем в 50% случаев. В дальнейшем, в ходе расследования, путем проведения иных следственных действий приходится моделировать обстановку преступления, чтобы определить механизм его совершения.

В ходе осмотра места происшествия можно обнаружить следы, свидетельствующие о том, что причинение вреда здоровью имело место, ведь зачастую преступник их не маскирует, не пытается скрыть.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты