Исполнение уголовных наказаний
Академия управления МВД России
Р Е Ф Е Р А Т
по уголовно-исполнительному праву
На тему: Исполнение уголовных наказаний и
исправление осужденных как функция государства.
П Л А Н:
Введение
1. Понятие, сущность и значение функции исполнения уголовных наказаний.
Проблемы исправления осужденных.
2. Политика государства в области исполнения уголовных наказаний и
исправления осужденных на различных этапах развития российского
государства, проблемы ее развития и совершенствования.
2. 1. Период 70-х - начала 90-х гг.
2. 2. Период 90-х - 2000 гг.
2. 3. Проблемы развития и совершенствования деятельности государства по
исполнению уголовных наказаний и исправлению осужденных.
Заключение
Список использованной литературы (библиография).
Введение
В современных условиях борьбы с преступностью, охраны прав и свобод
граждан, восстановления и обеспечения правопорядка, особое значение
приобретает эффективность исполнения уголовных наказаний и исправления
осужденных.
В настоящее время в качестве одного из основных инструментов
реализации общегосударственной задачи в сфере борьбы с преступностью
является наличие системы органов и учреждений, предназначенных для
исполнения наказаний. А основные направления их деятельности, в которых эта
задача конкретизируется и реализуется, определяются в качестве
самостоятельной функции государства.
Вопросы исполнения уголовных наказаний имеют не только прикладное
значение, поскольку, во-первых, они всегда актуальны и востребованы в
научном осмыслении, теоретизации и систематизации основных положений, а во-
вторых, на основе данных теоретических положений разрабатываются научные
рекомендации, задача которых - повысить эффективность исполнения наказания
и достичь его целей.
Проблемам института наказания, практике его исполнения и исправления
осужденных уделяли внимание такие ученые в области уголовного права,
криминологи и пенитенциаристы, как: Н.А. Беляев; И.М. Гальперин; А.А.
Жижиленко; Г.А. Злобин; А.И. Зубков; И.И. Карпец; П.И. Люблинский; А.Е.
Наташев; И.С. Ной; И.С Полубинская; А.Д. Соловьев; Н.А. Стручков; П.А.
Фефелов; М.Д. Шаргородский и др.
Интегрирование РФ в мировое сообщество и международно-правовая
стандартизация в сфере исполнения (отбывания) наказаний, а также обновление
нормативного материала и поиск новых путей развития системы органов и
учреждений, исполняющих уголовные наказания, сформировали объективные
предпосылки для научного исследования закономерностей, составляющих реалии
и перспективы общественной жизни. С этих позиций необходимо переосмысление
не только политики исполнения наказаний, но и принципов уголовно-
исполнительной деятельности, основных положений соответствующей функции
государства.
Обновление и гуманизация законодательства в сфере исполнения
уголовных наказаний определяют необходимость разработки системы мер,
направленных на повышение эффективности государственной деятельности в
сфере функционирования пенитенциарной системы, улучшения качественно-
количественных характеристик исправления осужденных и предупреждения
преступлений. Актуальным в связи с этим представляется разработка вопросов
понимания наказания, его природы, целей и сущности; понимания и значения
исполнения наказаний, возможности и степени исправления осужденных;
систематизации научного знания в данной области.
Данные обстоятельства в основном и определяют актуальность
исследования данной темы.
Следует отметить, что поскольку обозначенные цели и объект
исследования касаются исполнения всех видов наказаний, предусмотренных ст.
44 Уголовного кодекса РФ (далее по тексту - УК РФ), автор ограничивает
предмет исследования таким наказаниям, как лишение свободы, так как, во-
первых, лишение свободы - наиболее распространенный вид наказания; во-
вторых, именно при исполнении лишения свободы применяются все средства
исправительного воздействия, предусмотренные ст. 9 Уголовно-исполнительного
кодекса РФ (далее по тексту - УИК РФ) и, в-третьих, проблемность исполнения
наказаний и исправительного воздействия проявляется в природе лишения
свободы в большей степени, чем в других видах наказания.
В рамках данного исследования автор считает целесообразным определить
хронологические границы, в которых будет рассмотрена эта функция
государства. Учитывая широкое поле исследования, необходимо выделить два
интересующих нас периода: 1 период - 70-е - начало 90-х гг.; 2 период -
начало 90-х - 2000 гг. В этом временном отрезке, на наш взгляд,
сосредоточены проблемы генезиса и развития современной концепции исполнения
уголовного наказания и его эффективности.
Основными методами исследования являются исторический и сравнительный
анализ.
1. Понятие, сущность и значение функции исполнения уголовных наказаний.
Проблемы исправления осужденных.
Исполнение наказания, также как и его назначение, всегда входило в
компетенцию государства, относилось к предмету публичного правового
регулирования. В соответствии с принципами федерализма, конституционная
норма относит уголовно-исполнительное законодательство к исключительному
ведению Российской Федерации[1].
Реализация соответствующего правомочия всегда предполагает
определенное направление или функцию, в рамках которой оно будет
претворяться в жизнь.
В общей теории права и государства, под функциями государства принято
понимать «основные направления внутренней и внешней деятельности
государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и
общечеловеческая сущность и социальные назначения[2].
В связи с тем, что государство выполняет множество функций,
содержание которых весьма разнообразно, отечественная юридическая наука
выработала их классификацию. Критериями такой классификации, среди прочих,
служат особенности объекта государственного воздействия, специфика
содержания каждой функции и сферы ее осуществления[3].
С учетом отмеченного разграничения функций, исполнение наказаний и
исправление осужденных можно отнести к функции охраны прав и свобод
граждан, борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка[4].
Так как деятельность государства по исполнению уголовных наказаний
решает внутренние задачи, то данная функция будет являться внутренней[5].
В функционально-содержательном аспекте, специфика борьбы с
преступностью[6] состоит в том, что эта борьба реализуется в 3-х
направлениях: профилактика преступлений, раскрытие и расследование
преступлений и исполнение уголовных наказаний.
От функции государства следует отличать функции органов государства,
то есть «реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в
соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и
политической системе общества»[7].
Представляется, что по отношению к функции государства, функции его
органов или должностных лиц носят обеспечивающий, служебный характер. Они
детализируют и конкретизируют общую государственную функцию, которая для
них будет иметь стратегическое значение.
Рассмотрение понятия «функции государства» требует ответа на вопрос
об их взаимодействии с задачами государства и принципами его деятельности.
Задачи и функции государства - явления соотносимые, тесно
взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни
отождествлять.
«В задачах государства определяются его социальное назначение,
историческая миссия в тот или иной период» - пишет М.И. Байтин, - «задачи
государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются
их ближайшей непосредственной предпосылкой»[8]. Не следует также смешивать
функцию государства с принципами его деятельности, поскольку последние
необходимо определять в качестве руководящих положений[9] правовой системы,
в соответствии с которыми и реализуются данные функции государства.
Принимая во внимание все вышеизложенное, можно было бы предложить
следующую дефиницию функции государства по исполнению уголовных наказаний -
это совокупность основных направлений внутренней деятельности государства,
осуществляемых системой органов и учреждений исполняющих уголовные
наказания, с целью исправления осужденных и предупреждения совершения новых
преступлений как осужденными, так и другими лицами.
Под сущностью, как правило, обычно понимают внутренние глубинные
связи и отношения, детерминирующие основные черты и тенденции развития
материального объекта[10].
Сущность функции государства по исполнению уголовных наказаний, по
нашему мнению, представляет собой диалектическое единство: с одной стороны
- эта функция призвана решать и решает задачу борьбы с преступностью, а с
другой - в ней проявляется государственная кара-репрессия. Таким образом,
данное направление (функция) государственной деятельности имеет две
противоречивых, но единых в своем существе составляющих, образующих ее
сущность.
Значение же данной функции прежде всего в том, что в этом ракурсе
своего функционирования реализуется общесоциальное начало государства, как
организации публичной власти. Изоляция и исправление осужденных, с
последующим возвращением их обществу - одно из основных достижений
современного цивилизованного человеческого сообщества[11].
Представляется необходимым отметить, что для реализации функций
государства существуют так называемые формы их осуществления.
Так, например, классифицируя эти формы на законодательную,
управленческо-исполнительную, судебную и контрольно-надзорную[12], следует
рассмотреть наиболее соответствующую тематике исследование законодательную
форму, которая по своей сути есть уголовно-исполнительная политика.
Как справедливо пишет А.И. Зубков, «уголовно-исполнительная система,
как бы ни была она обособлена от общества, живет в его рамках и
сталкивается с теми же проблемами, что и обычные трудовые коллективы. В
условиях мест лишения свободы решать указанные проблемы исключительно