Особенности возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью

Лечебно-профилактические учреждения, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, незамедлительно сообщают в дежурные части органов внутренних дел о всех фактах поступления (обращения) граждан с телесными повреждениями насильственного характера, а также граждан с телесными повреждениями, находящимися в бессознательном состоянии1.

В инструкции определены телесные повреждения, о которых следует информировать органы внутренних дел, к ним относятся:

·        телесные повреждения, связанные с огнестрельными, колото-резанными, рубленными ранами, переломами, обморожениями, ушибами, сотрясением мозга и так далее;

·        телесные повреждения и отравления, связанные с покушением на самоубийство;

·        телесные повреждения и отравления, полученные при ожогах кислотами и различными токсичными веществами;

·        ранения и травмы, полученные при взрывах и других чрезвычайных происшествиях;

·        травмы и ранения, связанные с неосторожным обращением с огнестрельным оружием и боеприпасами;

·        травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий;

·        телесные повреждения и травмы, связанные с неудовлетворительным состоянием строительных конструкций, зданий, сооружений и нарушениями техники безопасности на производстве;

·        иные телесные повреждения при подозрении на насильственный характер их происхождения1.

Так же в рамках взаимодействия инструкцией предусмотрено, что по запросу органа внутренних дел лечебно-профилактические учреждения обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выдавать письменные справки о поступивших или обратившихся гражданах с телесными повреждениями насильственного характера с указанием предварительного диагноза, возможных причин их получения (в том числе со слов пострадавшего).

Для возбуждения уголовного дела помимо повода необходимо наличие оснований, т.е. достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК)2. Выявление основания вызывает особую сложность, т. к. возникают практические трудности с определением на данной стадии процесса степени тяжести вреда, причиненного здоровью, т. е. с определением статьи УК РФ по которой будет возбуждено уголовное дело.

Основания для возбуждения уголовного дела законом определяются как «наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления».

В данной норме можно выделить три момента:

1)     признаки преступления;

2)     данные, указывающие на признаки преступления;

3)     достаточность данных для принятия процессуального решения о    возбуждении уголовного дела3.

Необходимо отметить, что в момент принятия решения о возбуждении уголовного дела не требуется иметь исчерпывающие сведения обо всех элементах состава преступления, достаточно лишь установить факт умышленного причинения вреда здоровью. Полное, всестороннее установление конкретных лиц, формы вины, мотива, способа и других обстоятельств совершения преступления составляет задачу стадии предварительного расследования, а в дальнейшем — судебного разбирательства.

Признаки преступления не тождественны понятию состава преступления. Они сформулированы в ст. 14 УК РФ. Преступлением признается виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное Уголовным законом под угрозой наказания. Из этого следует, что признаками преступления являются общественная опасность, виновность, противоправность, наказуемость деяния.

Степень общественной опасности преступления зависит от разных обстоятельств: от объекта преступления; наличия вредных последствий, их характера и размеров; личности преступника и его поведения (умышленное или неосторожное преступление); способа совершения преступления, последствий преступления и др. В рассматриваемой нами категории преступлений тем выше общественная опасность, чем более тяжкий вред здоровью причинен, а так же на общественную опасность влияют квалифицирующие признаки (например, преступление совершенное из хулиганских побуждений).

Преступлением может быть признано лишь такое общественно-опасное, противоправное деяние, которое совершено виновно. Вина — это психическое отношение лица к совершенному общественно-опасному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности1. Без вины не может быть уголовной ответственности.

Обязательным признаком преступления является его уголовная противоправность, т.е. предусмотренное нормой уголовного закона виновное общественно-опасное деяние, влекущее за собой уголовную ответственность и соответствующее уголовное наказание. При установлении оснований к возбуждению уголовного дела необходимо выявить не просто признаки преступления, а признаки конкретного преступления. Квалификация деяния по определенной статье Уголовного кодекса — одно из сложных решений на этой стадии, ибо сроки добывания достаточной информации, указывающей на признаки преступления, ограничены 3 или 10 сутками1.

Данных, указывающих на признаки преступления, должно быть достаточно. Достаточность — это требование, содержащееся в законе2 (ч. 1 ст. 88 УПК РФ). Оно представляет собой определяемую по внутреннему убеждению совокупность относимых, допустимых, достоверных доказательств, необходимых для установления обстоятельств преступления в соответствии с действительностью и вынесения обоснованных решений в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела

Достаточность доказательств, позволяющая принять решение о возбуждении уголовного дела — категория оценочная. Следует согласиться с Н.Г. Шурухновым в том, что вопрос о достаточности фактических данных в каждом конкретном случае решается должностным лицом по своему внутреннему убеждению, с учетом совокупности всего имеющегося материала. Причем заранее предусмотреть все многообразие фактических данных, которые могут свидетельствовать о признаках преступления, невозможно3.

