Фактически возник рынок антинаркотических услуг, в значительной степени
“дикий”. На этом рынке господствует хаос, в котором непросто
ориентироваться даже профессионалам-наркологам, а тем более – массовому
потребителю. Отсюда - нерациональное расходование ресурсов (финансово-
административных, личных, спонсорских, бюджетных – федеральных,
региональных, муниципальных), которые всегда ограничены.
Справедливые сетования на недостаточное финансирование, неадекватное
масштабности и остроте проблемы, ущербу от наркотизации (даже если говорить
только об экономическом ущербе) – это только часть проблемы и не самая
важная часть. Существенные ресурсы расходуются уже сегодня, есть
убедительные данные, что расходуются они нерационально, а то и практически
впустую. Увеличение масштабов расходуемых ресурсов без изменения принципов
адресации расходов не приведёт к решению проблемы, а скорее - усугубит
ситуацию. Большие деньги будут уходить, как вода в песок, точно так же, как
сегодняшние недостаточные средства.
Принципы адресации расходов и других действий по уменьшению хаоса на
рынке антинаркотических услуг должны состоять в следующем:
. объективная (вневедомственная общественная, или, возможно, – под эгидой
Федерального Собрания) оценка реальной эффективности антинаркотических
услуг (профилактических и лечебно-реабилитационных);
. преимущественная поддержка методов, более эффективных по критерию
“результат - затраты”, (что приведёт к нерепрессивному, естественному,
плавному вытеснению с рынка неэффективных методов);
. выявление и административное удаление с рынка заведомо неэффективных (тем
более – фиктивных, мошеннических, злонамеренных) предоставителей
антинаркотических услуг.
Без осуществления указанных принципов эффективное противодействие
наркоэкспансии в российское общество невозможно.
4. Принудительное лечение больных наркоманиями
Осознание проблемы, связанной с состоянием наркоситуации в стране, со
стороны власти выразилось в принятии закона “О наркотических средствах и
психотропных веществах”, который вступил в силу с 15 апреля 1998 года. Он
является проявлением борьбы двух существующих в обществе позиций,
соответствующих двум мировым тенденциям — двум направлениям в подходах к
решению проблемы наркотизации населения. Условно эти направления можно
определить как репрессивное и либеральное. И в первом, и во втором случае
есть как позитивные, так и негативные стороны. Очевидно неразумным является
использование только одного подхода: истина, как всегда, находится
посередине. Репрессивный подход к решению проблемы, если репрессии
направлены в адрес наркодельцов, на повышение контроля за незаконным
перемещением наркотиков, вполне оправдан. Есть все основания считать
абсолютно недостаточными усилия, предпринимаемые правоохранительными
органами, по выявлению организаторов и лидеров наркомафии. Но ни в коем
случае нельзя подменять борьбу с наркоманией борьбой с наркоманами.
Наркоманы — не носители проблемы, они ее жертвы.
Несомненно, что определяющим фактором в проблеме употребления
наркотиков является формирование спроса, который, в свою очередь, основан
на тенденциях в молодежной субкультуре и социально-экономических процессах
в обществе. Попытка решать проблему наркомании путем изоляции наркоманов не
только не гуманна, но и не прагматична. Довод, что каждый наркоман
вовлекает 10-15 человек в течение года в наркотизацию, и вывод о
необходимости введения ответственности за любой факт употребления
наркотиков, несостоятельны.
Посадив какое-то количество наркоманов в тюрьму, мы не изменим
тенденцию в молодежной среде и тем более, не решим проблему самих
наркоманов. Оказавшись в условиях ограниченной свободы, они сформируют
психологически негативную среду с ориентацией на криминальных лидеров при
быстрой криминализации мышления вновь осужденных наркоманов. При этом
тюрьмы и лечебно-трудовые профилактории нельзя будет изъять из ментального
оборота, и они станут значительным фактором влияния на криминализацию
мышления общества в целом. Пример деятельности прежних лечебно-трудовых
профилакториев показал всю несостоятельность идеи принудительного лечения
от алкоголизма и наркомании. Не требует специальных пояснений очевидная
сегодня мысль о том, что принудительное лечение стопроцентно неэффективно.
Нельзя забывать о судьбах сотен и тысяч человек, которые были без
должных оснований отправлены в лечебно-трудовые профилактории для
алкоголиков и наркоманов.
В настоящий момент мы наблюдаем бурный рост числа действующих программ
самопомощи. По всей стране создаются группы АА (Анонимных Алкоголиков), АН
(Анонимных Наркоманов) и родственников больных (Ал-Анон), и это удивительно
благоприятная “питательная среда” для создания профессиональных лечебных
программ, основанных на той же идеологии — идеологии “12 шагов и 12
традиций”, которые при условии их тесной взаимосвязи с группами самопомощи
дают поразительный эффект психологического выздоровления от алкоголизма и
наркомании. Формируется совершенно уникальное явление — лечебной
психотерапевтической среды, которая перерастает в лечебную субкультуру.
Наиболее яркие лидеры движения АА и АН становятся профессиональными
социальными работниками в наркологической службе, что создает предпосылки к
наиболее эффективной деятельности этой службы, возникает множество
интересных организационных форм и “психологических мостиков” между
профессиональной наркологией и средой существования наркоманов.
Если будут реализованы в жизни продекларированные в законе
“принудительные меры медицинского характера”, которые выльются в новые
массовые репрессии в отношении наркоманов, как это было в период
антиалкогольной кампании, весь этот живой и хрупкий организм лечебной
субкультуры будет разрушен. Результатом будет имитация бурной деятельности,
вкладывание денег в организацию репрессивной машины, уход проблемы в
подполье, и, в конечном итоге, усугубление проблемы.
В этом свете очевиден единственно правильный путь решения проблемы - не
столь примитивный, как преследование наркоманов, но в конечном итоге
приводящий к позитивным результатам - путь поэтапной реабилитации глубоко
продуманной политики влияния на молодежную субкультуру, внедрение идей
здорового образа жизни в сознание молодых, растворение идей здорового
образа жизни в образовательном процессе, когда тема здоровья и ценностей
здорового образа жизни должна будет присутствовать в каждом учебнике, будь
то учебник по математике, литературе или любой другой, когда средства
массовой информации будут рекламировать здоровый образ жизни, когда в
школах без демагогии и дидактики детей будут учить говорить “нет” алкоголю
и наркотикам, когда сама проблема детско-подросткового алкоголизма и
наркомании не будет вырываться из контекста других проблем, с которыми
сталкивается молодой человек, когда будет выстроена грамотная система
защиты прав детства в нашей стране, когда будут сформированы комплексные
реабилитационные программы, направленные на решение этих проблем, когда на
улицах городов появятся уличные социальные работники, когда будет
пропагандироваться деятельность безнаркотических дискотек и они будут
создаваться в массовом порядке, когда, наконец, государство и общество
начнут защищать свое будущее - своих детей, создав систему ювенальной
юстиции.
5. Некоторые вопросы законодательства о наркотиках.
Политика государства в сфере законодательства о наркотиках представляет
проблему более серьезную, чем сами запрещенные вещества.
Безусловно, резкий рост наркомании представляет значительную угрозу
здоровью и жизни многих и, прежде всего, молодых россиян. К наркомании
необходимо подходить как к трудно поддающейся лечению болезни, со всей
ответственностью и во всеоружии, не забывая, прежде всего, о ее социальном
происхождении. Но, судя по тому, что в нашей стране антинаркотическое
финансирование обеспечивает в первую очередь и в преобладающей части
выделенных сумм лишь полицейские службы по борьбе с наркотиками, а не
наркологическую помощь и не профилактику наркомании, власти намерены лечить
эту болезнь исключительно силовыми методами.
Сотни тысяч молодых людей помещены за последние два-три года в
следственные изоляторы и колонии в основном за приобретение и хранение
наркотиков. Большинство этих юношей и девушек не испытывает наркотической
зависимости и вообще не нуждается в навязчивой государственной заботе.
Преследует ли государство цель посадить те 3-4 миллиона наркоманов, о
которых официально заявляют МВД и Минздрав? В силу каких причин целое
поколение томится в пыточных условиях отечественной пенитенциарной системы,
умирая от туберкулеза, кончая самоубийством, превращаясь в конченых
наркоманов, криминализируясь?
Ответственность за это лежит не только на исполнительной и судебной
ветвях власти, но и на законодателе. Именно законодательная власть повинна
в издании уголовного закона, допускающего возможность посадить человека на
семь лет за тысячные доли вещества — за пыль в кармане. Именно законодатель
повинен в принятии закона “О наркотических средствах и психотропных
веществах”, ставшего политическим обоснованием происходящих в стране
наркорепрессий.
Один из основных авторов закона, заместитель руководителя аппарата
Комитета Госдумы по охране здоровья Борис Максимов вынужден был публично
признать, что при подготовке законопроекта “МВД выкручивало разработчикам
руки”. Результаты выкручивания налицо. Признавая наркоманию психическим
расстройством, законодатель применил к ней подход, прямо противоположный
медицинской этике, а также гуманным и правовым принципам Закона РФ “О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”.
Закон “О наркотических средствах и психотропных веществах” можно
критиковать по многим позициям. Смешивая воедино две разных проблемы —
оборота наркотиков и лечения больных наркоманией, этот документ
концептуально порочен. Закон изобилует неправовыми новеллами и нормами,
допускающими двойное толкование, а также носит отсылочный характер,
передавая практически всю сферу заявленного регулирования Правительству и