Шмарова подготовил концепцию Основ уголовно-исполнительного Союза ССР и
союзных республик; она обсуждалась в институте Прокуратуры СССР и во ВНИИ
МВД СССР. После 1990 года новое исправительно-трудовое (уголовно-
исполнительное) законодательство разрабатывалось в рамках российской
системе права.
Помимо становления правовой базы, представляется интересным
рассмотрение изменений пенитенциарной системы.
Исправительно-трудовые колонии признавались основным видом ИТУ для
содержания несовершеннолетних осужденных к лишению свободы. Это отражало
фактически сложившееся к тому времени положение. Так, в 1968 году в
колониях отбывали наказание 99,7% осужденных к лишению свободы[48]. Вид
исправительно-трудового учреждения с соответствующим режимом, в котором
осужденный отбывал наказание, определялся судом на основании ст. 24 УК
РСФСР. Порядок направления осужденных в ИТУ устанавливался МВД СССР.
Исправительно-трудовые колонии подразделялись по видам режима. В числе
охраняемых колоний выделялись колонии общего, усиленного, строго и особого
режима[49].
В соответствии с ч.1 ст.62 ИТК РСФСР (ст.24 УК РСФСР) в колониях
общего режима должны были отбывать наказания мужчины, впервые осужденные к
лишению свободы за преступления, не являющиеся тяжкими, а также женщины,
осужденные к лишению свободы, кроме признанных особо опасными
рецидивистками, и женщин, которым наказание в виде смертной казни заменено
лишением свободы в порядке амнистии или помиловании.
ИТК усиленного режима предназначались для содержания мужчин, впервые
осужденных за тяжкие преступления (ч.1 ст.63 ИТК РСФСР). В них по решению
суда могли направляться другие осужденные к лишению свободы мужчины, за
исключением признанных особо опасными рецидивистами и осужденных, которым
наказание в виде смертной казни было заменено лишением свободы в порядке
амнистии или помиловании.
В колонии строго режима направлялись не признанные особо опасными
рецидивистами мужчины, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы
(независимо от наличия судимости), мужчины, совершившие особо опасные
государственные преступления, а также женщины, совершившие особо опасные
государственные преступления либо признанные особо опасными рецидивистками,
и женщины, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением
свободы в порядке помилования или амнистии[50].
Колонии особого режима предназначались для осужденных мужчин - особо
опасных рецидивистов, мужчин, которым наказание в виде смертной казни
заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии (ст.65 ИТК
РСФСР).
Изменения произошли и с системой исправительно-трудовых колоний -
поселений. В период принятия Основ исправительно-трудового законодательства
и ИТК РСФСР они предназначались для содержания лиц, «твердо вставших на
путь исправления», переведенных туда из колоний общего, усиленного и строго
режимов в порядке, предусмотренном ст.51 ИТК.
В 1985 году появляется новый вид исправительно-трудовых колоний-
поселений. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2
апреля 1985 года и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 сентября
1985 года[51], в колонии - поселения направлялись также лица, осужденные
впервые за умышленные преступления, указанные в абзаце ч.4 ст.24 УК РСФСР.
Воспитательно-трудовые колонии (ВТК) подразделялись на колонии общего
и усиленного режима. Согласно ст.75 ИТК РСФСР 1970 года ВТК общего режима
предназначались для содержания всех осужденных и несовершеннолетних
женского пола и несовершеннолетних мужского пола, осужденных впервые за
преступления, не являющиеся тяжкими. В ВТК усиленного режима ранее отбывали
наказания несовершеннолетние мужского пола, а также осужденные за тяжкие
преступления, а после Указа от 18 сентября 1985 года последняя категория в
ВТК усиленного режима уже не направлялась[52].
Режим исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы с 70-х
по 90-е гг. в своей основе был определен Положением об ИТК и тюрьмах 1961
года, установившим все основные его содержательные характеристики. В
Положении был определен правовой статус помещений камерного типа, порядок и
условия перевода туда осужденных. Положение закрепило основные права и
обязанности осужденных, установило четко определенные нормы питания для
различных категорий лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Основы исправительно-трудового законодательства и ИТК РСФСР относили
режим отбывания наказания к основным средствам исправления и перевоспитания
осужденных. Понятие режима законодателем не определялось.
Основные требования режима определялись в ст.22 ИТК РСФСР:
обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор над ними с тем, чтобы
исключить возможность совершению ими новых преступлений или других
антиобщественных поступков; точное и неуклонное выполнение ими своих
обязанностей; различные условия содержания в зависимости от характера и
степени общественной опасности совершенного преступления, личности и
поведения осужденных.
