Освобождение от уголовного наказания

Уложении 1845 года - за давностью. Он широко применяется и в современном

уголовном праве.

В Уложении 1845 года еще не были ясно определены категории

преступлений, хотя сроки давности определялись дифференцированно, в

зависимости от тяжести наказания - 10 лет, 8 лет, 5 лет, 3 года.

Помимо того, что в Уложении о наказаниях уголовных и

исправительных 1845 года были закреплены различные виды освобождения от

наказания, была дана четкая юридическая характеристика институту

добровольного отказа от доведения преступления до конца. В статье 119

сказано: «Когда учинивший приготовление к преступлению, или уже и

покусившийся на оное остановился при том и по собственной воле не совершил

преднамеренного, то он подвергается наказанию лишь в том случае, если

содеянное им при сем приготовлении или покушении есть само по себе

преступление, а не за то, которое он прежде был намерен совершить»[8].

Таким образом, если лицо по собственному побуждению

отказалось от приготовления преступления или покушения, то оно не

подвергалось наказанию. Последнее могло быть установлено лишь тогда, когда

приготовление к преступлению или покушение на его совершение сами по себе

были деяниями, рассматриваемыми как преступления.

В 1864 году был утвержден Устав о наказаниях, налагаемых

мировыми судьями. Этот нормативный акт также как и Уложение 1845 года

закрепил в статье 22 такие виды освобождения от наказания как : за смертью

обиженного, вследствие примирения с обиженным в указанных законом случаях и

за давностью. Но, хотелось бы отметить, что Устав 1864 года был

недостаточно доработан и это, в частности, отразилось на статье 22. Так, в

ней повторяется (в п.2) норма ст.20 о неисполнении наказания за примирением

сторон, но ничего не сказано о неисполнении наказания за давностью

проступка (ст.21).

Что же касается самих видов освобождения от наказания, то

вопрос в случае смерти обвиняемого решался как в Уложении 1845 года, то

есть наложенное за проступок денежное взыскание могло быт исполнено и после

смерти осужденного. О примирении с обиженным говорится в статье 20 Устава:

«Проступки, означенные в статьях 18 и 19, не влекут за собой наказания в

случае примирения обиженного или потерпевшего убыток с виновным в проступке

лицом»[9]. Далее в указанных статьях дается перечень таких проступков,

дела по ним возбуждались только по жалобе потерпевшего. Это кража,

мошенничество, присвоение чужого имущества между супругами, между

родителями, а также проступки против чести и прав частных лиц.

В статье 21 Устава 1864 года устанавливаются сроки давности

привлечения к ответственности за проступки: «Виновные освобождаются от

наказания, когда кража, мошенничество и присвоение чужого имущества в

течение двух лет, лесоистреблением в течение года, прочие проступки в

течение шести месяцев со времени их совершения не сделались известными

мировому судье или полиции иди когда в течение тех же сроков не было

никакого по ним производства»[10].

Таким образом, здесь сроки давности значительно короче

предусмотренных в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных,

поскольку считалось, что впечатления от мало значительных деяний скорее

сглаживаются в памяти людей, по прошествии значительного срока о них

труднее собрать доказательства.

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями в статье 17

говорит также о добровольном отказе от завершения проступка: «Покушение на

проступок, оставленное по собственной воле подсудимого не подлежит

наказанию»[11].

Уголовное уложение 1903 года в отличие от двух предыдущих

нормативных актов не содержало такого перечня видов освобождения от

наказания. Здесь в статье 68 говорилось только о не применении наказания за

давностью. Сроки давности в этом документе были снова значительно

увеличены. Они определялись дифференцированно, в зависимости от тяжести

преступления и наказания - 15 лет, 10 лет, 8 лет, 3 года, 1 год.

Также, хотелось бы сказать о добровольном отказе от преступления.

Уголовное уложение не давало развернутого понятия о том, что собой

представляет этот институт, а лишь указывало а ст.49: «Покушение на

проступки не наказуемо»[12].

Подводя итог анализу уголовного законодательства

дореволюционной России, можно сделать вывод, что в этот период в

нормативных актах предусматривались лишь различные виды освобождения от

наказания, на базе которых в дальнейшем стали появляться нормы,

полностью освобождающие от уголовной ответственности.

В период Временного правительства в Европейской части России

и в Сибири в системе исполнения уголовного наказания продолжали

функционировать каторжные тюрьмы: Николаевская № 2; Шлиссельбургская,

Смоленская, Саратовская, Варшавская, Владимирская, Тобольская, Орловская,

Псковская, Херсонская и др. период Временного правительства в жизни

Российского государства по историческим меркам был очень

непродолжительным, но он был значимым для России того периода. Временное

правительство приступило к реформированию, которое коснулось и тюремной

системы. Основные направления реформы определялись в приказах центрального

тюремного ведомства. В них подчеркивалось, что основной задачей наказания

является перевоспитание человека, уделялось внимание подбору и подготовке

кадров, способных решать новые задачи. Далее, ставилась задача внедрения в

местах лишения свободы прогрессивной системы отбывания наказания, при

которой судьба заключенного ставится в прямую зависимость от его поведения.

После Октябрьской революции в России руководство местами

лишения свободы было возложено на Народный комиссариат юстиции, который

одновременно занимался строительством новой судебной системы. На тот период

уголовная преступности смыкалась с преступностью политической и поэтому

новая власть для обеспечения своего тыла посчитала необходимым проявить

тревогу и решительность в борьбе с контрреволюционной и уголовной

преступностью[13]. С целью ограждения Советской республики от посягательств

классовых врагов Совет Народных Комиссаров (СНК) РСФСР принял постановление

«О красном терроре», которым предусматривалась изоляция классовых врагов в

концентрационных лагерях. Стали создаваться концентрационные лагеря,

подведомственные ВЧК, и лагеря принудительных работ, подчиненные НКВД, с

ярко выраженной классовой направленностью. Однако, в начале 20-х годов все

чаще стали высказывать мнение о гуманном отношении к заключенным, что

впоследствии нашло отражение в Уголовном Кодекса РСФСР. А декретом «О

лишении свободы в порядке условно – досрочного освобождения заключенных»

юридически закреплялась нацеленность на положительные результаты в работе с

ними.

Условно – досрочное освобождение распространялось на всех

заключенных независимо от характера совершенного преступления, лишь бы

своим поведением они добились права на доверие к ним со стороны общества и

государства.

В последующие годы в уголовном и уголовно – исполнительном

законодательстве закреплялся классовый подход в исполнении наказания, но

споры и дискуссии о соотношении задач исправления и перевоспитания

заключенных в зависимости от их социальной принадлежности продолжались. К

концу 20-х годов в соответствии с директивным письмом народного

комиссариата юстиции и Верховного суда РСФСР «О карательной политике» от

28.08.1928 г. усиливалась репрессия по отношению к лицам, признаваемым

классово чуждыми, ожесточались условия их содержания, ограничивалось

условно – досрочное освобождение.

Карательная политика, проводимая в 30-е годы, привела к

существенному изменению юридической базы исполнения всех видов наказания.

Приказом НКВД СССР от 15.06.1939 г. «Об отмене практики зачета рабочих дней

и условно – досрочного освобождения» в целях максимального использования

рабочей силы заключенных на строительстве и производстве была отменена

система досрочного освобождения заключенных, в том числе вставших на путь

исправления.

Основы Уголовного законодательства Союза ССР и союзных

республик 1958 г. возродили идею максимальной экономии кары при определении

меры наказания. В зависимости от совершенного преступления осужденные могли

освободиться условно – досрочно по истечении половины или трети

установленного срока наказания.

В 70-80е годы были существенно расширены возможности

применения условно – досрочного освобождения. Этот институт не применялся

только к особо опасным рецидивистам, лицам, осужденным за особо опасные

преступления, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, а также к

лицам, которым наказание в виде смертной казни было заменено лишением

свободы в порядке амнистии или помилования.

Происшедшие в 90х годах в России коренные изменения в

общественной, государственной и экономической жизни обусловили и другие

особенности функционирования уголовно – исполнительной системы. В период

реорганизации уголовно – исполнительной системы и формирования политики в

сфере борьбы с преступностью, применения уголовных наказаний, были приняты

Уголовный Кодекс РФ и Уголовно – исполнительный Кодекс РФ, воплотившие

принципы гуманизма и справедливости, и нормы которых приведены в

соответствие с требованиями международных стандартов.

2. ПОНЯТИЕ ИНСТИТУТА ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ

Известно, что уголовная ответственность реализуется в разных

формах. Наиболее распространенной является наказание. Суд, назначая

наказание с учетом общих начал, предусмотренных ст. 60 УК РФ, делает

"прогноз", что вид и срок наказания будут достаточными и необходимыми для

достижения стоящих перед наказанием целей: восстановления социальной

справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых

преступлений. Вместе с тем по истечении времени может выясниться, что

назначенное судом наказание по разным причинам оказалось мягким или,

наоборот, слишком строгим. В этих случаях возникает необходимость в

пределах, установленных законом, либо ужесточить наказание, заменив его

более строгим, либо смягчить его вплоть до освобождения от наказания.[14]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты