Освобождение от уголовной ответственности

подведомственных ему организаций.

В положениях о такого рода государственных комитетах дифференцируется

компетенция комитета как коллегиального органа, его председателя, коллегии,

в том числе и правовые формы их решений. Чаще всего комитеты принимают по

вопросам своей компетенции постановления, а их председатели — приказы,

инструкции, дают указания. Постановления являются межведомственными актами,

а акты председателя издаются по внутриведомственным вопросам.

Государственные комитеты, являющиеся единоначальными органами,

строятся обычно по модели министерств.

Федеральные ведомства (комитеты, службы и т.д.). Помимо министерств и

государственных комитетов к федеральным органам исполнительной власти

относятся ведомства в их разнообразных формах — комитеты, службы,

агентства. Правовое положение их большинства также имеет общие черты.

Перечень ведомств утверждается Президентом Российской Федерации. Он же

образует их и утверждает положения о них, либо поручает решение данного

вопроса Правительству. Руководители ведомств назначаются на должность и

освобождаются Президентом, как правило, не входят по должности в состав

Правительства.

Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и

не могут входить в состав министерств и государственных комитетов. Они, за

установленными исключениями, осуществляют свою деятельность под

руководством Правительства Российской Федерации.

Среди ведомств имеются органы отраслевой, межотраслевой компетенции,

по конкретным проблемам, имеющим значение для Российской Федерации в целом

или её субъектов (например, космическое агентство). Среди них имеются

коллегиальные и единоначальные органы.

Характерным для правового положения большинства федеральных органов

исполнительной власти является то, что они находятся в ведении

Правительства Российской Федерации (за исключением органов,

подведомственных Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым

за ним Конституцией Российской Федерации, либо в соответствии с

законодательными актами Российской Федерации).

В положениях о конкретных федеральных органах вопрос о подчинении их

Президенту Российской Федерации решается по-разному. В одних случаях

применяется вышеизложенная формулировка, в других устанавливается, что тот

или иной орган подведомственен Президенту по вопросам, закреплённым за ним

Конституцией Российской Федерации, и подчиняется Правительству Российской

Федерации. Следует иметь в виду, что независимо от различий в формулировках

во всех случаях, когда руководитель федерального органа входит в состав

правительства, такой орган в той или иной степени ему подчиняется.

К федеральным органам исполнительной власти, подведомственным

Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым за ним

Конституцией Российской Федерации, либо в соответствии с законодательными

актами Российской Федерации относятся, например, министерства обороны,

внутренних дел, иностранных дел, юстиции, Федеральная служба охраны

Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации,

Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральная

пограничная служба Российской Федерации, Федеральная служба налоговой

полиции Российской Федерации и др.

Таким образом, Президенту Российской Федерации напрямую подчинены в

основном органы, представляющие атрибуты государства как политической

организации, обладающей аппаратом принуждения.

Однако характер конституционных полномочий Президента таков, что в

силу необходимости их осуществления в сфере его ведения оказываются другие

федеральные органы исполнительной власти. Не оговорены также ограничения

для законодательного решения этого вопроса. Формальность проступает

особенно ярко при понимании того, что Президент Российской Федерации

назначает и освобождает от должности руководителей этих органов.

Проблема в другом: прямое подчинение федеральных органов

исполнительной власти Президенту Российской Федерации ограничивает

полномочия Правительства Российской Федерации по руководству

соответствующими органами, ослабляет его влияние на них и контроль их

деятельности.

Руководители федеральных органов (министерств и др.) обладают рядом

однородных полномочий в решении определённых вопросов. Они утверждают

структуру и штатное расписание центрального аппарата данного органа; в

пределах предоставленной компетенции назначают и освобождают работников;

утверждают положения о структурных подразделениях органа и решают другие

вопросы.

Руководители этих органов несут персональную ответственность за

выполнение возложенных на возглавляемые ими органы задач и осуществление

ими своих функций.

В зависимости от характера функций и полномочий федеральные органы

исполнительной власти могут быть сведены с известным допуском условности в

следующие группы:

a) Органы, осуществляющие руководство отраслями, либо их однородными

комплексами;

b) Органы, осуществляющие межотраслевое регулирование и координацию;

c) Органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах

предоставленной им компетенции специализированные функции

вневедомственного значения;

d) Органы по определённым общегосударственным социально-экономическим

и иным проблемам;

e) Иные органы, выполняющие специфические по своему характеру функции.

Федеральные органы исполнительной власти функционируют в сфере:

a) Экономики. Это министерства топлива и энергетики; экономики;

сельского хозяйства и продовольствия; природных ресурсов; торговли;

Государственный земельный комитет; Федеральная служба лесного

хозяйства; Федеральная служба по валютному и экспортному контролю;

Федеральный горный и промышленный надзор и др.

b) Социально-культурной деятельности. Министерства общего и

профессионального образования; культуры; науки и технологий; труда

и социального развития; здравоохранения; Государственные комитеты

по делам молодёжи; по кинематографии; по физической культуре и

туризму; по печати; Федеральная служба по телевидению и

радиовещанию и др.

c) Административно-политической деятельности. Министерства обороны;

иностранных дел; внутренних дел; юстиции; региональной политики; по

делам Содружества Независимых Государств; Федеральная пограничная

служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба налоговой

полиции; Федеральная служба охраны Российской Федерации и др.

В настоящее время нет нормативно-правовых актов, которые бы

устанавливали общие основы правового положения федеральных органов

исполнительной власти.

Объём и характер их полномочий определяются особенностями порученных

им отраслей и сфер деятельности.

Федеральные органы, действующие в экономической и социальной сферах,

осуществляют общее руководство соответствующими отраслями.

Как правило, предприятия, учреждения и организации выведены из их

прямого административного подчинения по вопросам их основной деятельности.

В компетенцию федеральных органов исполнительной власти не входит

всестороннее руководство этими объектами.

Главные функции федеральных органов — анализ состояния,

прогнозирование и определение основных направлений развития профильных сфер

и отраслей; создание более благоприятных условий для работы соответствующих

предприятий, учреждений и организаций, в установленных случаях

лицензирование их деятельности; получение и обработка информации по

вопросам компетенции данного органа.

Федеральные, в том числе отраслевые, органы лишены права

непосредственного распорядительства в отношении предприятий, учреждений и

организаций. Свои функции они выполняют путём подготовки проектов решений,

принимаемых Президентом или Правительством Российской Федерации, а также

издания собственных нормативно-правовых актов. По строго определённым

вопросам, требующим безотлагательного решения, отдельные Министерства

наделяются распорядительными полномочиями. Например, Министерство путей

сообщения по вопросам обеспечения безопасности движения; Министерство по

атомной энергии — по вопросам, связанным с обеспечением эксплуатации

соответствующих объектов и др.

Однако распорядительство во всех случаях исключает вмешательство

федеральных органов, действующих в экономической и социальной сферах, в

производственную и хозяйственно-финансовую деятельность предприятий,

учреждений и организаций.

Министерства, государственные комитеты и ведомства, замкнутые на

административно-политической деятельности, в большинстве своём наделены

более широкими полномочиями в области оперативного распорядительства. Это

объясняется тем, что их функционирование подчинено задаче обеспечения

обороны страны, государственной и общественной безопасности,

правоохранительной деятельности. Хотя и не все. Своеобразие функций

Министерства иностранных дел, Министерства юстиции предопределяет общий

характер их деятельности. Оперативные связи Министерства иностранных дел

Российской Федерации с учреждениями, находящимися за рубежом (посольствами,

консульствами) нетождественно административному распорядительству, хотя и

оно при этом не исключается.

Межотраслевые органы федеральной исполнительной власти имеют

неодинаковый статус. Одни из них осуществляют функции нормативно-

координационного характера; разрабатывают и часто самостоятельно принимают

нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение исполнения законов,

указов Президента и Правительства Российской Федерации. При этом они не

обладают правом применения административных принудительных мер, связанных с

осуществлением возложенных на них функций.

Другая группа органов, наряду с аналогичными полномочиями в области

нормотворчества, наделена широкими административными полномочиями по

применению мер административного принуждения. В большинстве своём это

органы, на которых возложены контрольно-надзорные функции. К ним следует

отнести прежде всего Министерство по антимонопольной политике и поддержке

предпринимательства, Федеральный надзор по ядерной и радиационной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты