Освобождение от уголовной ответственности

самоуправления невозможно.

2. Исходя из установленного порядка образования органов исполнительной

власти, выделяются:

a) исполнительные органы, формирование которых в соответствии с пунктом

«г» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению РФ. Имеются в виду

федеральные органы исполнительной власти.

На федеральном уровне все основные вопросы образования органов

исполнительной власти сконцентрированы в руках Президента РФ. Указом

Президента «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14

августа 1996 г. установлено, что создание федеральных органов

исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются

Президентом по предложению Председателя Правительства РФ.[5]

Кроме того, на федеральном уровне решаются вопросы образования

федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих

полномочий в субъектах Федерации территориальных органов и назначения

соответствующих должностных лиц (ст. 78 Конституции РФ);

b) исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 43

Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций,

уставов краёв, областей и т.п. отнесено к ведению субъектов РФ (ст. 63

Конституции Республики Бурятия; ст. 22 Устава (Основного закона)

Оренбургской области).

На республиканском уровне порядок образования органов исполнительной

власти в деталях различен. Решающую роль здесь играют высшие должностные

лица республик главы государств, президенты – главы исполнительной власти

(ст. 54 Конституции Республики Ингушетия; ст. 85 Конституции Республики

Коми).

В краях, областях, городах федерального значения, автономной области,

автономных округах порядок примерно такой же. Так, губернатор

Ставропольского края формирует исполнительный орган – Правительство края,

являясь одновременно его председателем (ст. 63 Устава – Основного закона

Ставропольского края); глава администрации Читинской области формирует

аппарат областной администрации (ст. 38 Устава – Основного закона Читинской

области) и т.п. В ведении московских властей (мэрия, правительство)

находится формирование органов исполнительной власти – отраслевых и

функциональных органов городской администрации (ст. 52, 54 Устава –

Основного закона г. Москвы).

2. Органы исполнительной власти можно различать и по характеру компетенции.

С этих позиций выделяются:

a) органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют

свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по вопросам

основным их деятельности. Это – Правительство РФ, правительства

республик, входящих в состав РФ, а так же правительства

(администрации), созданные в некоторых краях, областях, городах

федерального значения, автономные области, автономных округах. Во

многих случаях на территориальном и региональном уровнях ими руководят

губернаторы;

b) органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые

осуществляют свои функции в отношении полученных им сфер отраслевой

деятельности. Как правило, это - федеральные и республиканские

министерства, иные отраслевые исполнительные органы;

c) органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые по

порученной им сфере деятельности координируют деятельность иных

исполнительных органов. Как правило, это – государственные комитеты,

федеральные комиссии, а так же аналогичные органы субъектов Федерации

(например, государственные комитеты в республиках);

d) органы исполнительной власти специальной компетенции, которые

осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные

и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности

(например, федеральные надзоры).

3. По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются

коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. К числу

первых относятся правительства, государственные комитеты, федеральные

комиссии, а также администрации субъектов РФ, если это прямо

зафиксировано в их статусе.

Так, наиболее важные вопросы глава администрации Архангельской

области выносит на рассмотрение на возглавляемого им консультативного

органа – совета администрации области. Члены совета назначаются главой

администрации (ст. 27 Устава Архангельской области). А Уставом Псковской

области предусмотрено образование коллегии администрации области (ст.40).

Вопросы здесь решаются по принципу большинства голосов.

Единоначальными являются, как правило, все остальные исполнительные органы,

прежде всего министерства. Единоначально может действовать и

соответствующая администрация. Единоначалие тесно переплетается с началами

коллегиальности на уровне обсуждения ведущих вопросов. Для этих целей в

министерствах, например, создаются коллегии, различного рода

консультативные и иные советы.

5. В качестве критерия классификации исполнительных органов используется

также способ их создания. С таких позиций можно различать:

a) исполнительные органы, образуемые в установленном порядке. Таких

органов большинство как на уровне РФ, так и её субъектов (например,

образование министерств и иных исполнительных органов главами

государств или главами исполнительной власти);

b) в отдельных случаях используется способ избрания. Однако он не

распространяется на тот или иной исполнительный орган, а относится к

тем должностным лицам, которые возглавляют соответствующий

исполнительный орган. Так, избирается Председатель Правительства

Республики Хакасия (ст.89 Конституции Республики Хакасия); избираются

главы администраций субъектов РФ, не являющихся республиками

(например, мэр г. Москвы); избираются президенты республик, являющиеся

главами исполнительной власти (например, ст. 71 Конституции Республики

Бурятия).

6. Разнообразны организационно-правовые формы органов исполнительной

власти. Здесь довольно много различных модификаций, очень часто

происходят изменения, в силу чего устойчивым данный вид классификации

признать не представляется возможным. Тем не менее, по данному критерию

сейчас доступны для выделения:

a) правительства (РФ, входящих в её состав республик, городов

федерального значения, а также в отдельных краях, областях);

b) министерства (федеральные, республиканские);

c) государственные комитеты (федеральные и республиканские);

d) федеральные комиссии, российские агентства, федеральные службы,

федеральные надзоры (только на федеральном уровне);

e) администрации или мэрии (в субъектах федерации, не являющимися

республиками);

f) департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы,

структурные подразделения органов исполнительной власти либо

самостоятельные органы управления в субъектах Федерации (см.,

например, ст. 69 Устава – Основного закона Тамбовской области).

Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

Принципы, на базе которых строится и функционирует система органов

исполнительной власти, предопределяется современными особенностями

организации государственной власти РФ, закреплёнными в её Конституции 1993

г.

Тем не менее, используя конституционную базу в качестве исходной,

можно рассмотреть проблему основных принципов организации и деятельности

исполнительных органов государственной власти с позиций их соотношения с

субъектами иных ветвей единой государственной власти, федерализма,

законности, ответственности.

1. Самостоятельность органов исполнительной власти.

Основополагающее значение для исполнительной власти в её современном

виде имеет то, что в соответствии со ст. 10 Конституции РФ она представляет

собой оснащённую необходимыми атрибутами ветвь единой по своей

государственно-правовой сути государственной власти. При этом главное,

принципиальное состоит в том, что в рамках разделения властей органы

исполнительной власти (равно как законодательные и судебные)

самостоятельны. Данный принцип выражается прежде всего в том, что органы

исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов

законодательной власти, имеют собственное функционально-компетенционное

выражение, позволяющее им действовать, выражая исполнительство в качестве

своей особой функции, вторжение в которую для других государственных

органов недопустимо. Конечно, речь не может идти об их полной

самостоятельности. Последняя относительна, ибо, с одной стороны, органы

исполнительной власти на всех уровнях государственной организации РФ

создаются именно для того, чтобы обеспечивать организацию исполнения

волеизъявлений субъектов законодательной (представительной) власти. С

другой стороны, они находятся под соответствующим контрольно-надзорным

воздействием со стороны органов судебной власти.

С этих позиций очевидно, что осуществление государственной власти на

основе её разделения не может и не должно быть абсолютизировано, что

неизбежно привело бы к полной независимости её ветвей, т.е. фактически к

вторжению одной ветви власти в сферу другой. Поэтому самостоятельность

органов исполнительной власти - первый принцип их совместного бытия. Как

следствие его - необходимость тесного взаимодействия исполнительной ветви

власти с её другими ветвями.

К этому следует добавить некоторые особенности проявления

самостоятельности органов исполнительной власти. Имеется в виду, прежде

всего значительный объём президентского влияния на организацию и

деятельность этих органов, а также недостаточно развитый институт

парламентского контроля за ними.

2. Единство системы органов исполнительной власти.

Одним из принципов современной организации и деятельности органов

исполнительной власти является то, что в пределах ведения РФ и полномочий

РФ по предметам совместного ведения РФ и её субъектов они образуют единую

систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ). Из этого

вытекает, что система органов исполнительной власти субъектов РФ

устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты