Освобождение от уголовной ответственности

ними определяются прежде всего на основе нормативно-правовых актов,

закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской

Федерацией и её субъектами; во-вторых, Конституция Российской Федерации

регламентирует соотношение правовых актов органов государственной власти и

её субъектов. В главном концепция сводится к тому, что законные акты

федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных

органов субъектов Российской Федерации; законные акты органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению

федеральными органами исполнительной власти; в-третьих, одной из правовых

форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами

исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской

федерации становится административный договор. Он используется в качестве

элемента механизма реализации принципа федерализма прежде всего в сфере

функционирования исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной

власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской

Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий (ст.78

Конституции Российской Федерации).

Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно связан с

принципом федерализма, но нетождествен ему. Нетождествен потому, что

сочетание этих его элементов может иметь место на различных уровнях и не

обязательно сопутствует только федеральному устройству. Указанный принцип

оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной

власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленного

наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов

исполнительной власти, и их совместного ведения с органами исполнительной

власти субъектов Российской Федерации. Централизованное осуществление

исполнительной власти может сосредотачиваться в руках федеральных органов и

субъектов Российской Федерации в пределах, определённых законодательством.

В общегосударственном масштабе более высокая степень централизации

проявляется по предметам ведения Российской Федерации, она несколько

ослабляется в отношении предметов совместного ведения. За пределами этих

видов ведения, как известно, субъекты Российской Федерации обладают всей

полнотой государственной власти (ст.73 Конституции Российской Федерации). В

последнем случае соотношение централизации и децентрализации в

осуществлении исполнительной власти определяется субъектами Российской

Федерации.

Следует иметь в виду, что одно из трудно преодолимых, требующих к себе

постоянного внимания, противоречий в функционировании исполнительной власти

связано со сферой совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.

Данное противоречие не может быть разрешено однажды и навсегда. Постоянной

должна быть задача его ослабления и учёта в правотворчестве и

правоприменении. Это тем более важно, что совместное ведение не означает,

что по образующим его вопросам принимаются совместные решения органами

исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов. Напротив, по

общему правилу, решения на соответствующих уровнях принимаются органами в

соответствии с законодательством, но самостоятельно.

Децентрализация означает закрепление законодательством предметов

ведения и полномочий за тем или иным органом (видом органов), которые он

(они) должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны

вышестоящих органов. При этом отсутствует «расщепление» предметов ведения и

полномочий по вертикали, что имеет место при совместном ведении. При

децентрализации предметы ведения и полномочия как бы отторгаются, обретают

высокую степень независимости от властных полномочий вышестоящих органов

исполнительной власти.

Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом

исполнительной власти части своих полномочий подчинённому органу в целях

удобства управления на основе приближения его к объектам. Например,

федеральными органами исполнительной власти создаваемым ими территориальным

органам. В этом случае децентрализация осуществляется в виде деконцентрации

полномочий, смещение их от вышестоящего к нижестоящему органу. На

осуществление деконцентрированных полномочий может серьёзным образом влиять

вышестоящий орган. Создание подобных органов может служить организационно-

правовым средством решения общефедеральных и территориальных задач на

основе смещения тяжести управления на места, а также усиления

взаимодействия между субъектами Российской Федерации, так и её совместного

ведения с субъектами Российской Федерации.

Сочетание централизации и децентрализации в осуществлении

исполнительной власти позволяет реализовать её единство в многообразии.

Принцип законности проявляется прежде всего в том, что все органы

государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию

Российской Федерации и законы. Данное требование относится также к

конституциям и другим актам законодательства субъектов Российской

Федерации.

Одним из важных аспектов принципа законности является обязательность

строгого соблюдения положений Конституции Российской Федерации о

соотношении актов органов государственной власти и её субъектов. Они

сформулированы в ст.76. В частности, законы и иные нормативные правовые

акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным

законам, принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В

случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в

Российской Федерации, действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым

актом Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской

Федерации и её совместного ведения с субъектами Российской Федерации,

действует нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере функционирования системы

центральных органов исполнительной власти.

Статус Президента Российской Федерации определён Конституцией

Российской Федерации. Президент осуществляет государственную власть в

качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной

и судебной ветвями власти. Хотя Президент определяет внутреннюю и внешнюю

политику в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными

законами, он не входит организационно в систему какой-либо ветви

государственной власти.

Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями в

области исполнительной власти. Эти полномочия относятся как к формированию

организационной системы, так и содержанию её функционирования.

Президент Российской Федерации формирует Правительство Российской

Федерации, обеспечивает его согласованное функционирование и взаимодействие

с другими органами государственной власти. Президент Российской Федерации в

соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными

конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью

федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны,

безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных

ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по

представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о

них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как

Верховный главнокомандуюший вооружёнными силами Российской Федерации и

Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Предусмотренное Конституцией Российской Федерации согласование

Президентом с Государственной Думой назначение Председателя Правительства

Российской Федерации имеет формально процедурный характер. Президент в

конечном счёте может назначить на эту должность свою кандидатуру (см.п.4

ст.3). Президенту принадлежит право принимать или отклонять отставку

Правительства Российской Федерации; определять внешнюю и внутреннюю

политику, Президент тем самым оказывает законное влияние на различные

стороны самого содержания деятельности Правительства Российской Федерации и

всей системы исполнительной власти.

Именно этим обусловлена юридическая зависимость Правительства

Российской Федерации от Президента. Она отчётливо проявляется в том, что

Президент имеет право председательствовать на заседаниях правительства; его

указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории

Российской Федерации (см.п.2 ст.90 Конституции Российской Федерации); он

вправе отменять постановления и распоряжения Правительства Российской

Федерации (п.3 ст.115 Конституции Российской Федерации); указы Президента

относятся к системе актов составляющих правовую основу деятельности

Правительства Российской Федерации (ст.113, п.«ж» ст.114 Конституции

Российской Федерации).

Вместе с тем, с точки зрения требований законности, Президент

Российской Федерации не должен подменять органы исполнительной власти,

представляющие собой самостоятельные звенья системы этой власти.

В создании условий для выполнения Президентом Российской Федерации

своих полномочий важную роль играет его Администрация. В её состав в

качестве самостоятельных подразделений входят главные управления и другие

структуры, занимающиеся вопросами общего и специального характера,

связанными с реализацией Президентом его полномочий. Например, созданы

Управление делами Президента Российской Федерации, Главное государственно-

правовое управление Президента Российской Федерации, Главное управление

специальных программ Президента Российской Федерации и др. Они действуют в

соответствии с Положениями о них, утверждёнными Президентом Российской

Федерации. Некоторые из них наделены достаточно широкими полномочиями,

реализуемыми во вне. Например, Главное управление специальных программ

осуществляет мобилизационную подготовку федеральных органов исполнительной

власти и их аппаратов; координирует работу руководителей федеральных

органов государственной власти, органов власти субъектов Российской

Федерации и их аппаратов по мобилизационной подготовке и т.п.

Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Структура федеральных органов исполнительной власти предопределяется

задачами и полномочиями Правительства Российской Федерации по осуществлению

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты