Освобождение от уголовной ответственности

Освобождение от уголовной ответственности

Министерство общего и профессионального образования РФ

Московский Государственный Социальный Университет

Филиал в г.Кисловодске

Юридический факультет

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«Виды органов исполнительной власти»

Выполнила: Студентка ЮФ

г. Кисловодск

2002 г.

ПЛАН

I. Понятие органов исполнительной власти.

II. Виды органов исполнительной власти (критерии):

1. Органы исполнительной власти по территориальному масштабу

деятельности;

2. Органы исполнительной власти по порядку образования;

3. Органы исполнительной власти по характеру компетенции;

4. Органы исполнительной власти по порядку разрешения подведомственных

вопросов;

5. Органы исполнительной власти по способу их создания;

6. Организационно-правовые формы органов исполнительной власти.

III. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной

власти:

1. Самостоятельность органов исполнительной власти;

2. Единство системы органов исполнительной власти;

3. Федерализм;

4. Законность;

5. Принцип экономичности;

6. Сочетание централизации и децентрализации;

7. Народовластие, гласность, обеспечение прав и свобод человека и

гражданина, ответственность.

IV. Центральные органы исполнительной власти Российской Федерации:

V. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1. Органы исполнительной власти в республиках, входящих в состав

Российской Федерации;

2. Органы исполнительной власти в территориальных субъектах РФ;

3. Особенности организации исполнительной власти в городах федерального

значения (г. Москва и г. Санкт-Петербург).

VI. Заключение.

Понятие органов исполнительной власти.

Очевидно, что если речь идет об исполнительной власти, о

государственной деятельности по её практической реализации, неизбежен

вопрос о том, какому именно государственно-властному механизму,

построенному на началах разделения властей, поручается такого рода

деятельность. До того как Конституция РФ 1993 г. установила, что

государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на

законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ), данный

вопрос решался достаточно просто: на различных уровнях государственной

организации была построена и соответствующим образом функционировала

система органов государственного управления. Она полностью соответствовала

одному из ведущих проявлений государственной власти, а именно -

государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной

деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной.

Соответственно органы государственного управления в центре и на

местах являлись основными субъектами административного права или же

носителями административной правосубъектности. Иначе говоря,

государственное управление как самостоятельный вид деятельности государства

по реализации своих задач и функций имело специального, конституционно

закреплённого субъекта.

Конституция РФ 1993 г. вместо термина "государственное управление"

ввела в оборот понятие "исполнительная власть". И теперь конституционные

нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить

известное представление, как о самой исполнительной власти, так и о

реализующих её органах. Так, ст.77 Конституции РФ говорит о том, что в

пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные

органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ

образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так впервые появляется

конституционное упоминание об органах исполнительной власти.[1]

Что касается, например, республик, входящих в состав РФ, то они

самостоятельно устанавливают систему республиканских органов власти (ст.60

Конституции Республики Бурятия), включающую и органы исполнительной власти.

Так, в ст.116 Конституции Республики Татарстан записано, что Кабинет

Министров Республики - Правительство - является исполнительным и

распорядительным органом государственной власти Республики. В некоторых

случаях данные позиции конкретизируются. Так, ст.63 Конституции Республики

Карелия возлагает осуществление исполнительно-распорядительных функций на

главу исполнительной власти (т.е. на Председателя Правительства) и органы

государственного управления (министерства, государственные комитеты и

другие ведомства, должностных лиц).

В уставах краёв, областей, городов федерального значения, автономной

области, автономных округов также закрепляются соответствующие звенья

системы исполнительных органов. Так, в соответствии со ст.107 Устава

Курганской области исполнительным и распорядительным органом

государственной власти является администрация (правительство) области.

Действующее российское законодательство, наряду с широким

использованием термина "органы исполнительной власти", часто содержит

упоминания об "исполнительных органах"[2], о "государственных органах

управления"[3]. А Указ Президента РФ "О совершенствовании структуры

федеральных органов исполнительной власти" ст17 марта 1997 г.[4]

характеризует субъекты исполнительной власти как "органы исполнительной

власти, осуществляющие государственное управление".

Очевидно, что во всех случаях речь идёт об одном и том же, а именно –

о субъектном выражении исполнительной власти, т.е. о тех государственных

органах, в чью компетенцию входит практическая реализация её задач, функций

и полномочий. Используя современную конституционную терминологию, мы

говорим в подобном смысле о субъектах исполнительной власти или же, что по

своей сути адекватно – об органах исполнительной власти. Налицо

тождественность понятий «субъект исполнительной власти» и «орган

исполнительной власти».

Действующее законодательство, опирающееся на новую Конституцию РФ, не

отказывается от выработанных административно-правовой теорией и практикой

понятий, необходимых для характеристики того вида государственной

деятельности, который в наши дни предназначен для осуществления в различных

сферах нашей жизни исполнительной власти. В силу этого, говоря об органах

исполнительной власти, мы подразумеваем (несмотря на их новое название)

органы государства, осуществляющие от его имени государственно-

управленческую деятельность. Значит, есть все необходимые основания для

того, чтобы не забывать о том, что они являются органами государственного

управления. В то же время возможно использование и такого собирательного

термина, как исполнительные органы для обозначения всех субъектов

государственно-управленческой деятельности.

При этом, однако, следует учитывать, что исполнительными по своей

сути являются вообще все органы, осуществляющие управленческие функции и за

пределами государственно-управленческой деятельности, т.е. действующие в

системе местного самоуправления, в управлении внутренней жизнью

государственных предприятий и учреждений, а также общественных объединений.

Естественно, что в подобных случаях имеют место соответствующие

особенности.

Таким образом, итоговые позиции, относящиеся к выяснению понятия и

признаков органов исполнительной власти (исполнительных органов),

выражаются в следующем.

1. По точному конституционному смыслу под органами исполнительной власти

подразумеваются лишь те звенья государственного аппарата, которые

сопутствуют органам законодательной (представительной) власти в системе

разделения властей. Подобное ограничительное их понимание приводит к

необоснованному выводу о том, что якобы органы исполнительной власти

функционируют только на уровне РФ и её субъектов. Опровержение такого

вывода содержится как в федеральном законодательстве, так и, в

особенности, в законодательстве субъектов Федерации (например, нормы о

территориальных и местных исполнительных органах). В то же время

Конституция РФ не содержит нормы, по содержанию которых можно было бы

судить о том, какие именно государственные органы являются субъектами

исполнительной власти. А по смыслу ст.10 Конституции исполнительную

власть в стране осуществляет только Правительство РФ, что вообще снимает

вопрос об иных органах исполнительной власти, которые, тем не менее,

фактически существуют. Наконец нельзя не учитывать отсутствие

федерального закона об исполнительной власти и её организации, что пока

приводит к тому, что лишь на федеральном уровне определяется система и

структура органов исполнительной власти. Что же касается дальнейших

уровней государственно-управленческой деятельности, то их организационные

формы (т.е. органы управления) отличаются крайним разнообразием и

отсутствием должной упорядоченности. Это даёт основания рассматривать в

их качестве любые организационно-правовые формы проявления государственно-

управленческой деятельности, т.е. характеризовать их в качестве

исполнительных органов.

2. Исполнительные органы представляют собой составную часть

государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой

заключается в практической реализации задач и функций исполнительной

власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической,

социальной и административно-политической жизни. Соответственно своему

специфическому, т.е. исполнительному, назначению эти органы осуществляют

повседневную деятельность исполнительного и распорядительного характера.

3. Органы исполнительной власти являются носителями определённого объёма

государственно-властных (юридически-властных) полномочий. Эти полномочия

выражаются, прежде всего, в издании исполнительными органами правовых

актов в пределах своей управленческой компетенции и в обеспечении их

исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими

средствами (включая средства административного, т.е. внесудебного,

принуждения). Наличие определённого объёма юридически-властных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты