Получение взятки

обязаны выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления,

и внести представления об их устранении. Следователи могут участвовать в

обсуждении внесенных ими представлений.

Закон о милиции относит предупреждение преступлений и других

правонарушений к числу основных обязанностей. Согласно ст. 10 Закона,

милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана

предотвращать и пресекать преступления, выявлять обстоятельства, им

способствующие, и в пределах своих прав принимать меры к их устранению.

Профилактическая деятельность—сквозная задача для всех служб и

подразделений милиции с учетом профиля их деятельности (борьба с

общеуголовной, экономической преступностью, преступностью

несовершеннолетних, борьба с организо- ванными формами преступности, охрана

общественного порядка и т. л.У.

Следует особо выделить специализированные профилактические функции

инспекций по делам несовершеннолетних, осуществляющих, в частности,

предупреждение и пресечение реально возможного перехода на преступный путь

подростков, борьбу с вовлечением несовершеннолетних в пьянство, потребление

наркотиков, проституцию, совершение преступлений; участковых инспекторов,

предупреждающих и пресекающих преступления, связанные с семейно-бытовыми

конфликтами, пьянством, отсутствием определенных занятий, неустроенностью

лиц, вернувшихся после отбытия наказания.

В предупреждении имущественных преступлений личной собственности

участвуют объединения по охране объектов и личного имущества граждан по

договорам. Они используют технические средства защиты имущества от

преступных посягательств, в частности путем установления охранной

сигнализации; вносят после обследований объектов охраны предложения по

обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей.

Органы милиции правомочны в процессе профилактической деятельности

проводить беседы, применять меры административно-правового воздействия;

осуществлять виктимологическую профилактику; изымать вещи, предметы,

вещества, изъятые из гражданского оборота и хранимые без соответствующего

разрешения, контролировать хранение и использование оружия, боеприпасов,

взрывчатых веществ; требовать обязательных проверок, инвентаризаций и

ревизий производственной, хозяйственной, финансовой, торговой деятельности;

производить контрольные закупки, изъятие и исследование образцов сырья и

продукции. Особенностью профилактической деятельности милиции является то,

что применяются наряду с гласными способами собирания информации, мерами

воспитательного и воспитательно-правового воздействия и оперативно-

розыскные меры.

Предупреждение преступлений специально выделено законом в числе задач

криминальной милиции и милиции общественной безопасности (местной милиции).

То, что Закон о милиции говорит не о причинах и условиях, а об

обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, не должно

трактоваться как ограничение объема профилактической деятельности милиции.

Последний термин используется и в процессуальном законодательстве, он носит

собирательный характер, охватывая весь комплекс непосредственных причин и

условий (детерминант) конкретного преступления.

Закон о милиции устанавливает ее право вносить в государственные

органы, любые предприятия, учреждения, организации, общественные

объединения обязательные для рассмотрения ,(т. е. требующие ответа по

существу о результатах) представления и предложения об устранении

обстоятельств, способствующих совершению правонарушений. Поскольку

правомочие вносить представления следователей органов внутренних дел

предусмотрено процессуальным законом, которым руководствуются и лица,

производящие дознание, представляется, что в данном случае речь идет о

сообщениях непроцес' суального характера по результатам бесед, проверок,

оперативно-розыскных действий и т. д.

Субъектами специальной профилактики в соответствии со своим профилем

деятельности являются и другие органы, входящие в систему МВД наряду с

милицией.

В систему МВД входят учреждения, исполняющие наказание в виде лишения

свободы, и учреждения, организующие исполнение других наказаний. Их

деятельность, направленная на выполнение основных целей уголовного

наказания — исправление осужденных, предупреждение совершения ими новых

преступлений, носит в силу этого профилактическое содержание. Специфика

профилактической работы с осужденными зависит от вида наказания и режимных

требований. Особое значение для предупреждения рецидивной преступности

имеет работа в местах лишения свободы по подготовке осужденных к

освобождению, взаимодействие с другими службами органов внутренних дел,

органами социальной защиты (помощи) по широкому кругу вопросов, связанных с

социальной адаптацией данной категории лиц, оказанием им помощи в трудовом

и бытовом устройстве, контролем за их поведением в период адаптации и т. д.

Деятельность аппаратов Государственной автомобильной инспекции (ГАИ)

направлена на ликвидацию, ослабление, нейтрализацию ряда криминогенных

факторов, детерминирующих транспортные преступления.

ГАИ контролирует исправность автомототранспорта и состояние дорог,

поддерживает безопасный режим движения, контролирует допуск к управлению

автомо-тотранспортными средствами лишь лиц, имеющих соответствующую

подготовку, применяет меры административно-правового воздействия к

участникам дорожного движения, создающим аварийные ситуации, осуществ- ляет

воспитательно-профилактическую работу среди участников дорожного движения,

включая разбор с водительским составом, персоналом транспортных предприятий

конкретных нарушении, обстоятельств, им способствовавших, и возможных

последствий.

Профилактические функции выполняют и внутренние войска МВД, которые

наряду с охраной государственных объектов, специальных грузов, мест лишения

свободы оказывают содействие органам внутренних дел в охране общественного

порядка при проведении массовых общественно-политических, спортивных и иных

мероприятий, принимают участие в пресечении нарушений общественного порядка

массового характера.

Перечень в законе обязанностей внутренних войск МВД свидетельствует о

том, что их действия направлены на предупреждение и пресечение наиболее

опасных видов нарушений общественного порядка, влекущих особо тяжкие

последствия (массовые беспорядки, групповые действия, грубо нарушающие

общественный порядок; преступные действия, направленные на срыв работы

транспорта, предприятий; действия, дезорганизующие работу учреждений,

исполняющих наказание, захват воздушных судов, захват заложников и т. п.).

Охрана общественного порядка внутренними войсками в местностях, объявленных

на чрезвычайном положении, существенно сдерживает рост общеуголовной

преступности, обусловленный экстремальной ситуацией, ослаблением обычных

форм социального контроля.

Органы внутренних дел располагают обширным массивом статистической

отчетности о профилактической работе. Ее состояние и тенденции оцениваются

в прогнозных и методических документах Штаба МВД. Проблемы

совершенствования профилактики преступлений интенсивно разрабатываются во

ВНИИ МВД РФ, Академии МВД РФ, других научных и учебных учреждениях системы

органов внутренних дел. Теория и методика специальной профилактики являются

предметом учебного курса в академии, высших школах и училищах, готовящих

кадры для органов внутренних дел.

ВЫМОГАТЕЛЬСТВО ВЗЯТКИ

В уголовном законодательстве с вымогательством взятки связываются

существенные уголовно-правовые последствия. Вымогательство значительно

повышает общественную опасность получения взятки и личности виновного,

потому является квалифицирующим признаком состава данного преступления и

влечет по закону более строгую уголовную ответственность. Это видно из ст.

173 действующего У К РСФСР и ст. 290 нового УК Российской Федерации*.

Вымогательство в законе названо в числе таких квалифицирующих признаков,

как получение взятки по предварительному сговору или организованной группой

лиц, неоднократно, в крупном размере. Вместе с тем в законе установлено,

что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если

имело место вымогательство взятки. Очевидно, что все эти нормы направлены

на усиление борьбы со взяточничеством. Правильное понимание и применение

закона должно отвечать этой цели. Между тем изучение судебной практики

показывает, что еще нередки случаи, когда вымогатели взяток необоснованно

не привлекаются к строгой ответственности, а лица, давшие взятку в

результате вымогательства, не освобождаются от уголовной ответственности.

Все это происх^'''г вследствие разноречивого понимания в судебной практике

и научной юридической литературе сущности вымогательства взятки и его

последствий. Несомненно, такого рода ошибки недопустимы. Они должны

рассматриваться как существенные нарушения закона.

Движимые жаждой наживы, обогащения, должностные лица -

взяткополучатели прибегают зачастую к самым разнообразным и изощренным (от

завуалированных, замаскированных до открыто наглых, организованных)

способам и формам воздействия на граждан с целью понудить их дать взятку.

Коррупция и взяточничество парализуют нормальное функционирование органов

власти и управления, формируют у граждан убеждение в том, что без взятки

невозможно реализовать и защитить свои права, добиться правды и

справедливости.

Известны значительные трудности в расследовании дел о взяточничестве,

в разоблачении взяткополучателей, в преодолении круговой поруки, сговора

между ними и взяткодателями. Поэтому необходимо решительно применять

поощрительную норму об освобождении взяткодателя от уголовной

ответственности в случае дачи им взятки в результате вымогательства. Это

может значительно облегчить преодоление названных трудностей.

В законе понятие вымогательства взятки не определено, что следует

признать существенным его недочетом. Поэтому суды при рассмотрении

конкретных дел руководствуются разъяснением вымогательства взятки, данным в

постановлении Пленума Верховного суда СССР "О судебной практике по делам о

взяточничестве" от 30 марта 1990 гЛ В п. 11 написано: "Вымогательство

означает требование должностным лицом взятки под угрозой совершения

действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя,

либо постановление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты