Исполнение уголовных наказаний

целей исправления осужденных.

Проблемы исправления и соотносимые с ними проблемы перевоспитания

имеют педагогический контекст, исключающий позитивное изменение личности

путем ее репрессирования. Именно поэтому кара объединена с воспитательно-

исправительным воздействием. При этом исправление следует рассматривать как

результат комплексного психолого-педагогического воздействия.

Сущность уголовно-исполнительной отрасли права, как бы не менялось ее

название, состоит в том что наряду с применением к лицу, отбывающему

наказание, средств карательного свойства, должны использоваться и меры

воздействия, лишенные каких-либо элементов кары. Следует, также,

согласиться с мнением, что «если мы не отказываемся от принципа гуманизма в

нашей уголовно-исполнительной политики, выражающейся главным образом в

стремлении позитивно изменить личность преступника, отбывающего уголовное

наказание, то это означает, что к самому понятию «исполнение наказания»

следует применять в известном смысле расширительное толкование. То есть к

его пониманию нужно подходить не только с юридических, социальных,

политических, экономических позиций, но и с позиций социально-нравственных,

охватывающих психологические и педагогические аспекты, выходящие за рамки

сугубо исполнительных функций»[31].

В.А. Никонов разделяет цели наказания на цели-результаты (общая и

частная превенция) и цели-средства (исправление осужденных). «Нам кажется,

- пишет он, - было бы более логичным назвать в статье закона сначала цели-

результаты , и уже затем наиболее желаемые средства их достижения»[32].

Цель-исправление осужденных в УК РСФСР 1960 года звучала как

«исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду,

точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического

общежития».

«Исполнение наказания, дополненное мерами исправительно-трудового

воздействия и специального принуждения, направлено на осуществление целей

исправления и перевоспитания осужденных, а также специального (частного)

предупреждения»[33] - пишет Н.А. Стручков. По его мнению, «карательно-

воспитательный процесс представляет собой разновидность социально-

воспитательного процесса, применяемого по отношению к гражданам, ставшим

правонарушителями и потому нуждающимся в особом воздействии»[34].

Против целей исправления, как правило, высказываются два аргумента:

первый - исправление осужденного - это средство достижения частно-

предупредительной цели; второй аргумент - труднопознаваемость критериев

исправления[35].

Такие возражения, как нам кажется, не принципиальны. «Исправить

преступника - пишет Н.А. Стручков, - значит подвергнуть изменению к лучшему

отдельные его взгляды, привычки, навыки»[36]. При этом, воздержание от

совершения новых преступлений может и не предполагать таких изменений, а,

например, действовать под угрозой наказания. А цель исправления, это цель-

стимул (ориентир), к которому должна стремиться уголовно-исполнительная

система, стратегия ее деятельности. Она оправдывает существование

государственных органов и учреждений, также как и совокупности всех мер,

применямых к осужденным. Иными словами, исправление осужденных - это основа

пенитенциарной доктрины. «Воспитательная функция наказания, закрепленная в

уголовно-исполнительном законодательстве в соответствующей отрасли права, в

целом, должна иметь первостепенное значение. Только при этих условиях мы

будем говорить о правовых гарантиях, обеспечивающих основное гуманное

требование: при отбывании наказания, главным фактором должна быть личность

осужденного, сам человек, совершивший преступление»[37].

Избирая методологическую основу концепции наказания, мы остановились

на синтезе классической и социологической школ. Признавая свободную волю

субъекта, мы признаем рациональность теории наказуемости, а, следовательно,

презумируем возможность исправления.

Совершенно справедливо высказывание Г.П. Байдакова, о том, что

«сохранение в законодательстве целей исправления не может ставится под

сомнение тем фактом, что существует рецидивная преступность. Во-первых,

недостижение этой цели свидетельствует не о ее принципиальной

несостоятельности, а лишь о сегодняшней ограниченности средств ее

достижения. Во-вторых, признание неисправимости преступника не

соответствует ни принципу гуманизма, ни возможностям человека выбирать

определенное поведение»[38].

Поднимая проблему соотношения наказания и исправления, следует

согласиться с мнением А.В. Шамис: «именно при исполнении наказания

происходит наибольшее влияние на правовое и нравственное обоснование

наказания, социально-правового положения личности в обществе, характера,

устойчивости общественного строя, экономических и политических полномочий

государства. Все эти социальные и правовые категории имеют определенную

нравственно-воспитательную окраску и сами по себе влияют на формирование

исправительных функций по исполнению уголовных наказаний, учреждений, его

исполняющих»[39].

2. Политика государства в области исполнения уголовных наказаний и

исправления осужденных на различных этапах развития российского

государства, проблемы ее развития и совершенствования.

Вопрос любого исследования надлежит считать нераскрытым, если при

рассмотрении проблемы не были освещены исторические аспекты исследуемого

явления. Проследить исторические связи объекта изучения - это означает не

только охарактеризовать совокупность детерминированных историческим

развитием преобразований, но и определить, что способствовало этому

развитию, благоприятствовало его становлению.

Задачей данной главы настоящего исследования является систематизация

изменений в осуществлении функций государства по исполнению уголовных

наказаний и исправлению осужденных, в период с 70-х по 2000 гг. Используя

методологию исторического и сравнительного анализа, автор предпринял

попытку обобщения тех изменений в функционировании пенитенциарной системы,

которые стали возможными вследствии глобальных политико-экономических и

идеологических перемен в социальном укладе нашего государства.

Хронологические границы автор определил исходя из соотношения

состояния исправительной системы в период с 70-х по 2000 гг. В первой части

настоящей главы будет рассмотрен период с 70-х по начало 90-х гг. Во второй

части - период с начала 90-х по 2000 гг.

1. Период с 70-х по начало 90-х гг.

Вопрос о новой кодификации исправительно-трудового законодательства

был поставлен на шестой сессии Верховного Совета СССР четвертого созыва в

1957 году, а затем на второй сессии Верховного Совета СССР пятого созыва в

декабре 1958 года. Тогда же были определены и формы новых законодательных

актов - Основы исправительно-трудового законодательство Союза ССР и союзных

республик и исправительно-трудовые кодексы союзных республик. Однако в

отличии от уголовного законодательства и законодательства об уголовном

судопроизводстве подготовка третьей кодификации исправительно-трудового

законодательства затянулось более чем на десятилетие. В этот период

деятельность исправительно-трудовых учреждений не регламентировалась

законами в собственном смысле слова. Она регулировалась подзаконными, в

основном ведомственными нормативными актами. Так, деятельность одних мест

лишения свободы регламентировалась утвержденным Указом Президиума

Верховного Совета РСФСР от 20 августа 1961 года; Положением об

исправительно-трудовых колониях и тюрьмах[40]; трудовых колоний для

несовершеннолетних - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня

1968 года[41], отбывание лишение свободы в ИТК - поселениях - Указом

Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июня 1963 года[42]. Порядок

исполнения исправительных работ, ссылки и высылки регулировался

ведомственными инструкциями МВД СССР.

Вопрос о принятии Основ обсуждался на шестой сессии Верховного Совета

СССР седьмого созыва 11 июля 1969 года. Для их принятия потребовалось

внести соответствующее дополнение в Конституции СССР 1936 года: Верховный

Совет принял Закон «О дополнении статьи 14 Конституции (Основного Закона)

СССР»[43]. Одновременно был принят Закон «Об утверждении Основ

исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных

республик»[44].

Вслед за утверждением Основ в союзных республиках активизировалась

работа по подготовке проектов исправительно-трудовых кодексов. ИТК РСФСР

был утвержден восьмой сессией Верховного Совета РСФСР седьмого созыва 18

декабря 1970 года введен в действие с 1 июня 1971 года[45].

Принятие нового исправительно-трудового законодательства потребовало

пересмотра целого комплекса ведомственных нормативных актов в области

исполнения наказаний. Практика применения нового законодательства выявила

целый ряд его недостатков, а происшедшие в конце 80-х гг. существенные

социально-политические, экономические и правовые изменения в обществе

поставили на повестку дня вопрос о реформе законодательства в области

исполнения уголовных наказаний[46].

В законодательстве, теории и практике превалировал явно выраженный

«пенитенциарный» уклон, что вело к недооценке мер, не связанных с лишением

свободы, препятствовало поиску и реализации действенных альтернатив этому

наказанию. Отсутствие эффективной системы альтернативных мер, в числе

прочих причин, несомненно, побуждало судебные органы неоправданно широко

применять реальное лишение свободы.

В середине 80-х годов законодатель пошел по пути создания единого

законодательного акта об исполнении всех уголовных наказаний. Главные

усилия в тот период были сосредоточены на проекте общесоюзных Основ

уголовно-исполнительного законодательства. Но его подготовка в 1983 году по

решению бывшего руководства МВД СССР была прекращена. Между тем с каждым

годом становилось все более острой необходимость нового

законодательства[47].

В 1985-86 гг. проводилась подготовительная работа, анализ и

систематизация законодательных и подзаконных актов, предложений,

высказанных в печати. Возобновилась работа над проектом общесоюзных Основ в

1986 году во ВНИИ СЗ под руководством профессора Н.А. Стручкова. В 1987

году авторский коллектив в составе Н.А. Стручкова, А.С. Михлина, И.И.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты