Теневая и криминальная экономика России
p> Бывало и так, что охранники пропускали через пост расхитителей без досмотра, те прятали металл в тайниках на прилегающей к цеху территории и сразу же возвращались на рабочее место. Чтобы не допустить дешифровки членов своей преступной группы, один из военнослужащих просил своего напарника покинуть пост на 5-10 минут за вознаграждение (около 1 000 долл.).

Нередко охранники обслуживали одновременно несколько преступных групп, в результате чего им удалось вынести от 15 до 30 кг золота.

Все эти преступления заранее планировались их организаторами, которые:
V прорабатывали детали операции от хищения до выноса металла и его последующей реализации;
V через членов своих групп выясняли состояние и возможности технических средств (срабатывание сигнализации, разрешающая способность видеокамер, в том числе видимость в ночных условиях, технические характеристики системы голевого контроля ), работу различных служб - режима и охраны и т.д.;
V привлекали (вербовали) сотрудников службы режима, военнослужащих охраны, работников завода;
V поддерживали связь с членами других ОПГ;
V организовывали поиск тайников для закладки похищенного металла или покупали их у другой группы;
V вели переговоры с другими ОПГ о совместных действиях;
V с учетом графика работы работников завода - членов группы и заступления на дежурство военнослужащих определяли место, время выброса, количество драгметалла;
V реализовывали похищенный металл за пределами области;
V обеспечивали защиту членам ОПГ от других преступных групп.

В 60% случаев организаторами преступных групп были лица, ранее судимые за кражи, грабежи, и местные жители, не работавшие на заводе.

Похищенные драгметаллы сбываются в основном ювелирам (более 20%), лицам, профессионально занимающимся скупкой и перепродажей таких металлов
(около 40%), зубным техникам (примерно 15%), иностранным гражданам, а также эмиссарам незаконных вооруженных формирований.

8. Создание фиктивных предприятий-посредников как способ криминализации хозяйственных процессов

Один из самых распространенных способов криминализации хозяйственных процессов включение организованной преступностью в реальные товарные и финансовые потоки фиктивных предприятий-посредников для совершения мошеннических действий.

Использование фиктивных предприятий становится возможным из-за несовершенства действующего законодательства и механизмов контроля, что позволяет организованным преступным сообществам регистрировать, как правило, по подложным документам или на подставных лиц любое количество юридических лиц различных организационно-правовых форм. В результате этого организованной преступностью создана целая подпольная сеть структур, играющих наиболее деструктивную роль в экономике России. В настоящее время действует порядка 500-550 тысяч такого рода фирм, не отчитывающихся перед налоговыми органами либо представляющих нулевые балансы.

Фиктивные хозяйствующие субъекты стали по сути универсальным средством совершения преступлений в сфере экономики:
V в кредитно-финансовой - для проведения противоправных расчетных операций, незаконного получения кредитных ресурсов, для обналичивания и отмывания денежных средств, полученных преступным путем;
V во внешнеэкономической деятельности - для вывоза капитала за рубеж по фиктивным контрактам, для проведения контрабандных операций и уклонения от уплаты таможенных платежей;
V в промышленности и на транспорте - для многократного завышения контрактных цен, оставления на счетах фиктивных посредников и последующего присвоения большей части прибыли, уклонения от уплаты налогов в бюджеты всех уровней в реальные производственные цепи активно внедряются лжефирмы-посредники;
V при использовании бюджетных средств - для расхищения направляемых на инвестиционные и социальные цели финансовых ресурсов;
V при реализации товаров, осуществлении работ и оказании услуг на потребительском рынке - для мошеннического завладения организованными преступными группами чужой собственностью, что составляет значительную часть зарегистрированных преступлений экономической направленности.

2.10 Обстоятельства, способствующие криминальному контролю за территориями и объектами экономики

|Обстоятельства, способствующие |Количество ответов |Количество ответов |
|осуществлению контроля |опрошенных |опрошенных работников|
|организованной преступностью за |сотрудников МВД (в |хозяйствующих |
|территориями и объектами |%) |субъектов (в %) |
|экономики | | |
|Слабость государственной власти |32 |53 |
|Коррумпированность чиновников |50 |72 |
|Страх предпринимателей и других |16 |32 |
|граждан за свою безопасность | | |
|Сильное влияние организованной |4 |28 |
|преступности | | |
|Большой уровень безработицы |9 |8 |
|Падение престижа работы в |17 |12 |
|государственных органах | | |
|Падение уровня морали и |13 |21 |
|нравственности в обществе | | |
|Большие налоги и отчисления |8 | |
|Безразличие властных структур к |19 |24 |
|жизни граждан | | |
|Совпадение интересов лидеров | | |
|преступных группировок и | | |
|представителей теневой экономики|19 |25 |
|в сфере предпринимательской | | |
|деятельности | | |
|Отсутствие порядка в | | |
|хозяйственной деятельности и |34 |22 |
|ответственности руководителей | | |
|всех уровней | | |
|Недостаточный контроль | | |
|государства за хозяйственной |26 |14 |
|деятельностью | | |
|Слабая профессиональная | | |
|подготовка работников |8 |22 |
|правоохранительных и | | |
|контролирующих органов | | |

Таким образом, обе группы респондентов на первое место среди названных обстоятельств поставили коррумпированность чиновников, для которых наиболее характерны "экономические" методы поддержания коррумпированных связей
(взятки, услуги, особо благоприятные условия кредитования, финансирования, снабжения и т.д.). Причем надо отметить, эти связи интенсивно поддерживаются с предпринимателями всех секторов экономики.

Наряду с этим обеими группами отмечены такие обстоятельства, как слабость государственной власти, безразличие властных структур к жизни граждан, совпадение интересов лидеров преступных группировок и представителей теневой экономики в сфере предпринимательской деятельности.

2.11 Формы осуществления организованной преступностью контроля за объектами экономики и территориями

|Формы осуществления организованной |Ответы сотрудников|Ответы работников |
|преступностью конроля за объектами |МВД (в %) |хозяйствующих |
|экономики и территориями | |субъектов (в %) |
|Вымогательство с руководителей | | |
|предприятий и организаций денежных |9 |25 |
|средств или материальных ценностей | | |
|Принуждение к совершению сделки | | |
|через членов организованных | | |
|преступных групп (ОПГ) либо через |29 |34 |
|подконтрольные им коммерческие | | |
|структуры | | |
|Совершение незаконных хозяйственных | | |
|операций (преступлений) через | | |
|созданные ОПГ фиктивные | | |
|лжепредприятия (предприятия, |44 |43 |
|прекращающие деятельность после | | |
|совершения 1-2 хозяйственных | | |
|операций) | | |
|Скупка акций предприятий или самих |47 |44 |
|предприятий на преступные доходы | | |
|Внедрение путем насилия или обмана | | |
|«своих людей» на ключевые посты в |19 |14 |
|предприятия, отрасли хозяйственной | | |
|деятельности | | |
|Осуществление контроля территории | | |
|путем объединения отдельных | | |
|преступных групп, управляемых из | | |
|одного центра и совершающих |11 |10 |
|различные преступления, незаконные | | |
|доходы от которых используются | | |
|лидерами организованной преступности| | |
|Осуществление контроля | | |
|организованными преступными группами| | |
|с участием представителей органов | | |
|государственной власти, органов |17 |40 |
|муниципального самоуправления или | | |
|сотрудников правоохранительных | | |
|органов | | |
|Осуществление контроля посредством | | |
|использования частных охранных |7 |16 |
|предприятий и служб безопасности | | |

Итак, обе группы опрошенных считают, что к наиболее распространенным формам контроля относятся:

. принуждение предприятий в лице их руководителей через членов ОПГ к совершению различных сделок с подконтрольными им коммерческими структурами;

. скупка акций предприятий или самих предприятий на преступные доходы;

. совершение незаконных хозяйственных операций (преступлений) через созданные ОПГ фиктивные лжепредприятия.

В последнее время организованная преступность для установления контроля над предприятиями осуществляет следующие действия: скупает акции предприятий или сами предприятия на преступные доходы. По оперативным данным МВД России, более четверти установленных преступных сообществ (а в экономически развитых регионах - до половины) "отмывают" преступно нажитые капиталы через легальные коммерческие структуры путем приобретения недвижимости, контрольных пакетов акций предприятий, вложения средств в различные виды бизнеса (по оценкам специалистов, с учетом латентности эта цифра достигает 70%); использует установленные законом процедуры банкротства и иные схемы смены собственника и управленческого персонала; более активно использует внедрение путем насилия или обмана "своих людей" на ключевые посты в предприятии, отрасли хозяйственной деятельности; более активно принуждает руководителей предприятий к совершению сделки через членов организованных преступных формирований либо через подконтрольные им коммерческие структуры; осуществляет контроль за предприятиями через представителей органов государственной власти или сотрудников правоохранительных органов.

Применяется и совокупность указанных приемов для установления контроля за предприятиями, в том числе за банками.

В сфере криминального влияния находится 550 банков (более 50% от общего числа). Если раньше попытки установления такого контроля осуществлялись преимущественно через службы безопасности либо путем шантажа (физического или психического насилия) руководителей банка, то в настоящее время отмеченные методы все больше уступают экономическим способам захвата власти.

Алгоритм установления криминального контроля следующий. Сначала у банка, попавшего в тяжелое финансовое положение (часто искусственно провоцируемого путем организации хищений кредитных средств), скупается контрольный пакет акций. Затем в правление кредитной организации вводятся
"свои" люди. А потом за счет криминальных средств, отмытых через ряд коммерческих структур, происходит наращивание уставного капитала банка. В последующем при использовании организационных структур этого банка осуществляются массированные финансовые махинации.

Таким образом, изложенное позволяет прийти к выводу, что в настоящее время организованная преступность для контроля над высокодоходными предприятиями осуществляет следующее: стремится получить в собственность эти предприятия, для чего скупает акции предприятий или сами предприятия на преступные доходы; использует установленные законом процедуры банкротства и иные схемы смены собственника и управленческого персонала; внедряет путем насилия или обмана "своих людей" на ключевые посты в предприятии, отрасли хозяйственной деятельности, для того чтобы распоряжаться полученной прибылью; с этой же целью в ряде случаев принуждает руководителей предприятий через членов организованных преступных формирований к совершению сделок с подконтрольными им коммерческими структурами.

Для проведения подобных действий организованная преступность активно использует представителей органов государственной власти или сотрудников правоохранительных органов, а также частные охранные структуры, службы безопасности. Это направление деятельности организованной преступности свойственно ее высшим, элитным слоям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты