Клевета (ст. 129 УК) - уголовное право

репутацию пострадавшего. Клеветнические измышления - это элемент

объективной стороны преступления. К тому же Н.Н. Афанасьев не указал, что

клеветнические измышления должны носить опорочивающий характер.

Клевета и оскорбление относятся к деяниям, не имеющим предмета

преступления[21].

2. Объективная сторона клеветы

Проанализируем признаки объективной стороны клеветы.

Деяние.

Сведения. Формы выражения клеветы различны. Она может быть устной или

письменной, она встречается в анонимных заявлениях, в печати, в том числе

стенной, в передачах телевидения и радио и т.д. Клеветнические измышления

можно найти и в официальных документах, приказах, представлениях

должностных лиц, ответах на запросы и жалобы и др.[22]

Клеветнические измышления могут касаться фактов, якобы происходивших

в прошлом или имеющих место в настоящее время. Сообщение о фактах, которые

могут возникнуть в будущем, клеветой не является. В них могут содержаться

сведения о каких-либо конкретных фактах, например, о совершении лицом

преступления, но они могут носить и обобщенный характер. Так,

клеветническое измышление может выразиться в утверждении, что лицо получало

взятки.

Ложность. Ложность сведений означает, что сведения не соответствуют

действительности. Для придания правдоподобности, соответствия

действительности в заведомо ложные сведения могут быть "добавлены"

отдельные фрагменты реальности. Однако это не имеет значения с точки зрения

уголовной ответственности за клевету.

Распространение. С объективной стороны клевета состоит в

распространении заведомо ложных, порочащих другое лицо сведений, т.е.

представляет собой действие - сообщение указанных сведений хотя бы одному

постороннему лицу независимо от того, получило ли эта информация дальнейшее

распространение. Клеветнические измышления могут быть переданы любому

человеку, в частности, должностному лицу, в том числе представителю власти.

Так, Ш. сообщила начальнику отдела заведомо ложную информацию о том, что

работника К. застали в помещении учреждения в интимной обстановке с

мужчиной[23].

В тех случаях, когда подобные измышления были сообщены только самому

потерпевшему, состав клеветы отсутствует, но совершенное может быть

квалифицировано при наличии необходимых признаков как оскорбление.

Обман. С юридической точки зрения, безразлично, был ли человек,

распространяющий ложные сведения, порочащие другое лицо, их автором или он

использовал чьи-то выдумки. Хочу немного отойти от рассмотрения признаков

деяния. Несет ли автор ложных измышлений ответственность только за

авторство? Я говорю о той ситуации, когда лицо передал эти измышления, с

оговоркой, что они ложные. Естественно нет. Я предлагаю выделить в качестве

обязательного признака объективной стороны, такой признак, как способ

совершения преступления – в виде обмана. Поскольку просто распространение

сведений, при ясном понимании всеми того, что они ложные, например, шутка,

преступлением по сути не являются (если отсутствует состав оскорбления).

Можно провести аналогию с угрозой насилия – она должна осознаваться как

реальная.

Порочность. Порочностью считается нарушение норм нравственности,

закона, обычаев человеческого общения. Как считают некоторые советские

юристы, в ходе самого рассмотрения дела "для суда не является обязательной

оценка потерпевшим распространяемых в его отношении ложных сведений"[24].

По мнению Н.А. Придворова, "субъективная оценка фактов не всегда

соответствует объективной их оценке"[25]. Если в отношении человека

распространили какие-то заведомо ложные сведения, которые он субъективно

считает порочащими его честь, достоинство или деловую репутацию, то это еще

не значит, что они являются таковыми объективно. К этой позиции, в

частности, сводится смысл постановления Пленума Верховного Суда СССР от 17

декабря 1971 г., который "разъяснил, что порочащими надо считать такие

сведения, которые умаляют честь и достоинство гражданина или организации в

общественном мнении или мнении отдельных граждан с точки зрения соблюдения

закона, правил социалистического общежития и принципов коммунистической

морали"[26]. Это позволило Н.А. Придворову утверждать, что "вопрос о том,

являются ли распространяемые сведения позорящими данное лицо, решается

судом на основе правосознания с точки зрения принципов коммунистической

морали"[27]. Нужно отметить, что в советские годы подобная позиция была

господствующей. Так, например, А.В. Белявский полагал, что "в каждом

конкретном случае судьи должны исходить из закона, правил социалистического

общежития и морали, своего правосознания и нравственных воззрений"[28].

Исходя из этого, он расшифровывал и понятие порочащих честь,

достоинство и деловую репутацию лица сведений, под которыми подразумевал

такие сведения, "которые приписывают человеку нарушение своего долга или

несоответствие тем требованиям, которые закон и правила социалистического

общежития и морали предъявляют ему как человеку, члену определенной

общности". На этом же настаивали и другие советские юристы, утверждая, что

"действия должны рассматриваться как порочащие честь и достоинство, если

они противоречат закону, правилам социалистического общежития или

моральному кодексу строителя коммунизма"[29].

Никто, ни один здравомыслящий адвокат, будь он даже трижды

коммунистом, не станет спорить с тем, что сегодня совершенно неправомерны

отсылки к коммунистической морали и нравственности или к правилам

социалистического общежития. Они, конечно же, будут исходить из того, что

из сферы правового регулирования отношений, связанных с клеветой, в прошлое

ушли коммунистическая мораль и нравственность, правила социалистического

общежития, а не решающее значение морали и нравственности как таковых.

Предполагается, что устаревшую коммунистическую мораль и нравственность

сменила новая мораль, основанная на "общечеловеческих ценностях".

То есть, по их мнению, как таковая общественная мораль сохранила свою

силу в качестве одного из важнейших правовых регуляторов. Изменилось лишь

ее содержание, но не значимость.

Применительно к нашей проблеме это означает следующее. Решение о том,

носят ли заведомо ложные сведения, распространенные в отношении лица

характер, порочащий его честь, достоинство или деловую репутацию, суд

должен принимать, исходя из "моральных принципов нашего общества"[30], как

это и прежде считали советские юристы. В частности, О.С. Иоффе подчеркивал,

что "в основу судебного решения должна быть положена та оценка фактов,

упоминаемых в распространенных сведениях, которая дается самим судом,

становящимся на точку зрения советского общества в целом"[31]. Поэтому

защита от клеветы возможна, только если "суд придет к выводу, что факты,

сведения о которых были распространены, способны опорочить честь и

достоинство гражданина не только в его собственном, но и в общественном

мнении".

Существенным аргументом в пользу такого подхода многих, в том числе

современных, юристов является, к сожалению, последнее принятое по данному

вопросу постановление Пленума Верховного Суда РФ[32]. Пункт 2 этого

постановления считает порочащими "не соответствующие действительности

сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим

лицом действующего законодательства или моральных принципов (о совершении

нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту и

другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную

деятельность, деловую репутацию и т.п.), которые умаляют честь и

достоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического

лица". Тем самым подразумевается, что у всего общества существуют единые и

не подлежащие сомнению "моральные принципы", следовательно, и незыблемые

представления о том, какие поступки необходимо считать "нечестными", а

какое поведение "неправильным". Отличие этого подхода от старого,

советского, носит сугубо поверхностный характер, связанный исключительно с

отказом от коммунизма как государственной идеологии. При этом, отринув

тоталитарную коммунистическую идеологию, многие, даже либеральные, юристы

продолжают настаивать на наличии господствующей якобы общественной, а по

сути государственной морали.

Сегодня нет числа судебным процессам, происходящим на идеологической

почве. С разных сторон, подчас одновременно из уст общественных деятелей,

сыплются обвинения в "большевизме" и "консерватизме", "либерализме" и

"авторитаризме", "милитаризме" и "пацифизме" и прочая и прочая и прочая.

В доперестроечном СССР все было просто: есть официальная идеология и

есть все остальные, попросту говоря, враждебные идеологии, не имеющие права

на существование. Еще пару десятилетий назад обвинить перед лицом широкого

общественного мнения конкретного человека в том, что он состоит в

коммунистической партии и разделяет коммунистические идеалы, было

совершенно невозможно. Напротив, термин "антисоветчик" звучал как приговор.

Сегодня же у нас идейный плюрализм, а потому В.А. Сидоров приводит вполне

вероятные ситуации.[33]

Ситуация 1а. Скандальная газета «Х» опубликовала статью журналиста

В., который утверждает, что гражданин А., всю свою жизнь широко известный

общественному мнению как убежденный коммунист, с 70-х годов тайно состоит в

монархической организации "Союз меча и орала", которая легализовала свою

деятельность после падения коммунистического режима.

А. однозначно расценивает эту информацию как позорящую его честь и

достоинство и без промедления подает на журналиста В. в суд. Дело попадает

на рассмотрение к судье С., симпатизирующему монархической идее.

Судья С., руководствуясь своими нравственными принципами, отказывает

потерпевшему А. в защите от клеветы.

По мнению судьи С., сведения о членстве лица в монархической

организации не могут порочить честь и достоинство порядочного человека.

Монархические идеи и организации сегодня в отличие от советских времен не

запрещены законом, эти идеи свободно пропагандируются, легально действуют

монархические партии, тысячи российских граждан, включая и судью С.,

симпатизируют идее монархии. Исходя из этого, судья решает, что не может

быть никакой крамолы в том, что какое-то лицо состоит в легально

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты