В развитых капиталистических странах на рынке транспортных услуг
транспортно-экспедиторскими операциями занимают многочисленные фирмы.
Основная роль в обслуживании международного грузооборота принадлежит
крупнейшим компаниям, располагающим широкой сетью корреспондентских связей
с фирмами и представителями во многих странах мира.
Экспедиторские фирмы совместно с монополиями в линейном судоходстве
выдвигают идею полного освобождения грузовладельцев от забот по организации
перевозок: подготовку товара к отправке и доставку его в порт принимает на
себя экспедитор продавца, линейный перевозчик обеспечивает погрузку,
транспортировку морем и выгрузку, транспортировку морем и выгрузку в порту
назначения, а экспедитор покупателя - доставку товара к месту потребления.
Появление этой идеи вызвано в первую очередь возрастающим уровнем
централизации экспедиторского капитала в крупных фирмах, созданием
национальных союзов и ассоциаций экспедиторов, координирующих свои действия
с транспортными монополиями.
Изучение экспедиторских фирм стран - торговых партнеров, их роли и возможностей в процессе транспортировки грузов, их взаимоотношений с перевозчиками имеет большое значение для повышения эффективности советских экспортно-импортных операций. Поэтому представляется целесообразным дать краткую характеристику крупнейшим транспортно-экспедиторским фирмам основных капиталистических стран Западной Европы.
Германия. Фирма “Шенкер” основана в 1872 году в Вене и является одной
из самых крупных экспедиторских фирм в Западной Европе. Основной капитал
фирмы принадлежит железным дорогам Германии, в силу чего она является
практически государственной и имеет хорошие связи с железными дорогами
европейских стран, от которых получает значительные скидки на перевозку
грузов. Центральное управление фирмы находится во Франкфурте-на-Майне.
Фирма имеет весьма разветвленную сеть отделений и филиалов в Западной
Германии, странах Европы и других континентов и дочерних компаний. В целом
“Шенкер” участвует в прямой или косвенной форме в 110 фирмах, что позволяет
ей обходиться практически без корреспондентов, прибегая к их помощи только
в случае кооперации при отправках грузов на определенных направлениях.
Фирма занимается также организацией перевозок морским, авиационным и автомобильным транспортов. Центр обработки грузов по перевозке морем находится в Гамбурге.
Кроме экспедирования внешнеторговых, транзитных и прочих грузов, фирма осуществляет чартерное фрахтование морских судов и самолетов, перевозку грузов собственным автотранспортом на короткие расстояния, подработку и хранение грузов на собственных складах, экспедиторское страхование грузов и некоторые другие операции.
Фирма “Кюне-Нагель”. Основана в 1980 году и является частной фирмой.
Предмет ее деятельности - транспортно-экспедиторское обслуживание перевозок
грузов всеми видами транспорта во внутреннем и международном сообщении.
Кроме того, фирма осуществляет перевозку, хранение, упаковку, таможенную
очистку грузов, занимается фрахтовыми операциями, выполняет стивидорные
работы, страховые операции.
В настоящее время фирма “Кюне-Нагель” является основным конкурентом фирмы “Шенкер”.
Франция. Фирма “Кальберсон Интернасиональ”. Является акционерным
обществом с ограничивающейся ответственностью. В главном предприятии фирмы
52% акций находится в руках французских железных дорог, являющихся
государственным предприятием.
“Кальберсон” - самое крупное транспортно-экспедиторское предприятие
Франции.
В собственности фирмы имеются грузовые автомобили, вагоны, автомашины для перевозки негабаритных грузов и тяжеловесных грузов, платформы для перевозки тяжеловесов до 480 кг.
Фирма “Жили Э Си”. Фирма осуществляет главным образом перевозки
грузов в контейнерах железнодорожно-автомобильным транспортом. Основным
центром фирмы по международным перевозкам является агентство в Парижском
порту (Женевилье). В этом порту для перевалки и обработки контейнеров
имеются открытая складская площадь 20 тыс. кв. м, передвижной портальный
кран грузоподъемностью 3500 т, закрытые таможенные склады площадью 10 тыс.
кв. м, из которых 1500 кв. м предназначены для подгруппировки и
разгруппировки грузов, автопогрузчик грузоподъемностью 25 т, множество
передвижных электропогрузчиков грузоподъемностью 2-12 т. В случае
необходимости “Жили Э Си” арендует в порту необходимые технические
средства. Имеет своих агентов и корреспондентов примерно в 30 городах
Франции, что позволяет ей обеспечивать прием и доставку грузов практически
в любой пункт на территории Франции. Через своих агентов “Жили Э Си”
осуществляет операции по приемке контейнеров, перевозке контейнеров
автотранспортом, подгруппировку и разгруппировку грузов, таможенные
формальности, хранение грузов и контейнеров, расчеты по тарифам, подыскание
грузов для обратной разгрузки контейнеров.
Осуществляя экспедиторское обслуживание контейнеров в порту Гавр,
“Жили Э Си” тесно сотрудничает со стивидорной агентской компанией
Минморфлота “Мезон Перриго” и при этом исходит из ставок, разработанных и
применяемых указанной компанией.
В настоящее время фирма занимается экспедированием на территории
Франции всех контейнеров, принадлежащих Латвийскому пароходству.
Создание экспедиторских компаний на Украине (перестройка и правовая база для экономической самостоятельности)
Транспортно-экспедиторская обработка отечественного грузооборота
практически сосредоточена в руках агентских фирм и отечественных
пароходств, представленных фирмами “Хейтман” в Норвегии, “Гамбург” в
Драммене, “Олсон и Райт” в Стокгольме и “Кристиан Енсен” в Копенгагене. Все
эти фирмы имеют долголетний опыт работы с отечественными грузами и
фактически являются в своих странах монопольными представителями
отечественных пароходств.
Транспортно-экспедиторское обслуживание внешнеторговых грузов в
Украине осуществляло Всесоюзное объединение “Союзвнештранс”. Объединение
действует от имени и по поручению организаций и выступает их генеральным
экспедитором. Основными целями деятельности В/О “Союзвнештранс”, согласно
уставу, является: организация перевозок внешнеторговых грузов морским,
речным, железнодорожным, автомобильным, воздушным видами транспорта;
обеспечение транспортно-экспедиторского обслуживания отечественного
внешнеторгового грузооборота на Украине и за границей; повышение
эффективности внешнеторговых операций за счет выбора наиболее рациональных
и прогрессивных способов перевозки внешнеторговых грузов на территории
Украины и иностранных государств, концентрация и хранение, подработка,
сортировка и комплектация внешнеторговых грузов на базах и складах.
В январе 1980 года было образовано Всесоюзное хозрасчетное
объединение “Союзтранзит”. На это объединение были возложены привлечение и
регулирование перевозок грузов транзитом через территорию СНГ. Объединению
поручено заключать сделки по организации транзитных перевозок и
устанавливать тарифы за транспортировку, перевалку таких грузов. В/О
“Союзтранзит” обеспечивало привлечение грузов для перевозки транзитом через
территорию Украины более чем из 30 стран. Целями деятельности объединения
было привлечено и организованы перевозки иностранных грузов транзитом через
территорию СНГ, а также третьих стран морским, речным, железнодорожным,
автомобильным и воздушным видами транспорта и в смешанном сообщении;
повышение валютной эффективности операций, связанных с перевозкой
транзитных грузов, путем выбора наиболее рациональных и прогрессивных путей
и способов перевозки. С 1989 года В/О “Союзтранзит” вошло в состав В/О
“Союзвнештранс”. Важное место в работе “Союзвнештранса” занимает
организация перевозок из района Дальнего Востока морем и по железной дороге
через территорию Украины в европейские страны.
В рамках Транссибирского контейнерного сервиса (ТСКС) функционирует
три основных вида сообщения для перевозки транзитных грузов: “Трансрейл”,
“Трансси”, “Траконс”. Сообщение “Трансрейл” обеспечивает перевозку грузов в
контейнерах от портов Японии, Гонконга, Филиппин и Австралии до советских
пограничных станций Лужайка, Брест, Чоп, Унгены, Кушка и в обратном
направлении. Сообщение “Трансси” перевозит грузы в контейнерах на условиях
ФИОС (погрузка, выгрузка и укладка за счет отправителя (получателя)) от
портов Японии, Гонконга, Филиппин и Австралии до европейских портов
Балтийского, Черного и Средиземного морей и в обратном направлении.
Сообщение “Траконс” обеспечивает перевозку грузов в контейнерах от портов
Японии, Гонконга, Филиппин и Австралии до Высоко-Литовска и далее
автотранспортом на склад получателя в пункте назначения в Европе и в
обратном направлении.
Основными обязанностями В/О “Союзвнештранс” как генерального
оператора ТСКС при перевозке грузов в сообщении “Трансрейл” являются
следующие: подача тоннажа в порты погрузки: перевалка в портах Находка и
Восточный; передача контейнеров европейским железным дорогам на западных
пограничных станциях для дальнейшей перевозки (в связи с разной шириной
железнодорожной колеи в странах назначения, за исключением Финляндии);
информация отправителей и получателей о продвижении контейнеров;
осуществление расчетов с украинскими транспортными организациями.
Транзитное время - 20-25 дней.
Круг обязанностей В/О “Союзвнештранса” в сообщении “Трансси” включает
в себя, кроме того, прием и перевалку контейнеров в советских портах
Балтийского, Азовского и Черного морей и их отправку судами-
контейнеровозами в порты назначения европейских стран, а также в обратном
направлении. Среднее время транспортировки контейнеров - 30-35 дней.
При сообщении “Траконс” В/О “Союзвнештранс” обеспечивает приемку и
перевалку контейнеров на контейнерном терминале в Высоко-Литовске, их
дальнейшую отправку автотранспортом в пункты назначения стран Западной
Европы. Время транспортировки контейнеров - 30-40 дней.
В январе 1969 года между В/О “Союзвнештранс” и англо-советским
пароходным обществом (АСПО) достигнута договоренность о заключении
соглашения на экспедирование внешнеторговых грузов как по порту Лондон (где
АСПО само выполняет работу), так и по другим видам портам Великобритании
(где экспедирование осуществляется субагентами АСПО). В 1970 году был
заключен договор между АСПО и В/О “Союзвнештранс”. АСПО принимает на себя
обязательства по выполнению поручений советских внешнеторговых организаций
- на транспортно-экспедиторское обслуживание грузов объединений в портах
Великобритании, а именно: поручений по выгрузке, погрузке, отзыву,
складированию, приемке, перевалке и отправке грузов транспортными
средствами в пункты, указанные в поручениях, в том числе морскими и речными
судами в соответствии с расписанием судов смешанной советско-английской
линии и ежемесячными графиками расстановки советского и фрахтуемого В/О
“Совфрахт” иностранного тоннажа под перевозку внешнеторговых грузов.
Поручения выдаются АСПО советскими внешнеторговыми организациями в
письменной форме на английском языке и должны содержать все необходимые
данные для его исполнения, а именно: полное описание грузов, точный адрес и
наименование поставщика - получателя, контрактные условия купли-продаже и
др. АСПО осуществляет постоянный контракт с поставщиками грузов объединения
для того, чтобы иметь информацию о сроках готовности грузов к отправке, и
информировать об этом соответствующие объединения и организации. Не позднее
30 числа каждого месяца АСПО сообщает советским внешнеторговым организациям
программу отгрузок из английских портов на следующий месяц с указанием
наименования судна, его позиций, количества и наименования грузов, фирм-
отправителей и номеров контрактов. АСПО производит отзыв грузов в
английские порты при обнаружении каких-либо недостатков АСПО принимает меры
к их устранению за счет объединения. При погрузке на судно АСПО
обеспечивает контроль за надлежащей сепарацией грузов на судне по
коносаментным партиям.