Клевета (ст. 129 УК) - уголовное право

действующей политической организации.

Подрывают ли такие сведения репутацию А.? Порочат ли они его честь и

достоинство в глазах единомышленников? Безусловно. Но доказать это в суде

он не сможет, потому что защищающий Ваши интересы адвокат наверняка

придерживается вышеприведенной точки зрения авторитетных советских юристов,

нашедшей свое подтверждение в указанном ранее постановлении Пленума ВС РФ.

А она, эта точка зрения, именно судье, а не Вам, уважаемый читатель,

предоставляет решать вопрос о том, порочат ли распространенные заведомо

ложные сведения Вашу честь, Ваше достоинство, подрывают ли Вашу репутацию.

Ситуация 1б. Приведенная ситуация является модельной. Можно,

напротив, всю свою сознательную жизнь быть непримиримым монархистом и

"антисоветчиком" - напишут, что еще в советские годы потерпевший был

внештатным сотрудником КГБ. Судья, сам в свое время сотрудничавший с КГБ и

поныне придерживающийся коммунистических убеждений, откажет Вам в правовой

защите от этой лжи. Ибо он сочтет, что не могут сведения, даже если они

заведомо не соответствуют действительности, о сотрудничестве с органами

правопорядка, которое направлено на защиту государственной безопасности и

конституционного строя страны, порочить честь, достоинство или подрывать

репутацию добропорядочного гражданина.

Ситуация 2а. Рассмотрим другую ситуацию. По поводу гражданина А.,

человека гетеросексуальной ориентации и таковых же морально-эстетических

воззрений, его коллега по работе, некто В., в порыве ссоры публично, при

сотрудниках заявил, что А. якобы состоял с ним в гомосексуальной связи. А.,

известное лицо в компании, воспринял это как грязную клевету и решил начать

против В. судебное преследование по обвинению в клевете. Дело попало на

рассмотрение к судье-гомосексуалисту, не скрывающему, но и не афиширующему

своей сексуальной ориентации. Хотя в ходе судебного процесса было

установлено, что распространенные относительно А. сведения носят заведомо

ложный характер, судья, будучи сам гомосексуалистом, счел, что подобное

сведение не может быть порочащим чьи-то честь и достоинство или подрывать

чью-то репутацию.

Такая ситуация отнюдь не невозможна. В отличие от советского

законодательства российское не считает противоправным деянием

гомосексуальные отношения. Нет и никаких законодательных ограничений на

занятие государственных должностей гомосексуалистами, и судья вполне может

оказаться гомосексуалистом или сочувствующим этому сексуальному меньшинству

лицом, он скажем брат или отец гомосексуалиста. Такой человек вполне может

рассматривать гомосексуализм как разновидность нормы, следовательно, и не

считать гомосексуальное сожительство аморальным или противным общественной

нравственности. А решение, выносит судья, для которого моральная оценка

потерпевшего распространенных о нем сведений, по господствующему в среде

наших юристов мнению, не является обязательной.

Ситуация 2б. Обострим данную ситуацию. Гражданка А. в мемуарах

написала о своем бурном романе с гражданином В., известным гомосексуалистом

и радикальным адептом "голубой любви". В глазах В. утверждение о том, что

он когда-либо состоял в половой связи и испытывал чувства к лицу

противоположного пола, недвусмысленно порочит его честь и достоинство и

подрывает его репутацию в кругах его единомышленников. Он возбуждает против

А. судебное преследование по обвинению в клевете. Суд выясняет, что

изложенные А. сведения не соответствуют действительности. Однако судья С.

как человек гетеросексуальной ориентации никак не может понять, почему

любовная связь между холостым мужчиной и незамужней женщиной может порочить

честь и достоинство "обвиненного" в этом мужчины, тем более подрывать его

репутацию. И как следствие, отказывается рассматривать действия гражданки

А. как клевету и автоматически отказывает в судебной защите В. Правомерно

ли это?

Ситуация 3. Более жизненной сегодня может быть ситуация, когда

некоего женатого мужчину обвинили во внебрачном сожительстве с гражданкой

М. Судья как убежденный сторонник и приверженец полигамных отношений и

свободного брака отказывается считать эти сведения порочащими честь и

достоинство "нормального мужчины".

Ситуация 4. Далее, глубоко религиозная девушка (православная или

мусульманка - не важно) возмутилась, услышав о том, что некто Н. заявил при

свидетелях о том, что у него был с ней любовный роман. Как религиозный

человек она считает греховными добрачные половые отношения, а значит,

автоматически воспринимает лживые сведения об этом порочащими ее честь и

достоинство и подрывающими ее репутацию. Она обращается за защитой к

государству; возбуждается судебный процесс. Судья, будучи во времена своей

молодости хиппи, убежденная поборница идеи свободной любви, никак не может

понять, чем же сведения о красивом романе могут порочить честь и

достоинство "свободной девушки", и выносит соответствующее решение. В

результате истице отказывают в юридической защите ее чести и достоинства от

клеветы.

Можно возразить, что судья должен принимать решение исходя не только

из собственных нравственных принципов, но и из морали общества в целом.

Однако кто в условиях идейного плюрализма будет определять эту самую мораль

общества в целом? Опять тот же судья и опять исходя из собственного

понимания этой морали. Но правомерно ли предоставление суду правомочий по

нравственной оценке тех или иных сведений, которые затрагивают честь и

достоинство лиц, чьи моральные убеждения на совершенно законных основаниях

могут не совпадать с убеждениями судей?

Если подобное и возможно, то никто не мешает сторонам лицу обжаловать

решение пристрастного судьи в вышестоящих инстанциях. Но вот потерпевшие в

ситуациях а (1,2) и б (1,2) обжалуют решения в вышестоящие инстанции и

попадают к другому судье. Он скорей всего придерживается конкретных

взглядов в данных областях (скажем, коммунист или монархист). И

соответственно он удовлетворяет требования потерпевших не во всех

ситуациях, а только либо в ситуациях а, либо б. Ибо если он коммунист, он

не считает сведения о приверженности потерпевшего к идеям коммунизма

порочными, и наоборот.

В.А. Сидоров предлагает очень интересное решение этих проблем и

доказывает это, опираясь на Конституцию Российской Федерации, что суд

должен установить факт несоответствия распространенных о потерпевшем лице

сведений объективной действительности, а решать, порочат ли эти лживые

сведения честь и достоинство, может и должно только само оболганное лицо.

Статья 14 Конституции РФ гласит, что "Российская Федерация - светское

государство" и "никакая религия не может устанавливаться в качестве

государственной или обязательной". В том же духе статья 28 Конституции РФ

гарантирует всем свободу совести и свободу вероисповедания, "включая право

исповедывать индивидуально или совместно с другими любую религию или не

исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные

и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Эти "иные" убеждения

есть также, безусловно, и идеологические, идейно-политические убеждения.

Ведь статья 13 Конституции РФ гласит: "1. В Российской Федерации признается

идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться

в качестве государственной или обязательной".

Что такое эти самые "моральные принципы", с позиций которых высокий

суд якобы наделяется правом решать, какие поступки являются "нечестными", а

какое поведение "неправильным"? Что такое, наконец, мораль и

нравственность? Можно сказать, что это система взглядов на то, "что такое

хорошо, а что такое плохо".

Ну, подумает кто-то, это же ясно как божий день: могут ли быть одни

моральные воззрения у людей с диаметрально противоположными убеждениями? В

двух из трех случаев то, что будет воспринято как благо христианином, будет

мерзостью для ницшеанца, и наоборот. Языческий князь Святослав, которого по

большому счету можно назвать стихийным ницшеанцем, охарактеризовал

христианскую религию емкой фразой: "Вера христианство уродство есть". А для

христианина богомерзкое уродство и варварство - это как раз язычество во

всех его проявлениях. И как быть, если оболганный христианин придет искать

защиты от клеветы к судье-ницшеанцу, и наоборот?

То же и с идеологией, которая подчас прямо вытекает из того или иного

религиозного учения. Для человека левых убеждений, социал-гуманиста, было

бы аморально, имея на то материальные возможности, отказать в помощи

нуждающимся слоям населения - например, оставить без средств к

существованию нищих, живущих в его районе. Для ультраправого либерала,

социал-дарвиниста, напротив, в этом нет ничего постыдного. На чью сторону

должно встать государство в лице своего суда? Риторический вопрос - ведь у

нас нет не только государственной, но и "обязательной" идеологии, у нас

идейный плюрализм, и каждый может выбирать то, что ему по душе. Обратим

внимание: не просто "выбирать религиозные и иные убеждения", но и

"действовать в соответствии с ними"!

О какой имеющей общеобязательную квазиюридическую силу морали

"общества в целом" можно говорить в условиях правового светского

государства, свободы мысли и слова, идейного плюрализма, многокультурного

общества и т.д?

И наконец на основании вышесказанного В.А. Сидоров предлагает

следующее толкование ст.129 УК РФ - единственного законодательного

определения клеветы. «По нашему мнению, "распространение заведомо ложных

сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его

репутацию" следует считать клеветой при одновременном наличии двух

факторов:

объективного - заведомого несоответствия действительности

распространенных сведений;

субъективного - восприятия самим оболганным лицом этих сведений как

порочащих его честь и достоинство или подрывающих его репутацию.»[34]

Он же утверждает: «...любой иной подход автоматически предполагает

наличие моральных воззрений, претендующих на всеобщность и обязательность и

притом не облеченных в форму правового закона, что явно противоречит ст.13,

14, 28, 29 Конституции России.»

По моему мнению, в предложении В.А. Сидорова заметен явный перевес в

сторону потерпевшего. Фактически исчезает признак порочащих сведений, как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты