Приведенные цифры весьма относительны, поскольку не учитывают
нераскрытые деяния, латентную преступность, а также то, что большая часть
осужденных - жители других регионов страны.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным ч.1 ст. 79 УК РФ после
слов "...может быть освобождено условно - досрочно" дополнить словами "при
примерном поведении и добросовестном отношении к своим обязанностям в
период отбывания наказания (вариант - за весь период отбытого наказания) и"
- далее по тексту. Аналогичное дополнение следует внести и в ч.5 ст.79 УК.
Под отношением к своим обязанностям надо понимать не только
отношение к труду, так как значительная часть осужденных не обеспечена
работой. Немало среди них и нетрудоспособных. Поэтому необходимо учитывать
участие осужденных в общественной жизни колонии и отряда, содействие
администрации в поддержании правопорядка, выполнение без оплаты работ по
благоустройству исправительных учреждений, разовых поручений и т.д.
К сожалению, действующее уголовно-исполнительное
законодательство также не содержит единых критериев относительно условий
применения УДО. Так. согласно ч.2 ст.45 УИК осужденные к исправительным
работам могут быть представлены к УДО, если доказали свое исправление (эта
формулировка даже строже, чем в УК). Как ни странно, но такие требования не
предъявляются в осужденным к лишению свободы. По ограничению свободы норма
ч. 2 ст.57 вообще бланкетная. От осужденных к содержанию в дисциплинарной
воинской части требуется примерное поведение и добросовестное отношение к
военной службе и труду (ч.2 ст. 167 УИК).
Нуждается в совершенствовании уголовно – исполнительный закон
в части критериев применения УДО. Так ч.9 ст.175 УИК РФ после слов
"рассмотреть вопрос и" целесообразно дополнить словами "в зависимости от
достигнутых результатов исправительного воздействия" - далее по тексту.
Таким образом, основанием условно – досрочного освобождения
является убеждение суда в том, что осужденный для своего исправления не
нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Показатели
исправления, конечно же, зависят от специфики отбываемого наказания.
Наиболее серьезные требования предъявляются к лицам, отбывающим наказание в
виде лишения свободы. К критериям исправления таких лиц могут быть отнесены
и соблюдение всех требований режима, и наличие поощрений со стороны
администрации исправительного учреждения, и добросовестное отношение к
труду. Разумеется, вывод об исправлении лица суд может сделать лишь после
более или менее продолжительного отбывания им определенной части
назначенного наказания. Размеры этой части уголовный закон ставит в прямую
зависимость от тяжести совершенного лицом преступления. Но прежде чем
раскрыть сроки, по отбытии которых возможно условно – досрочное
освобождение, хотелось бы отметить, что на основании ст. 10 УК 1996 г.
обратную силу имеет уголовный закон, устраняющий преступность деяния,
смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, и
соответственно не имеет обратной силы уголовный закон, устанавливающий
преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий
положение лица. Однако было бы неверным признавать принципиально новым в
данной статье положение о том, что обратная сила придается законам, иным
образом улучшающим положение лица. Таким законам и ранее придавалась
обратная сила.
Вопросы, не относящиеся к преступности и наказуемости деяния,
решались по УК 1960 г. так же, как и уголовно-процессуальные вопросы: по
законам, действовавшим в момент, когда возникла необходимость их
применения. Например, введенная Законом РФ от 12 июня 1992 г. в Уголовный
кодекс ст. 46.2 "Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и
женщинам, имеющим малолетних детей" применялась и к женщинам, совершившим
преступления до ее введения в действие, т. е. имела обратную силу.
Иначе дело обстояло с нормами, иным образом ухудшающими
положение лица. Нормы об условно-досрочном освобождении от наказания и
замене наказания более мягким и о неприменении условно-досрочного
освобождения от наказания (ст. 53, 53.1, 55 УК) неоднократно изменялись в
сторону ухудшения положения осужденных, однако названные изменения
учитывались и при решении вопроса об условно-досрочном освобождении от
наказания в отношении лиц, совершивших преступления до внесения таких
изменений. Именно такое указание дал Пленум Верховного суда СССР в своем
Постановлении от 19 декабря 1971 г. Судам разъяснялось, что вопрос о
возможности применения или неприменения условно-досрочного освобождения от
наказания и замены неотбытой части наказания более мягким должен решаться в
соответствии с законом, действующим в данный момент, а не с законом,
действовавшим во время совершения преступления (в позднейшей редакции "в
момент осуждения").
Таким образом, принципиально новым в ст. 10 УК 1996 г.
следует признать то, что не имеют обратной силы не только законы,
устанавливающие преступность деяния или усиливающие наказания, но и законы,
иным образом ухудшающие положение лица. Как уже отмечалось выше, уголовный
кодекс 1996 г. в целом предусмотрел более благоприятные основания для
условно-досрочного освобождения осужденных от наказания. Например, в
отличие от ст. 53 УК 1960 г., согласно которой условно-досрочное
освобождение от наказания было возможным лишь тогда, когда лицо примерным
поведением и честным отношением к труду доказало свое исправление, ст. 79
УК 1996 г. допускает условно-досрочное освобождение от наказания в случае,
если судом будет признано, что для своего исправления осужденный не
нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
Уголовный кодекс предусматривает дифференцированные сроки, по
отбытии которых возможно условно – досрочное освобождение:
а) не менее половины срока наказания, назначенного за
преступление небольшой или средней тяжести;
б) не менее двух третей срока наказания, назначенного за
тяжкое преступление;
в) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за
особо тяжкое преступление (этот же срок устанавливается для условно –
досрочного освобождения от наказания лица, ранее условно – досрочно
освобождавшегося, если это освобождение было отменено по основаниям,
указанным в части 7 ст. 79 УК РФ). В законе также оговаривается, что в
любом случае срок фактически отбытого лицом наказания не может быть менее
шести месяцев.
Фиксированный срок установлен для лиц, отбывающих наказание в
виде пожизненного лишения свободы. Лицо при этом может быть условно –
досрочно освобождено от наказания, если фактически отбыло не менее двадцати
пяти лет лишения свободы (если судом было признано, что оно не нуждается в
дальнейшем отбывании наказания).
Применяя условно – досрочное освобождение, суд может
возложить на лицо обязанности, предусмотренные частью 5 ст. 73 УК РФ: не
менять постоянного места жительства без уведомления органа, осуществляющего
исправление осужденного, не посещать определенные места, пройти курс
лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического
заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи, а также и другие
обязанности, способствующие по мнению суда его исправлению. Контроль за
поведением лица, освобожденного условно – досрочно, в том числе и за
выполнением возложенных на него судом обязанностей, осуществляется
уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в
отношении военнослужащих – командованием воинских частей и учреждений.
Новый Уголовный кодекс отказался от предусмотренного в УК РСФСР привила,
согласно которому, применяя условно-досрочное освобождение от наказания,
суд может возложить на определенный трудовой коллектив, с его согласия,
обязанность по наблюдению за условно - досрочно освобожденным в течение
неотбытой части назначенного судом срока наказания и проведению с ним
воспитательной работы.[16]
УК не содержит специальной правовой нормы, предусматривающей
при применении условно-досрочного освобождения возможность одновременного
освобождения и от дополнительных наказаний в виде лишения права занимать
определенные должности и заниматься определенной деятельностью. В УК РСФСР
это правило было предусмотрено в ч. 8 ст. 53. Новый УК решает этот вопрос в
более широком аспекте: в ч. 1 ст. 79 сказано, что при условно - досрочном
освобождении лицо может быть полностью или частично освобождено от
дополнительного наказания. Поскольку вид дополнительного наказания не
указывается, можно сделать вывод, что это правило относится ко всем его
видам.
Дополнительные требования устанавливает УИК к представлению
об условно-досрочном освобождении осужденных, отбывающих пожизненное
лишение свободы.
Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания
лишения свободы допускается лишь при отсутствии у осужденного злостных
нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение
предшествующих трех лет.
К условно - досрочному освобождению не представляются
осужденные, совершившие новое тяжкое или особо тяжкое преступление в период
отбывания пожизненного лишения свободы.
В случае отказа суда в условно - досрочном освобождении
осужденного повторное вынесение представления может иметь место не ранее
чем по истечении трех лет со дня принятия судом решения об отказе.
Данный вид освобождения называется условным, так как
дальнейшая судьба лица ставится в зависимость от его поведения после
досрочного освобождения от наказания.
Если в течение оставшейся неотбытой части наказания
осужденный совершает нарушение общественного порядка, за которое на него
было наложено административное взыскание (в этих случаях суд должен
проверить законность и обоснованность наложенного административного
взыскания), или злостно уклоняется от исполнения указанных выше
обязанностей, возложенных на него судом при применении условно – досрочного
освобождения, суд по представлению органов, осуществляющих контроль за
поведением лица, освобожденного условно – досрочно, постановляет об отмене
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11