Наркотики в современном мире: отдельные правовые вопросы

поведенческих ценностей обусловило неприятие у молодежи догм старших

поколений, деформацию семейных отношений, изменение социального поведения.

Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-

подросткового контингента к стрессу на фоне снижения уровня жизни,

безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к

поведенческим расстройствам, протесту к обществу, школе, родителям и, тем

самым, приобщению к наркотикам.

Вместе с тем, общество оказалось неготовым к противодействию массовому

потреблению наркотиками, особенно в детско-подростковой среде. Принимаемые

меры в области административных, силовых и репрессивных методов оказались

безрезультатными. Система образования и здравоохранения, научные учреждения

в связи с крайне скудным финансированием, отсутствием специальных кадров,

неразвитыми сетью и материально-технической базой учреждений не смогли

быстро разработать и внедрить современные средства профилактики,

диагностики, лечения и реабилитации лиц, страдающих наркоманией и

токсикоманией.

Формирование особой молодежной субкультуры, в которой допустимо

потребление наркотиков, явная и скрытая их пропаганда вышли из-под контроля

государства. Наряду с этим, органы исполнительной и представительной власти

в результате отсутствия должной информации, методологического обеспечения и

необходимых ресурсов не решают проблем, связанных с экспансией

наркобизнеса, особенно детско-подростковой средой. Ряд основополагающих

моментов, в частности, Концепция государственной политики по контролю за

наркотиками в Российской Федерации, принятой в 1993 году, не отвечает

современным требованиям, нуждается в коррекции либо в переработке.

В связи с обострением обстановки с незаконным распространением

наркотиков Президент Российской Федерации 6 июля 1999 года утвердил решение

совещания членов Совета Безопасности Российской Федерации “О наркоситуации

в Российской Федерации и мерах по противодействию незаконному обороту

наркотиков и злоупотреблению ими”. В соответствии с указанным решением

Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая

программа “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и

из незаконному обороту на 1999-2001 годы”. Эти документы содержат широкий

спектр мероприятий, направленный на пресечение незаконного оборота

наркотиков среди всего населения.

7.2 Профилактика наркомании в молодежной среде

Существующая система наркологической помощи в России ориентирована,

прежде всего, на помощь лицам уже страдающим химической зависимостью и

недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на

этапе начала заболевания. Профилактические программы направленные на

предотвращение злоупотребления наркотиками и токсикантами не получили

распространения в нашей стране.

Несмотря на наличие богатого мирового опыта в области профилактической

наркологии, оригинальных отечественных разработок, коллективов способных

реализовать профилактические программы, эта основная сфера

антинаркотической деятельности остается без должного внимания

заинтересованных ведомств. Основной причиной такой ситуации является

межведомственная разобщенность отсутствие единой стратегической концепции

профилактики.

Известно, катастрофическое положение с детским и подростковым

наркотизмом в России. Ситуация осложняется экспоненциальным ростом ВИЧ -

инфицированных среди несовершеннолетних потребителей наркотиков. Попытки

решить проблему путем активизации деятельности наркологической службы

страны не приносят должного результата. Причин этому несколько: отсутствие

реального постоянного контакта наркологов с коллективами несовершеннолетних

(которые являются основной средой для приобщения к наркотикам), трудность

первичного выявления начальных этапов алкоголизма и наркомании, слабая

материально-техническая база наркологических учреждений.

Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к

профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других

учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при

проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми

и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения,

зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

Обучение педагогов основам профилактической работы, предоставление им

адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение их

конкретными психотехническими и психотерапевтическими приемами (ролевые

игры, тренинги, психодрама, дискуссионная работа), способами формирования

системы альтернативных наркотикам увлечений, позволит уже в ближайшем

будущем оградить подрастающие поколение страны от наркотической эпидемии.

8. Заключение

Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем

в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст

их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском

заражения различными инфекциями, включая СПИД.

Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это целый

комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с

большими материальными и моральными затратами, а положительный исход

возможен далеко не всегда, так как на сегодня адекватной системы помощи

наркозависимым в России не существует.

Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии

сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с

распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать

положительного результата. Основной акцент должен ставиться на

профилактические, превентивные меры.

Продолжающееся ухудшение наркоситуации свидетельствует о том, что

задачи государственной политики в этой "сфере, определенные Федеральным

законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8 января

1998 г., остаются невыполненными. Не в полной мере реализованы

основополагающие принципы государственной политики борьбы с наркоманией,

среди них такие как: приоритетность мер по профилактике наркомании и

правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств;

стимулирование работы по антинаркотической пропаганде; координация

деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного

самоуправления; привлечение негосударственных организаций и граждан к

борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-

социальной реабилитации больных наркоманией. Не достигнуты цели,

поставленные соответствующими федеральными программами.

Принимаемые меры по противодействию наркомании осуществляются без

надлежащей ресурсной поддержки со стороны государства и использования

возможностей институтов гражданского общества. Силовые и запретительные

способы решения этой сложной социальной проблемы преобладают над

профилактикой и предупреждением, а уголовные и административные наказания -

над лечением и реабилитацией больных наркоманией. Многочисленные недостатки

в правоохранительной деятельности и правоприменительной практике не

позволяют вести наступательную борьбу с профессиональными преступниками и

их группировками, действующими в сфере наркобизнеса.

Учитывая систему распространения наркотиков в городах, прежде всего в

крупных, целесообразно проведение общенациональной кампании «Зона,

свободная от наркотиков». При этом особое внимание обращать на учебные

заведения и места отдыха молодежи. Разработать систему поддержки, как

моральной, так и финансовой, учреждений, центров и торговых объектов,

которые готовы участвовать в данной кампании.

Речь идет о кампании непрерывного действия, которая охватывает все

основные направления: средства массовой информации; учебные заведения всех

уровней; органы законодательной и исполнительной власти.

Принципиальная особенность проведения такой кампании в Российской

Федерации должна заключаться в том, чтобы она сочетала бы в себе тесное

взаимодействие государственных органов с общественными силами. Практика

последних двух лет показывает, что шаги только по одной линии не приносят

желательного результата. Не следует надеяться, что можно добиться реального

эффекта только лишь благодаря усилиям отдельных лиц или общественных

структур.

При этом для России принципиально важно, чтобы такая кампания не

оставалась только лишь на уровне федерального центра, а получила бы

реальную поддержку со стороны руководителей субъектов федерации. При этом

необходимо предусмотреть выделение соответствующих средств в бюджетах всех

уровней.

Совершенно очевидно, что борьба с наркотиками требует активизации и

развития международного сотрудничества.

К настоящему времени заключено 49 межправительственных и

межведомственных соглашений, полностью или частично посвященных

сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

С государствами, с которыми не заключены двусторонние соглашения, МВД

России налажены рабочие контакты. На сегодняшний день прямые контакты

установлены с 47 зарубежными правоохранительными подразделениями в сфере

незаконного оборота наркотиков.

Федеральное законодательство практически не содержит какие-либо

реальные преграды на пути вторжения наркобизнеса в духовную жизнь

российского общества. Случаи прямой пропаганды наркотиков, в частности

некоторыми «звездами» музыкального мира, а также журналистами, фиксируются

все чаще.

В этой связи представляется целесообразным внести соответствующие

поправки, в частности в такие законы как «О средствах массовой информации»,

«О рекламе», «О государственной поддержке средств массовой информации и

книжной продукции» и другие.

Хотелось бы закончить словами из речи В.В. Путина, выступившего на

заседании Совета Безопасности Российской Федерации, 28 сентября 2001 года:

"Со сложившейся наркоситуацией в стране надо бороться и юридическими, и

административными, и воспитательными методами.

Здесь значительная нагрузка ложится на законодателей, законодательство

в целом, и правоприменительную практику. Изменения должны быть направлены

на ужесточение уголовной ответственности за наиболее опасные

наркопреступления. Следует еще раз подумать о введении практики замены

наказания на принудительное лечение для больных наркоманией. Необходимо

также обсудить возможность предусмотрения наказания за пропаганду

наркотиков.

Очевидно, что акцент надо делать на профилактике. Не ограничиваться

единичными учреждениями, а создавать сеть реабилитационных центров.

Разрабатывать собственные методики лечения и возвращения людей к нормальной

социальной жизни. К сожалению, наркомания перестала быть "болезнью только

богатых", и потому мы должны расширять сеть государственных учреждений для

малоимущих. Но в то же время надо развивать и создавать прозрачную правовую

базу для работы частных центров.

Должна, наконец, в полную силу заработать Правительственная комиссия по

противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их обороту.

Ситуация с наркоманией в стране - острая. И отвечать на нее мы должны

квалифицированно и предельно оперативно".

Литература

1. Иванов В.И., "Анализ проблем наркотизма и структуры рынка

антинаркотических услуг";

2. Олег Зыков, "О негативных последствиях возврата к принудительному

лечению больных наркоманиями";

3. Надеждин А.В., "Профилактика наркомании – основной путь решения

проблемы молодежного наркотизма";

4. Т. Дмитриева, Е. Паначин, "О мерах по предотвращению распространения

наркомании и токсикомании среди детей и подростков";

5. А.В. Надеждин, "Наркотики и подростки";

6. Информационно-аналитическая служба АКЦ НАК, "Коррупция – основа

незаконного оборота наркотиков";

7. Лев Левинсон, ответственный секретарь Постоянной палаты по правам

человека Политического консультативного совета при Президенте России, " О

лечении топором ";

8. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании

Совета Безопасности Российской Федерации, 28 сентября 2001 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты