учреждений, исполняющих уголовные наказания.
В условиях коррекции деятельности всей системы, необходима тщательная
проработка как всей пенитенциарной доктрины в целом, так и ее отдельных
положений и направлений. И хотя те позитивные изменения и существенные
улучшения отмеченной деятельности, достигнутые вступлением России в Совет
Европы и ратификацией международных документов заметно улучшили содержание
данной деятельности, на сегодняшний день можно констатировать, что
имеющиеся в рабочем арсенале сотрудников Министерства юстиции средства
исправительного воздействия не позволяют в полной мере достигать целей
исправления осужденных.
Широкий спектр причин такого положения дел не позволяет качественно
улучшить исполнение (отбывание) наказаний без последовательной,
целенаправленной работы. С учетом сферы (направления) деятельности по
исполнению наказаний проблемы УИС следует разграничить на: проблемы
исполнения наказаний (проблемы УИС, персонала исправительных учреждений,
уголовно-исполнительной политики в целом), и на проблемы отбывания
наказаний (проблемы достижимости целей наказания, эффективного воздействия
на осужденных, нравственно-педагогических основ исправления).
Проблемы исполнения наказаний
К их числу, на наш взгляд, следует отнести: политико-правовые,
материально-технические, организационно-кадровые и социально-бытовые.
Политико-правовое направление совершенствования деятельности уголовно-
исполнительной системы, по существу, носит управленческий характер. В
рамках этого направления решаются вопросы стратегии исполнения наказаний,
концептуальные основы уголовно-исполнительной деятельности.
На сегодняшнем этапе развития Российского государства необходимо
сформировать и законодательно оформить основные положения пенитенциарной
доктрины, которая бы предусматривала цели и ориентиры деятельности по
применению государственного принуждения к лицам, осужденным судами РФ.
Доктрина эта должна содержать и концепцию исправления осужденных
сегодняшнего времени, определять систему принципов и четко сформулированных
результатов исправления.
Безусловно, вывод о низком качестве работы сотрудников УИС с учетом
тех материальных затруднений, которые эта система испытывает, является
необоснованным. Исходя из современных реалий и ближайших перспектив эта
доктрина должна содержать стратегические цели правоприменительной
деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний.
Аспект совершенствования уголовно-исполнительной политики должен
проявляться, с одной стороны, в ликвидации правовых пробелов и устранении
коллизий и конкуренции норм уголовно-исполнительной права, регламентации
всех сторон деятельности по исполнению наказаний, созданию реальных
правовых гарантий для персонала исправительных учреждений и их семей. С
другой стороны, направленность уголовно-исполнительной политики должна
определяться не только условиями материально-ресурсных факторов, но и с
учетом также правовых и политических тенденций деятельности мирового
сообщества в сфере исполнения уголовных наказаний.
Признавая себя частью мирового сообщества и имея определенные
обязательства перед международными организациями, перед Россией стоит
нелегкая задача реформирования уголовно-исполнительной системы и приведения
функции исполнения уголовных наказаний к международно-правовым стандартам в
условиях недостаточного финансирования, взаимозадолжностей и финансово-
организационной дестабилизации.
Основа постоянной результативной работы - надлежащий уровень развития
материальной базы. В связи с этим представляется важным отметить, что 70%
случаев недостижимости поставленных законодателем задач и целей происходит
из-за отсутствия необходимых материальных средств.
Сегодняшние материальные условия в которых содержатся осужденные и
подследственные, нуждаются в обновлении и реконструкции. Проблемы основных
и дополнительных бюджетных ассигнований, отсутствие средств в
амортизационных фондах и иные многочисленные затруднения не позволяют
работать УИС на требуемом уровне. Проблема материального обеспечения
касается всего государства, при этом особенно непосредственно она
проявляется при исследовании качества тех материально-технических условий,
в которых сегодня работает персонал исправительных учреждений.
Организационно-кадровые проблемы затрагивают функционирование всех
звеньев системы исполнения наказаний. Недостаток квалифицированных кадров,
их «текучесть» и непрофессионализм влияет на повышение случаев нарушения
законности, противоправного поведения. Представляется необходимым введение
обязательной государственной программы по подготовке и переквалификации
сотрудников ИУ, рациональному кадровому построению и обеспечению.
В качестве одного из средств выполнения этой задачи следует
рассматривать совершенствование деятельности специализированных учебных
заведений и научно-методических центров.
С учетом того, что внутренние войска теперь не осуществляют функцию
охраны исправительных учреждений, необходимо положительно решить вопрос с
кадровым обеспечением в этой области.
Проблема социального обеспечения персонала ИТУ также характерна для
государственных служащих вообще. Нуждается в реформировании правовой
институт социального обеспечения (трудового и пенсионного) и социальных
гарантий работников УИС. Безусловно, проблемы трудовых отношений влияют и
на качество выполняемой работы, и на состояние законности в деятельности
персонала. Так, например, можно ввести систему медицинского и социального
страхования специально для сотрудников ИТУ, ввести систему соответствующих
компенсаций и дотаций на трудовых коэффициентах и т.д.
Проблемы отбывания наказаний
К числу этих проблем следует отнести материально-технические,
экономические проблемы, проблемы правового и морального стимулирования,
проблемы пенитенциарной этики и педагогики.
Вопрос о материально-техническом обеспечении особенно актуален в
связи с ратификацией международных нормативно-правовых актов,
регламентирующих вопросы минимальных правил обращения с осужденными и
предоставления им элементарных общечеловеческих благ.
Перед Россией стоит непростая задача - реконструировать помещения и
сооружения, предназначенные для отбывания наказания в виде лишения свободы.
Материальная база УИС давно требует выполнения капитальных работ. Срок
эксплуатации ряда сооружений давно истек, а ремонтных и капитальных
мероприятий не проводилось, по различным причинам. Это сводит на нет все
усилия государственных органов и должностных лиц в сфере уголовно-
исполнительной политики, кадрового и информационного обеспечения.
Вопрос материального снабжения особо остро проявляется при
исследований условий содержания под стражей подследственных (подозреваемых
и обвиняемых). Не гарантируется и не исполняется элементарные минимальные
требования к санитарно-бытовому обслуживанию и условиям содержания лиц
указанных высшей категорией. Из всех проблем отбывания наказания в виде
лишения свободы проблема материального обеспечения наиболее насущна, она
касается не только отбывания, но и исполнения наказаний, то есть реализации
всей уголовно-исполнительной функции в целом.
Вопросы экономического значения привлечения к труду осужденных,
использования результатов этого труда и обеспечения реализации продукции,
произведенной заключенными, тесно связаны с проблемой материального
обеспечения. Более 25% осужденных не задействовано, в настоящее время, в
процессе труда, при этом более 40% всей производимой продукции не имеет
рынка сбыта. Неконкурентноспособность этой продукции свидетельствует о
нерентабельности пенитенциарного производства в целом. А это, в свою
очередь, говорит о недостаточном уровне развитости уголовно-исполнительной
системы.
Проблемы материально-технического обеспечения и проблемы
экономического развития могут решаться за счет взаимозачетов. Этому примеру
сейчас и следует большинство субъектов экономических отношений. Производя
определенную продукцию, органы и учреждения, исполняющие уголовные
наказания, решают проблемы материального снабжения, и, наоборот,
материальное обеспечение процесса труда расширяет базу средств
производства. На наш взгляд, решение этих блоков вопросов должно быть
единым и основываться на интеграции двух систем самообеспечения (подсобного
хозяйства).
Проблемы правового и морального стимулирования поведения осужденных
вытекают из целей уголовно-исполнительного законодательства и целей
уголовного наказания. Определенное в главе 1 настоящей работы понимание
исправления осужденных, его критериев, методов и средств, должно
происходить с активизацией позитивного поведения осужденных. Необходимо
учитывать и применять теории бихевиористской направленности.
Важной задачей представляется решение проблемы формирования
позитивной юридической ответственности у лиц, осужденных к лишению свободы.
Пенитенциарные система всего мира уже показали неэффективность достижения
целей исправления посредством применения мер принуждения. Необходимость
расширения комплекса мер убеждения, морально-правового стимулирования, в
свое время осознавалось и решалось в нашем идеологическом прошлом. С
утратой идеологических позиций, эта система утеряла свою прежнюю
политическую значимость.
Морально-правовое стимулирование и сочетание его с принуждением -
важнейший психолого-педагогический фактор, влияющий на личностную динамику.
Представляется, что достижение цели исправления невозможно посредством
других способов и мер, предполагающих осознанное следование моральным и
правовым предписаниям.
С предыдущим блоком проблем стимулирования поведения осужденных тесно
связаны вопросы пенитенциарной этики и педагогики. На наш взгляд
принципиально важно строить деятельность по исполнению (отбыванию)
наказания на принципах нравственного воспитания и перевоспитания. К
сожалению, эта проблема сегодня касается не только системы учреждений и
органов исполняющих уголовные наказания; масштабы ее тождественны масштабам
всего общества.
Любая система, специализирующаяся на реализации определенной функции