Правовые основы режима исполнения лишения свободы складывались не
только из норм Основ и ИТК РСФСР, но и из широкого комплекса подзаконных
(ведомственных) актов.
К числу средств обеспечения режима в местах лишения свободы в период
70-х по начало 90-х гг. можно отнести меры предупреждения и пресечения
правонарушений, которые могли применяться как к осужденным, так и к иным
лицам, вступающим в контакт с осужденными; меры поощрения; меры взыскания;
изменение условий содержания в пределах одного ИТУ; изменение условий
содержания в результате перевода осужденного из одного ИТУ в другое.
Следует согласиться с мнением А.И. Зубкова, который пишет, что
«пожалуй, не одна из мировых пенитенциарных систем не была столь жестко
ориентирована на использование труда осужденных, как советская»[53].
В 80-е годы труд осужденных применялся в производстве, относящемся
более чем к тридцати отраслям и подотраслям народного хозяйства, среди
которых ведущее место занимала лесозаготовительная промышленность,
машиностроение, металлобработка, швейная промышленность.
Согласно ч.1 ст.39 ИТК РСФСР труд лиц лишенных свободы, должен был
оплачиваться в соответствии с его количеством и качеством по нормам и
расценкам, существующим в народном хозяйстве. Вместе с тем действовало
правило, по которому начисление заработка осужденным осуществлялась «с
учетом частичного возмещения ими расходов по содержанию исправительно-
трудовых учреждений». Практически это означало введение так называемых
понижающих коэффициентов, при применении которых, заработная плата,
начисляемая осужденным, оказывалась значительно меньше той, которую
получали за соответствующую работу свободные граждане.
Вопросы политико-воспитательной работы регулировались ст.44 ИТК РСФСР
которая закрепляла основные формы политико-воспитательной работы: трудовое
соревнование, разъяснение советского законодательства; агитационную и
пропагандистскую работу; культурно-массовую и физкультурно-спортивную
работу; индивидуальную работу.
Подводя итог характеристике исполнения уголовных наказаний и
исправления осужденных, следует подчеркнуть закрытый тип пенитенциарной
системы того времени. «Тюремный организм» представлял собой изолированное
образование, к работе которого не допускались средства массовой информации,
представители общественности и международные правозащитные организации.
Объективные условия того времени определили природу всех общественных
отношения, в пределах которых исполнялось (отбывалось) уголовное наказание.
Своего рода «оттепель» пенитенциарная система СССР стала претерпевать с
демократизацией общественных отношений, признанием ценностью прав и свобод
человека, либерализацией уголовно-исполнительной политики и гуманизацией
процедуры назначения и исполнения наказаний.
2. Период 90-х - 2000 гг.
Нормотворческая деятельность, касающаяся реорганизации уголовно-
исполнительной системы, условий ее функционирования и обращения с
осужденными, была весьма активной: за время 1991 по 1999 гг. было принято
свыше сорока различных нормативных актов (законов, указов Президента и
постановлений Правительства РФ). Это был, пожалуй, самый насыщенный по
уровню нормотворческой работы период, что обуславливалось потребностями
гуманизации и приведения порядка и условий содержания осужденных в
соответствие с требованиями международных стандартов, перехода к рыночным
отношениям и стабилизации уголовно-исполнительной системы.
Первыми в ряду нормативных актов, направленных на реорганизацию
уголовно-исполнительной системы были Указы Президента России: от 30 ноября
1991 года «Об изменениях в системе оплаты труда осужденных и лиц,
содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях МВД РСФСР», от 12 октября
1992 года «О приватизации в органов внутренних дел Российской Федерации».
Эти нормативные акты отменили 50-ти процентные удержания из заработка
осужденных и запретили к приватизацию предприятий, учреждений и организаций
ОВД[54].
22 апреля 1994 года Указом Президента «О сокращении численности
внутренних войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации» функции
охраны учреждений исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и
их объектов от внутренних войск МВД РФ переданы учреждениям и органам
уголовно-исполнительной системы.
Существенные изменения произошли с принятием Закона Российской
Федерации от 12 июня 1992 года «О внесении изменений и дополнений в
Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-
процессуальный кодекс РСФСР». Закон привел российское исправительно-
трудовое законодательство в соответствие с нормами международного права.
Впервые осужденным была гарантирована свобода совести и вероисповедания,
разрешено посещать места лишения свободы служителям культа различных
конфессий для отправления религиозных обрядов, ряд других нововведений[55].
Законом Российской Федерации от 17 декабря 1993 года «О внесении
изменений в ст.24 Уголовного кодекса РСФСР» было введено положение,
согласно которому при замене в порядке помилования смертной казни лишением
свободы оно могло быть назначено пожизненно; этим Законом было положено