Круг обстоятельств, подлежащих выяснению, определяет следователь. Он же и оценивает достаточность данных, указывающих на наказуемость, противоправность, общественную опасность и виновность деяния, полученных в результате предварительной проверки сообщений и заявлений о преступлении.

Принимая во внимание вышеизложенное, возможно сделать вывод о том, что для рассматриваемой категории преступлений самым распространенным поводом для возбуждения уголовного дела является сообщение медицинских учреждений в правоохранительные органы об обращении за медицинской помощью лиц с какими-либо ранениями и иными повреждениями, что составляет 86 % от числа изученных уголовных дел. Явка с повинной, напротив, нетипична и встречается лишь в 1 %. Промежуточное положение занимает заявление о преступлении – 13 % от общего числа изученных дел. Говоря об основаниях к возбуждению уголовного дела о причинении вреда здоровью, следует указать, что на данной стадии нет необходимости иметь исчерпывающие сведения о всех признаках состава преступления, предусмотренного статьей Уголовного кодекса, достаточно лишь установить факт умышленного причинения вреда здоровью, а также обстоятельства, исключающие производство по делу, если таковые будут иметь место.

На стадии возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью перед следователем стоит сложная задача. Ему необходимо по поступившему в правоохранительные органы поводу к возбуждению уголовного дела в короткий срок, установленный законом, провести предварительную проверку и вынести одно из предусмотренных решений о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Необоснованное затягивание принятия этого решения ведет к потере доказательств и иным негативным последствиям.



§ 2. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о причинении вреда здоровью.

Принятие законного и обоснованного решения по большинству поступающих заявлений и сообщений о преступлениях невозможно без получения дополнительной информации. В этих случаях законом предусмотрено проведение проверки. Она представляет собой деятельность органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора на первом этапе уголовного судопроизводства.

Предварительная проверка является составной частью стадии возбуждения уголовного дела и носит процессуальный характер. В УПК РФ четко определены ее сроки – 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении, а также по ходатайству следователя или дознавателя данный срок может быть продлен до 10 суток1.  Предварительную проверку в полной мере можно считать основным содержанием этой стадии.

На практике и в теории существуют различные наименования данной деятельности: первичная проверка, предварительная проверка, доследственная проверка, деятельность по проверке заявлений и сообщений о преступлении, − которые, однако, не влияют на ее сущность.

Практические работники и ученые относятся к этой деятельности различно − от полного отрицания необходимости ее до обязанности проверять каждое заявление, сообщение о преступлении2. Но законодатель, в ст. 144 УПК РФ, устанавливает обязанность проверить сообщение о преступлении. 

К заявлениям и сообщениям о причинении вреда здоровью, нуждающимся в проверке оснований для возбуждения уголовного дела, относятся те, из которых нельзя сразу сделать вывод о достаточности данных, свидетельствующих о признаках преступления, а также наличии или отсутствии обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела.

Как правило, необходимость проведения предварительной проверки определяется:

1)     неполнотой информации, содержащейся в поступившем
заявлении или сообщении, не позволяющей принять решение немедленно;

2)     сомнением в достоверности, содержащейся в заявлении или
сообщении информации, личности заявителя.

Изучение практики расследования причинения вреда здоровью показывает, что предварительная проверка сообщений проводится далеко не во всех случаях (23% от общего количества дел).

В ходе проверки, так же как при расследовании, устанавливаются конкретные обстоятельства преступления. В отличие от предварительного следствия и дознания проверка заявлений и сообщений преследует иную цель − установить только наличие или отсутствие признаков преступления, а также обстоятельств, исключающих производство по делу, которые должны являться достаточными, для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. На этом этапе достаточно получить достоверные сведения о наличии события и его противоправности, то есть данные о том, что в реальной действительности имело место уголовно наказуемое деяние. Проверка проводится как раз для того, чтобы убедиться именно в этом1.

На практике сотрудники, проводящие проверку, нередко пытаются установить данные, не имеющие отношения к вопросу о разрешении заявления и сообщения. При получении излишней информации происходит нерациональная трата сил и рабочего времени как работников милиции, так и граждан, поскольку большинство полученных объяснений и истребованных материалов в последствии дублируется следственными действиями. Так, иногда предпринимаются попытки установить лицо, причинившее вред здоровью. Однако это не входит в задачу предварительной проверки. Более того, установить лицо, совершившее преступление, на данном этапе значительно труднее, чем при расследовании уголовного дела. И в то же время из-за несвоевременности возбуждения уголовного дела утрачиваются важные доказательства, которые могли бы способствовать раскрытию преступления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты