самоуправления невозможно.
2. Исходя из установленного порядка образования органов исполнительной
власти, выделяются:
a) исполнительные органы, формирование которых в соответствии с пунктом
«г» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению РФ. Имеются в виду
федеральные органы исполнительной власти.
На федеральном уровне все основные вопросы образования органов
исполнительной власти сконцентрированы в руках Президента РФ. Указом
Президента «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14
августа 1996 г. установлено, что создание федеральных органов
исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются
Президентом по предложению Председателя Правительства РФ.[5]
Кроме того, на федеральном уровне решаются вопросы образования
федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих
полномочий в субъектах Федерации территориальных органов и назначения
соответствующих должностных лиц (ст. 78 Конституции РФ);
b) исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 43
Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций,
уставов краёв, областей и т.п. отнесено к ведению субъектов РФ (ст. 63
Конституции Республики Бурятия; ст. 22 Устава (Основного закона)
Оренбургской области).
На республиканском уровне порядок образования органов исполнительной
власти в деталях различен. Решающую роль здесь играют высшие должностные
лица республик главы государств, президенты – главы исполнительной власти
(ст. 54 Конституции Республики Ингушетия; ст. 85 Конституции Республики
Коми).
В краях, областях, городах федерального значения, автономной области,
автономных округах порядок примерно такой же. Так, губернатор
Ставропольского края формирует исполнительный орган – Правительство края,
являясь одновременно его председателем (ст. 63 Устава – Основного закона
Ставропольского края); глава администрации Читинской области формирует
аппарат областной администрации (ст. 38 Устава – Основного закона Читинской
области) и т.п. В ведении московских властей (мэрия, правительство)
находится формирование органов исполнительной власти – отраслевых и
функциональных органов городской администрации (ст. 52, 54 Устава –
Основного закона г. Москвы).
2. Органы исполнительной власти можно различать и по характеру компетенции.
С этих позиций выделяются:
a) органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют
свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по вопросам
основным их деятельности. Это – Правительство РФ, правительства
республик, входящих в состав РФ, а так же правительства
(администрации), созданные в некоторых краях, областях, городах
федерального значения, автономные области, автономных округах. Во
многих случаях на территориальном и региональном уровнях ими руководят
губернаторы;
b) органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые
осуществляют свои функции в отношении полученных им сфер отраслевой
деятельности. Как правило, это - федеральные и республиканские
министерства, иные отраслевые исполнительные органы;
c) органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые по
порученной им сфере деятельности координируют деятельность иных
исполнительных органов. Как правило, это – государственные комитеты,
федеральные комиссии, а так же аналогичные органы субъектов Федерации
(например, государственные комитеты в республиках);
d) органы исполнительной власти специальной компетенции, которые
осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные
и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности
(например, федеральные надзоры).
3. По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются
коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. К числу
первых относятся правительства, государственные комитеты, федеральные
комиссии, а также администрации субъектов РФ, если это прямо
зафиксировано в их статусе.
Так, наиболее важные вопросы глава администрации Архангельской
области выносит на рассмотрение на возглавляемого им консультативного
органа – совета администрации области. Члены совета назначаются главой
администрации (ст. 27 Устава Архангельской области). А Уставом Псковской
области предусмотрено образование коллегии администрации области (ст.40).
Вопросы здесь решаются по принципу большинства голосов.
Единоначальными являются, как правило, все остальные исполнительные органы,
прежде всего министерства. Единоначально может действовать и
соответствующая администрация. Единоначалие тесно переплетается с началами
коллегиальности на уровне обсуждения ведущих вопросов. Для этих целей в
министерствах, например, создаются коллегии, различного рода
консультативные и иные советы.
5. В качестве критерия классификации исполнительных органов используется
также способ их создания. С таких позиций можно различать:
a) исполнительные органы, образуемые в установленном порядке. Таких
органов большинство как на уровне РФ, так и её субъектов (например,
образование министерств и иных исполнительных органов главами
государств или главами исполнительной власти);
b) в отдельных случаях используется способ избрания. Однако он не
распространяется на тот или иной исполнительный орган, а относится к
тем должностным лицам, которые возглавляют соответствующий
исполнительный орган. Так, избирается Председатель Правительства
Республики Хакасия (ст.89 Конституции Республики Хакасия); избираются
главы администраций субъектов РФ, не являющихся республиками
(например, мэр г. Москвы); избираются президенты республик, являющиеся
главами исполнительной власти (например, ст. 71 Конституции Республики
Бурятия).
6. Разнообразны организационно-правовые формы органов исполнительной
власти. Здесь довольно много различных модификаций, очень часто
происходят изменения, в силу чего устойчивым данный вид классификации
признать не представляется возможным. Тем не менее, по данному критерию
сейчас доступны для выделения:
a) правительства (РФ, входящих в её состав республик, городов
федерального значения, а также в отдельных краях, областях);
b) министерства (федеральные, республиканские);
c) государственные комитеты (федеральные и республиканские);
d) федеральные комиссии, российские агентства, федеральные службы,
федеральные надзоры (только на федеральном уровне);
e) администрации или мэрии (в субъектах федерации, не являющимися
республиками);
f) департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы,
структурные подразделения органов исполнительной власти либо
самостоятельные органы управления в субъектах Федерации (см.,
например, ст. 69 Устава – Основного закона Тамбовской области).
Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.
Принципы, на базе которых строится и функционирует система органов
исполнительной власти, предопределяется современными особенностями
организации государственной власти РФ, закреплёнными в её Конституции 1993
г.
Тем не менее, используя конституционную базу в качестве исходной,
можно рассмотреть проблему основных принципов организации и деятельности
исполнительных органов государственной власти с позиций их соотношения с
субъектами иных ветвей единой государственной власти, федерализма,
законности, ответственности.
1. Самостоятельность органов исполнительной власти.
Основополагающее значение для исполнительной власти в её современном
виде имеет то, что в соответствии со ст. 10 Конституции РФ она представляет
собой оснащённую необходимыми атрибутами ветвь единой по своей
государственно-правовой сути государственной власти. При этом главное,
принципиальное состоит в том, что в рамках разделения властей органы
исполнительной власти (равно как законодательные и судебные)
самостоятельны. Данный принцип выражается прежде всего в том, что органы
исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов
законодательной власти, имеют собственное функционально-компетенционное
выражение, позволяющее им действовать, выражая исполнительство в качестве
своей особой функции, вторжение в которую для других государственных
органов недопустимо. Конечно, речь не может идти об их полной
самостоятельности. Последняя относительна, ибо, с одной стороны, органы
исполнительной власти на всех уровнях государственной организации РФ
создаются именно для того, чтобы обеспечивать организацию исполнения
волеизъявлений субъектов законодательной (представительной) власти. С
другой стороны, они находятся под соответствующим контрольно-надзорным
воздействием со стороны органов судебной власти.
С этих позиций очевидно, что осуществление государственной власти на
основе её разделения не может и не должно быть абсолютизировано, что
неизбежно привело бы к полной независимости её ветвей, т.е. фактически к
вторжению одной ветви власти в сферу другой. Поэтому самостоятельность
органов исполнительной власти - первый принцип их совместного бытия. Как
следствие его - необходимость тесного взаимодействия исполнительной ветви
власти с её другими ветвями.
К этому следует добавить некоторые особенности проявления
самостоятельности органов исполнительной власти. Имеется в виду, прежде
всего значительный объём президентского влияния на организацию и
деятельность этих органов, а также недостаточно развитый институт
парламентского контроля за ними.
2. Единство системы органов исполнительной власти.
Одним из принципов современной организации и деятельности органов
исполнительной власти является то, что в пределах ведения РФ и полномочий
РФ по предметам совместного ведения РФ и её субъектов они образуют единую
систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ). Из этого
вытекает, что система органов исполнительной власти субъектов РФ
устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11