обязаны выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления,
и внести представления об их устранении. Следователи могут участвовать в
обсуждении внесенных ими представлений.
Закон о милиции относит предупреждение преступлений и других
правонарушений к числу основных обязанностей. Согласно ст. 10 Закона,
милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана
предотвращать и пресекать преступления, выявлять обстоятельства, им
способствующие, и в пределах своих прав принимать меры к их устранению.
Профилактическая деятельность—сквозная задача для всех служб и
подразделений милиции с учетом профиля их деятельности (борьба с
общеуголовной, экономической преступностью, преступностью
несовершеннолетних, борьба с организо- ванными формами преступности, охрана
общественного порядка и т. л.У.
Следует особо выделить специализированные профилактические функции
инспекций по делам несовершеннолетних, осуществляющих, в частности,
предупреждение и пресечение реально возможного перехода на преступный путь
подростков, борьбу с вовлечением несовершеннолетних в пьянство, потребление
наркотиков, проституцию, совершение преступлений; участковых инспекторов,
предупреждающих и пресекающих преступления, связанные с семейно-бытовыми
конфликтами, пьянством, отсутствием определенных занятий, неустроенностью
лиц, вернувшихся после отбытия наказания.
В предупреждении имущественных преступлений личной собственности
участвуют объединения по охране объектов и личного имущества граждан по
договорам. Они используют технические средства защиты имущества от
преступных посягательств, в частности путем установления охранной
сигнализации; вносят после обследований объектов охраны предложения по
обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей.
Органы милиции правомочны в процессе профилактической деятельности
проводить беседы, применять меры административно-правового воздействия;
осуществлять виктимологическую профилактику; изымать вещи, предметы,
вещества, изъятые из гражданского оборота и хранимые без соответствующего
разрешения, контролировать хранение и использование оружия, боеприпасов,
взрывчатых веществ; требовать обязательных проверок, инвентаризаций и
ревизий производственной, хозяйственной, финансовой, торговой деятельности;
производить контрольные закупки, изъятие и исследование образцов сырья и
продукции. Особенностью профилактической деятельности милиции является то,
что применяются наряду с гласными способами собирания информации, мерами
воспитательного и воспитательно-правового воздействия и оперативно-
розыскные меры.
Предупреждение преступлений специально выделено законом в числе задач
криминальной милиции и милиции общественной безопасности (местной милиции).
То, что Закон о милиции говорит не о причинах и условиях, а об
обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, не должно
трактоваться как ограничение объема профилактической деятельности милиции.
Последний термин используется и в процессуальном законодательстве, он носит
собирательный характер, охватывая весь комплекс непосредственных причин и
условий (детерминант) конкретного преступления.
Закон о милиции устанавливает ее право вносить в государственные
органы, любые предприятия, учреждения, организации, общественные
объединения обязательные для рассмотрения ,(т. е. требующие ответа по
существу о результатах) представления и предложения об устранении
обстоятельств, способствующих совершению правонарушений. Поскольку
правомочие вносить представления следователей органов внутренних дел
предусмотрено процессуальным законом, которым руководствуются и лица,
производящие дознание, представляется, что в данном случае речь идет о
сообщениях непроцес' суального характера по результатам бесед, проверок,
оперативно-розыскных действий и т. д.
Субъектами специальной профилактики в соответствии со своим профилем
деятельности являются и другие органы, входящие в систему МВД наряду с
милицией.
В систему МВД входят учреждения, исполняющие наказание в виде лишения
свободы, и учреждения, организующие исполнение других наказаний. Их
деятельность, направленная на выполнение основных целей уголовного
наказания — исправление осужденных, предупреждение совершения ими новых
преступлений, носит в силу этого профилактическое содержание. Специфика
профилактической работы с осужденными зависит от вида наказания и режимных
требований. Особое значение для предупреждения рецидивной преступности
имеет работа в местах лишения свободы по подготовке осужденных к
освобождению, взаимодействие с другими службами органов внутренних дел,
органами социальной защиты (помощи) по широкому кругу вопросов, связанных с
социальной адаптацией данной категории лиц, оказанием им помощи в трудовом
и бытовом устройстве, контролем за их поведением в период адаптации и т. д.
Деятельность аппаратов Государственной автомобильной инспекции (ГАИ)
направлена на ликвидацию, ослабление, нейтрализацию ряда криминогенных
факторов, детерминирующих транспортные преступления.
ГАИ контролирует исправность автомототранспорта и состояние дорог,
поддерживает безопасный режим движения, контролирует допуск к управлению
автомо-тотранспортными средствами лишь лиц, имеющих соответствующую
подготовку, применяет меры административно-правового воздействия к
участникам дорожного движения, создающим аварийные ситуации, осуществ- ляет
воспитательно-профилактическую работу среди участников дорожного движения,
включая разбор с водительским составом, персоналом транспортных предприятий
конкретных нарушении, обстоятельств, им способствовавших, и возможных
последствий.
Профилактические функции выполняют и внутренние войска МВД, которые
наряду с охраной государственных объектов, специальных грузов, мест лишения
свободы оказывают содействие органам внутренних дел в охране общественного
порядка при проведении массовых общественно-политических, спортивных и иных
мероприятий, принимают участие в пресечении нарушений общественного порядка
массового характера.
Перечень в законе обязанностей внутренних войск МВД свидетельствует о
том, что их действия направлены на предупреждение и пресечение наиболее
опасных видов нарушений общественного порядка, влекущих особо тяжкие
последствия (массовые беспорядки, групповые действия, грубо нарушающие
общественный порядок; преступные действия, направленные на срыв работы
транспорта, предприятий; действия, дезорганизующие работу учреждений,
исполняющих наказание, захват воздушных судов, захват заложников и т. п.).
Охрана общественного порядка внутренними войсками в местностях, объявленных
на чрезвычайном положении, существенно сдерживает рост общеуголовной
преступности, обусловленный экстремальной ситуацией, ослаблением обычных
форм социального контроля.
Органы внутренних дел располагают обширным массивом статистической
отчетности о профилактической работе. Ее состояние и тенденции оцениваются
в прогнозных и методических документах Штаба МВД. Проблемы
совершенствования профилактики преступлений интенсивно разрабатываются во
ВНИИ МВД РФ, Академии МВД РФ, других научных и учебных учреждениях системы
органов внутренних дел. Теория и методика специальной профилактики являются
предметом учебного курса в академии, высших школах и училищах, готовящих
кадры для органов внутренних дел.
ВЫМОГАТЕЛЬСТВО ВЗЯТКИ
В уголовном законодательстве с вымогательством взятки связываются
существенные уголовно-правовые последствия. Вымогательство значительно
повышает общественную опасность получения взятки и личности виновного,
потому является квалифицирующим признаком состава данного преступления и
влечет по закону более строгую уголовную ответственность. Это видно из ст.
173 действующего У К РСФСР и ст. 290 нового УК Российской Федерации*.
Вымогательство в законе названо в числе таких квалифицирующих признаков,
как получение взятки по предварительному сговору или организованной группой
лиц, неоднократно, в крупном размере. Вместе с тем в законе установлено,
что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если
имело место вымогательство взятки. Очевидно, что все эти нормы направлены
на усиление борьбы со взяточничеством. Правильное понимание и применение
закона должно отвечать этой цели. Между тем изучение судебной практики
показывает, что еще нередки случаи, когда вымогатели взяток необоснованно
не привлекаются к строгой ответственности, а лица, давшие взятку в
результате вымогательства, не освобождаются от уголовной ответственности.
Все это происх^'''г вследствие разноречивого понимания в судебной практике
и научной юридической литературе сущности вымогательства взятки и его
последствий. Несомненно, такого рода ошибки недопустимы. Они должны
рассматриваться как существенные нарушения закона.
Движимые жаждой наживы, обогащения, должностные лица -
взяткополучатели прибегают зачастую к самым разнообразным и изощренным (от
завуалированных, замаскированных до открыто наглых, организованных)
способам и формам воздействия на граждан с целью понудить их дать взятку.
Коррупция и взяточничество парализуют нормальное функционирование органов
власти и управления, формируют у граждан убеждение в том, что без взятки
невозможно реализовать и защитить свои права, добиться правды и
справедливости.
Известны значительные трудности в расследовании дел о взяточничестве,
в разоблачении взяткополучателей, в преодолении круговой поруки, сговора
между ними и взяткодателями. Поэтому необходимо решительно применять
поощрительную норму об освобождении взяткодателя от уголовной
ответственности в случае дачи им взятки в результате вымогательства. Это
может значительно облегчить преодоление названных трудностей.
В законе понятие вымогательства взятки не определено, что следует
признать существенным его недочетом. Поэтому суды при рассмотрении
конкретных дел руководствуются разъяснением вымогательства взятки, данным в
постановлении Пленума Верховного суда СССР "О судебной практике по делам о
взяточничестве" от 30 марта 1990 гЛ В п. 11 написано: "Вымогательство
означает требование должностным лицом взятки под угрозой совершения
действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя,
либо постановление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8