подведомственных ему организаций.
В положениях о такого рода государственных комитетах дифференцируется
компетенция комитета как коллегиального органа, его председателя, коллегии,
в том числе и правовые формы их решений. Чаще всего комитеты принимают по
вопросам своей компетенции постановления, а их председатели — приказы,
инструкции, дают указания. Постановления являются межведомственными актами,
а акты председателя издаются по внутриведомственным вопросам.
Государственные комитеты, являющиеся единоначальными органами,
строятся обычно по модели министерств.
Федеральные ведомства (комитеты, службы и т.д.). Помимо министерств и
государственных комитетов к федеральным органам исполнительной власти
относятся ведомства в их разнообразных формах — комитеты, службы,
агентства. Правовое положение их большинства также имеет общие черты.
Перечень ведомств утверждается Президентом Российской Федерации. Он же
образует их и утверждает положения о них, либо поручает решение данного
вопроса Правительству. Руководители ведомств назначаются на должность и
освобождаются Президентом, как правило, не входят по должности в состав
Правительства.
Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и
не могут входить в состав министерств и государственных комитетов. Они, за
установленными исключениями, осуществляют свою деятельность под
руководством Правительства Российской Федерации.
Среди ведомств имеются органы отраслевой, межотраслевой компетенции,
по конкретным проблемам, имеющим значение для Российской Федерации в целом
или её субъектов (например, космическое агентство). Среди них имеются
коллегиальные и единоначальные органы.
Характерным для правового положения большинства федеральных органов
исполнительной власти является то, что они находятся в ведении
Правительства Российской Федерации (за исключением органов,
подведомственных Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым
за ним Конституцией Российской Федерации, либо в соответствии с
законодательными актами Российской Федерации).
В положениях о конкретных федеральных органах вопрос о подчинении их
Президенту Российской Федерации решается по-разному. В одних случаях
применяется вышеизложенная формулировка, в других устанавливается, что тот
или иной орган подведомственен Президенту по вопросам, закреплённым за ним
Конституцией Российской Федерации, и подчиняется Правительству Российской
Федерации. Следует иметь в виду, что независимо от различий в формулировках
во всех случаях, когда руководитель федерального органа входит в состав
правительства, такой орган в той или иной степени ему подчиняется.
К федеральным органам исполнительной власти, подведомственным
Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым за ним
Конституцией Российской Федерации, либо в соответствии с законодательными
актами Российской Федерации относятся, например, министерства обороны,
внутренних дел, иностранных дел, юстиции, Федеральная служба охраны
Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации,
Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральная
пограничная служба Российской Федерации, Федеральная служба налоговой
полиции Российской Федерации и др.
Таким образом, Президенту Российской Федерации напрямую подчинены в
основном органы, представляющие атрибуты государства как политической
организации, обладающей аппаратом принуждения.
Однако характер конституционных полномочий Президента таков, что в
силу необходимости их осуществления в сфере его ведения оказываются другие
федеральные органы исполнительной власти. Не оговорены также ограничения
для законодательного решения этого вопроса. Формальность проступает
особенно ярко при понимании того, что Президент Российской Федерации
назначает и освобождает от должности руководителей этих органов.
Проблема в другом: прямое подчинение федеральных органов
исполнительной власти Президенту Российской Федерации ограничивает
полномочия Правительства Российской Федерации по руководству
соответствующими органами, ослабляет его влияние на них и контроль их
деятельности.
Руководители федеральных органов (министерств и др.) обладают рядом
однородных полномочий в решении определённых вопросов. Они утверждают
структуру и штатное расписание центрального аппарата данного органа; в
пределах предоставленной компетенции назначают и освобождают работников;
утверждают положения о структурных подразделениях органа и решают другие
вопросы.
Руководители этих органов несут персональную ответственность за
выполнение возложенных на возглавляемые ими органы задач и осуществление
ими своих функций.
В зависимости от характера функций и полномочий федеральные органы
исполнительной власти могут быть сведены с известным допуском условности в
следующие группы:
a) Органы, осуществляющие руководство отраслями, либо их однородными
комплексами;
b) Органы, осуществляющие межотраслевое регулирование и координацию;
c) Органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах
предоставленной им компетенции специализированные функции
вневедомственного значения;
d) Органы по определённым общегосударственным социально-экономическим
и иным проблемам;
e) Иные органы, выполняющие специфические по своему характеру функции.
Федеральные органы исполнительной власти функционируют в сфере:
a) Экономики. Это министерства топлива и энергетики; экономики;
сельского хозяйства и продовольствия; природных ресурсов; торговли;
Государственный земельный комитет; Федеральная служба лесного
хозяйства; Федеральная служба по валютному и экспортному контролю;
Федеральный горный и промышленный надзор и др.
b) Социально-культурной деятельности. Министерства общего и
профессионального образования; культуры; науки и технологий; труда
и социального развития; здравоохранения; Государственные комитеты
по делам молодёжи; по кинематографии; по физической культуре и
туризму; по печати; Федеральная служба по телевидению и
радиовещанию и др.
c) Административно-политической деятельности. Министерства обороны;
иностранных дел; внутренних дел; юстиции; региональной политики; по
делам Содружества Независимых Государств; Федеральная пограничная
служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба налоговой
полиции; Федеральная служба охраны Российской Федерации и др.
В настоящее время нет нормативно-правовых актов, которые бы
устанавливали общие основы правового положения федеральных органов
исполнительной власти.
Объём и характер их полномочий определяются особенностями порученных
им отраслей и сфер деятельности.
Федеральные органы, действующие в экономической и социальной сферах,
осуществляют общее руководство соответствующими отраслями.
Как правило, предприятия, учреждения и организации выведены из их
прямого административного подчинения по вопросам их основной деятельности.
В компетенцию федеральных органов исполнительной власти не входит
всестороннее руководство этими объектами.
Главные функции федеральных органов — анализ состояния,
прогнозирование и определение основных направлений развития профильных сфер
и отраслей; создание более благоприятных условий для работы соответствующих
предприятий, учреждений и организаций, в установленных случаях
лицензирование их деятельности; получение и обработка информации по
вопросам компетенции данного органа.
Федеральные, в том числе отраслевые, органы лишены права
непосредственного распорядительства в отношении предприятий, учреждений и
организаций. Свои функции они выполняют путём подготовки проектов решений,
принимаемых Президентом или Правительством Российской Федерации, а также
издания собственных нормативно-правовых актов. По строго определённым
вопросам, требующим безотлагательного решения, отдельные Министерства
наделяются распорядительными полномочиями. Например, Министерство путей
сообщения по вопросам обеспечения безопасности движения; Министерство по
атомной энергии — по вопросам, связанным с обеспечением эксплуатации
соответствующих объектов и др.
Однако распорядительство во всех случаях исключает вмешательство
федеральных органов, действующих в экономической и социальной сферах, в
производственную и хозяйственно-финансовую деятельность предприятий,
учреждений и организаций.
Министерства, государственные комитеты и ведомства, замкнутые на
административно-политической деятельности, в большинстве своём наделены
более широкими полномочиями в области оперативного распорядительства. Это
объясняется тем, что их функционирование подчинено задаче обеспечения
обороны страны, государственной и общественной безопасности,
правоохранительной деятельности. Хотя и не все. Своеобразие функций
Министерства иностранных дел, Министерства юстиции предопределяет общий
характер их деятельности. Оперативные связи Министерства иностранных дел
Российской Федерации с учреждениями, находящимися за рубежом (посольствами,
консульствами) нетождественно административному распорядительству, хотя и
оно при этом не исключается.
Межотраслевые органы федеральной исполнительной власти имеют
неодинаковый статус. Одни из них осуществляют функции нормативно-
координационного характера; разрабатывают и часто самостоятельно принимают
нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение исполнения законов,
указов Президента и Правительства Российской Федерации. При этом они не
обладают правом применения административных принудительных мер, связанных с
осуществлением возложенных на них функций.
Другая группа органов, наряду с аналогичными полномочиями в области
нормотворчества, наделена широкими административными полномочиями по
применению мер административного принуждения. В большинстве своём это
органы, на которых возложены контрольно-надзорные функции. К ним следует
отнести прежде всего Министерство по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства, Федеральный надзор по ядерной и радиационной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11