Теневая и криминальная экономика России
p> Членам ОПГ приходится приобретать или фальсифицировать поддельные бланки свидетельств о регистрации транспортных средств, бланки справок- счетов, справки из ГАИ Белоруссии или Украины, на которых имеются оттиски печатей и штампов, необходимых для пересечения таможенной границы, другие документы:

. имеющие отметки таможенных органов Белоруссии о выпуске товара для свободного обращения, в случае перемещения транспортных средств через эту республику;

. идентифицирующие само транспортное средство (паспорт транспортного средства, сертификат и документы с отметками органов автоинспекции о снятии с учета автомобиля);

. подтверждающие право собственности и стоимость транспортного средства - счет-справка, купчая, договор купли-продажи, инвойс и др.;

. удостоверяющие личность и полномочия граждан, осуществляющих перемещение транспортного средства (паспорт, доверенность и пр.).

Нередки случаи, когда на автомашину представляется полный пакет фиктивных документов, выполненных на высоком профессиональном уровне с применением современной оргтехники и полиграфического оборудования.

При изготовлении новых документов изменяются номера кузова, шасси, двигателя, проверка которых работниками ГИБДД МВД России при соответствующей договоренности членов ОПГ проводится поверхностно. Более того, некоторые сотрудники ГИБДД в корыстных целях нарушают должностные инструкции, не производя фактическую сверку номеров указанных агрегатов.

Необходимо также решить вопрос о постановке на учет в ГИБДД этих автомашин, зачастую еще до их приобретения. По результатам опроса сотрудники ГИБДД наиболее часто способствуют совершению злоупотреблений в сфере ВЭД путем:

. содействия в сопровождении грузов;

. содействия в постановке на учет контрабандно ввезенных иномарок;

. попустительства при пересечении таможенной границы в обход таможенных постов;

. подделки ответов на запросы о регистрации иномарок в другом регионе.

Следовательно, одним из условий осуществления преступного умысла на совершение преступлений в сфере ВЭД является наличие сговора между неопределенным множеством лиц, распределением криминальных ролей и доходов.
Причем логика преступных действий ОПГ аналогична логике обычного бизнеса с поправкой на незаконность их совершения.

2.14 Характеристика налоговой преступности

Налоговую преступность нельзя признать принципиально новым общественно опасным социально-правовым явлением для России. В различные периоды в той или иной степени велась борьба с преступными нарушениями налогового законодательства, которая в отдельные годы приобретала исключительно острый характер. Например, в 1922 году по РСФСР за уклонение от государственных повинностей и налогов были осуждены 20 572 человека. Эти цифры до сих пор являются самыми высокими в истории отечественного налогообложения.

С сожалением следует отметить, что становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений и правонарушений.

По различным оценкам, в российской экономике от 25 до 40% валового внутреннего продукта создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России, из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны недопоступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате этого законопослушные налогоплательщики, а это в основном легальные товаропроизводители, производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих около половины валового внутреннего продукта. В среднем же получается, что в бюджет отчисляется порядка одной трети валового внутреннего продукта.

Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в государственную казну.

О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют следующие показатели:

- значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения;

- очевидная разница между расходами на потребление отдельных граждан
(приобретение в больших объемах валютных ценностей, недвижимости, автомобилей, предметов обстановки и дорогостоящих услуг) и декларируемыми ими доходами;

- скрытая занятость населения (наличие значительного числа работающих на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых органах или осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность);

- рост объема денежной наличности, находящейся во внебанковском обороте
(использование "черного нала" в расчетах с другими предприятиями, оплате труда);

- обострение кризиса неплатежей, заключающееся в неспособности или нежелании организаций рассчитываться деньгами с другими хозяйствующими субъектами в рамках коммерческой деятельности (преобладание бартерных операций, использование в расчетах векселей и иных ценных бумаг), а также с бюджетом (зачеты, натуральная оплата);

- снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период ожидания сезонного роста поступлений налогов в бюджет;

- увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки;

- повышение объемов капиталов, незаконно вывозимых за рубеж (открытие счетов в зарубежных банках, приобретение компаний и ценных бумаг за рубежом).

ГЛАВА 3. Предложения по повышению эффективности борьбы с организованной преступностью в сфере экономики

Криминальный передел собственности 90-х годов, проникновение организованной преступности во все сферы жизнедеятельности российского общества требуют повышения эффективности деятельности государства и правоохранительных органов, которая пока неадекватна сложившейся криминогенной обстановке, о чем свидетельствуют результаты опроса экспертов
МВД России. На вопрос о том, какова эффективность борьбы с организованной преступностью в сфере экономики, низкой считают 56% опрошенных, средней -
31% и только 2% - высокой.

Среди обстоятельств, затрудняющих выявление и раскрытие преступлений, совершенных организованными преступными формированиями можно отметить:

. отсутствие специальных законов по борьбе с организованной преступностью, защите свидетелей и пр.;

. несовершенство уголовного законодательства ;

. несовершенство уголовно-процессуального законодательства ;

. недостатки взаимодействия правоохранительных органов между собой ;

. недостатки взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов;

. коррупция в правоохранительных органах ;

. давление со стороны властных структур.

Одна из ключевых проблем современной экономической политики, требующая неотложных мер по ее решению, - преодоление криминализации экономики.

В целях противодействия расширению влияния организованной преступности экономической направленности требуется проведение различных организационных, правовых и иных мер.

|Меры, которые должны быть предприняты |Ответы сотрудников|Ответы |
|по выводу объектов экономики и |МВД (в %) |работников |
|территорий из под контроля | |хозяйствующих |
|организованной преступности | |субъектов (в %) |
|Повысить эффективность работы |29 |55 |
|правоохранительных органов | | |
|Снизить налоги |16 |40 |
|Усилить контроль за осуществлением |39 |34 |
|хозяйственных операций | | |
|Обеспечить финансовый контроль за |31 |16 |
|доходами физических лиц | | |
|Ужесточить ответственность |38 |38 |
|руководителей за правонарушения | | |
|Снизить уровень безработицы |16 |15 |
|Повысить уровень жизни граждан |24 |26 |
|Принять меры к воспитанию |9 |10 |
|нравственности граждан | | |

Сотрудники МВД России на первые четыре места поставили:

. усиление контроля за осуществлением хозяйственных операций;

. ужесточение ответственности руководителей предприятий за правонарушения;

. обеспечение финансового контроля за доходами физических лиц;

. повышение эффективности работы правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений.

Работники хозяйствующих субъектов на первое место поставили повышение эффективности работы правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений. Далее следуют снижение налогов; ужесточение ответственности руководителей предприятий за правонарушения; усиление контроля за осуществлением хозяйственных операций.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что для повышения эффективности борьбы с организованной преступностью в сфере экономики следует навести порядок в проведении хозяйственных операций и повысить эффективность работы правоохранительных органов.

К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в сфере экономики можно отнести: ограничение деятельности контролируемых организованными преступными формированиями «легальных» предприятий и организаций (их ликвидация, отзыв лицензий, арест банковского счета и пр.) ; выявление и нейтрализация лидеров (руководителей) организованных преступных формирований, осуществляющих преступную деятельность в сфере экономики; привлечение к уголовной ответственности участников организованных преступных формирований за "фоновые" преступления (ношение оружия, хранение наркотиков и пр.).

Для повышения эффективности работы правоохранительных органов следовало бы расширить возможности применения поощрительных мер к лицам, оказывающим содействие правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью в сфере экономики, в частности: ввести в законодательство институт "сделки с преступником", т.е. освобождение от уголовной ответственности и его защита за предоставление доказательств преступной деятельности активных участников и организаторов преступных групп и преступных сообществ; предусмотреть возможность освобождения от уголовной ответственности за участие в преступной организации в связи с деятельным раскаянием (активное содействие правоохранительным органам в раскрытии преступной деятельности формирования) .

Наряду с перечисленным было бы целесообразным предусмотреть в УПК РФ: возможность выступления в суде сотрудников правоохранительных органов в качестве "свидетеля со слов" ; возможность допроса свидетелей в закрытом судебном заседании ; возможность допроса свидетелей без раскрытия их анкетных данных ; институт "главного свидетеля"; проведение допросов в качестве свидетелей лиц, установленных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, до момента возбуждения уголовного дела, а также проведение экспертиз до возбуждения уголовного дела.

Теневая экономика стала проблемой не только правоохранительных органов, но и всего государства в целом. Поэтому уже давно назрела необходимость в разработке комплекса мер воздействия на теневую экономику.

При разработке такого комплекса мер не отрицая необходимости силовых мер, первостепенной задачей следует считать изменение общих условий хозяйствования, совершенствование законодательства, устранение правовых пробелов, всех "экономических нонсенсов", делающих невыгодной и обреченной предпринимательскую деятельность. В основу такого комплекса мер могла бы быть положена идея интеграции теневой и легальной экономики, допускающей в определенных пределах такие меры, как налоговая амнистия, применение финансовых индульгенций, репатриацию капиталов.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты