Освобождение от уголовной ответственности
Министерство общего и профессионального образования РФ
Московский Государственный Социальный Университет
Филиал в г.Кисловодске
Юридический факультет
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«Виды органов исполнительной власти»
Выполнила: Студентка ЮФ
г. Кисловодск
2002 г.
ПЛАН
I. Понятие органов исполнительной власти.
II. Виды органов исполнительной власти (критерии):
1. Органы исполнительной власти по территориальному масштабу
деятельности;
2. Органы исполнительной власти по порядку образования;
3. Органы исполнительной власти по характеру компетенции;
4. Органы исполнительной власти по порядку разрешения подведомственных
вопросов;
5. Органы исполнительной власти по способу их создания;
6. Организационно-правовые формы органов исполнительной власти.
III. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной
власти:
1. Самостоятельность органов исполнительной власти;
2. Единство системы органов исполнительной власти;
3. Федерализм;
4. Законность;
5. Принцип экономичности;
6. Сочетание централизации и децентрализации;
7. Народовластие, гласность, обеспечение прав и свобод человека и
гражданина, ответственность.
IV. Центральные органы исполнительной власти Российской Федерации:
V. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1. Органы исполнительной власти в республиках, входящих в состав
Российской Федерации;
2. Органы исполнительной власти в территориальных субъектах РФ;
3. Особенности организации исполнительной власти в городах федерального
значения (г. Москва и г. Санкт-Петербург).
VI. Заключение.
Понятие органов исполнительной власти.
Очевидно, что если речь идет об исполнительной власти, о
государственной деятельности по её практической реализации, неизбежен
вопрос о том, какому именно государственно-властному механизму,
построенному на началах разделения властей, поручается такого рода
деятельность. До того как Конституция РФ 1993 г. установила, что
государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на
законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ), данный
вопрос решался достаточно просто: на различных уровнях государственной
организации была построена и соответствующим образом функционировала
система органов государственного управления. Она полностью соответствовала
одному из ведущих проявлений государственной власти, а именно -
государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной
деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной.
Соответственно органы государственного управления в центре и на
местах являлись основными субъектами административного права или же
носителями административной правосубъектности. Иначе говоря,
государственное управление как самостоятельный вид деятельности государства
по реализации своих задач и функций имело специального, конституционно
закреплённого субъекта.
Конституция РФ 1993 г. вместо термина "государственное управление"
ввела в оборот понятие "исполнительная власть". И теперь конституционные
нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить
известное представление, как о самой исполнительной власти, так и о
реализующих её органах. Так, ст.77 Конституции РФ говорит о том, что в
пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные
органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ
образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так впервые появляется
конституционное упоминание об органах исполнительной власти.[1]
Что касается, например, республик, входящих в состав РФ, то они
самостоятельно устанавливают систему республиканских органов власти (ст.60
Конституции Республики Бурятия), включающую и органы исполнительной власти.
Так, в ст.116 Конституции Республики Татарстан записано, что Кабинет
Министров Республики - Правительство - является исполнительным и
распорядительным органом государственной власти Республики. В некоторых
случаях данные позиции конкретизируются. Так, ст.63 Конституции Республики
Карелия возлагает осуществление исполнительно-распорядительных функций на
главу исполнительной власти (т.е. на Председателя Правительства) и органы
государственного управления (министерства, государственные комитеты и
другие ведомства, должностных лиц).
В уставах краёв, областей, городов федерального значения, автономной
области, автономных округов также закрепляются соответствующие звенья
системы исполнительных органов. Так, в соответствии со ст.107 Устава
Курганской области исполнительным и распорядительным органом
государственной власти является администрация (правительство) области.
Действующее российское законодательство, наряду с широким
использованием термина "органы исполнительной власти", часто содержит
упоминания об "исполнительных органах"[2], о "государственных органах
управления"[3]. А Указ Президента РФ "О совершенствовании структуры
федеральных органов исполнительной власти" ст17 марта 1997 г.[4]
характеризует субъекты исполнительной власти как "органы исполнительной
власти, осуществляющие государственное управление".
Очевидно, что во всех случаях речь идёт об одном и том же, а именно –
о субъектном выражении исполнительной власти, т.е. о тех государственных
органах, в чью компетенцию входит практическая реализация её задач, функций
и полномочий. Используя современную конституционную терминологию, мы
говорим в подобном смысле о субъектах исполнительной власти или же, что по
своей сути адекватно – об органах исполнительной власти. Налицо
тождественность понятий «субъект исполнительной власти» и «орган
исполнительной власти».
Действующее законодательство, опирающееся на новую Конституцию РФ, не
отказывается от выработанных административно-правовой теорией и практикой
понятий, необходимых для характеристики того вида государственной
деятельности, который в наши дни предназначен для осуществления в различных
сферах нашей жизни исполнительной власти. В силу этого, говоря об органах
исполнительной власти, мы подразумеваем (несмотря на их новое название)
органы государства, осуществляющие от его имени государственно-
управленческую деятельность. Значит, есть все необходимые основания для
того, чтобы не забывать о том, что они являются органами государственного
управления. В то же время возможно использование и такого собирательного
термина, как исполнительные органы для обозначения всех субъектов
государственно-управленческой деятельности.
При этом, однако, следует учитывать, что исполнительными по своей
сути являются вообще все органы, осуществляющие управленческие функции и за
пределами государственно-управленческой деятельности, т.е. действующие в
системе местного самоуправления, в управлении внутренней жизнью
государственных предприятий и учреждений, а также общественных объединений.
Естественно, что в подобных случаях имеют место соответствующие
особенности.
Таким образом, итоговые позиции, относящиеся к выяснению понятия и
признаков органов исполнительной власти (исполнительных органов),
выражаются в следующем.
1. По точному конституционному смыслу под органами исполнительной власти
подразумеваются лишь те звенья государственного аппарата, которые
сопутствуют органам законодательной (представительной) власти в системе
разделения властей. Подобное ограничительное их понимание приводит к
необоснованному выводу о том, что якобы органы исполнительной власти
функционируют только на уровне РФ и её субъектов. Опровержение такого
вывода содержится как в федеральном законодательстве, так и, в
особенности, в законодательстве субъектов Федерации (например, нормы о
территориальных и местных исполнительных органах). В то же время
Конституция РФ не содержит нормы, по содержанию которых можно было бы
судить о том, какие именно государственные органы являются субъектами
исполнительной власти. А по смыслу ст.10 Конституции исполнительную
власть в стране осуществляет только Правительство РФ, что вообще снимает
вопрос об иных органах исполнительной власти, которые, тем не менее,
фактически существуют. Наконец нельзя не учитывать отсутствие
федерального закона об исполнительной власти и её организации, что пока
приводит к тому, что лишь на федеральном уровне определяется система и
структура органов исполнительной власти. Что же касается дальнейших
уровней государственно-управленческой деятельности, то их организационные
формы (т.е. органы управления) отличаются крайним разнообразием и
отсутствием должной упорядоченности. Это даёт основания рассматривать в
их качестве любые организационно-правовые формы проявления государственно-
управленческой деятельности, т.е. характеризовать их в качестве
исполнительных органов.
2. Исполнительные органы представляют собой составную часть
государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой
заключается в практической реализации задач и функций исполнительной
власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической,
социальной и административно-политической жизни. Соответственно своему
специфическому, т.е. исполнительному, назначению эти органы осуществляют
повседневную деятельность исполнительного и распорядительного характера.
3. Органы исполнительной власти являются носителями определённого объёма
государственно-властных (юридически-властных) полномочий. Эти полномочия
выражаются, прежде всего, в издании исполнительными органами правовых
актов в пределах своей управленческой компетенции и в обеспечении их
исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими
средствами (включая средства административного, т.е. внесудебного,
принуждения). Наличие определённого объёма юридически-властных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11