Получение взятки

был осужден к длительному сроку лишения свободы.

Большую общественную опасность, как уже отмечалось, представляют

действия, связанные с провокацией дачи взятки, когда чиновники, пользуясь

зависимостью и правовой неосведомленностью граждан, провоцируют их на

совершение преступления. В подобных случаях важно правильно разграничивать

понятия вымогательства как квалифицирующего признака состава получения

взятки и провокации к даче взятки. Если должностное лицо преследует цель

получения взятки, своими действиями вынуждает взяткодателя к

соответствующему поведению, такие действия квалифици-руютс: .,'ак

вымогательство. Наоборот, в случаях, когда чиновник (как правило, работник

правоохранительных органов) инициирует действия зависимого лица, имея целью

выявление взятки путем создания искусственных условий, подталкивающих лицо

к совершению преступления, такие действия чиновника являются

провокационными.

Объектом провокационных действий иногда становятся сами работники

правоохранительных органов. Известно, что в последние годы были созданы

новые органы и структуры по борьбе с преступностью, в том числе с

организованной. Между ними постепенно стало возникать что-то похожее на

конкуренцию. Выявить взяточника или коррупционера в соседней службе

расценивается зачастую как показатель высокой квалификации сотрудников и

несомненного успеха в работе. В искусно расставленные сети попадаются

работники прокуратуры, милиции, налоговых органов.

Например, оперативным службам не составляет труда склонить

подследственных к даче взятки следователю, судье, прокурору. Так же легко

инсценировать различные комбинации в отношении сотрудников ГАИ, когда,

например, специально подобранная группа оперативников, "преобразившись" в

предпринимателей, объезжает посты ГАИ II по существу открыто склоняет

сотрудников госавтоинспекции к получению взятки.

Обычно такие действия не только достигают цели, но и создают

соответствующий "шумовой эффект" в прессе. Не выходя за рамки правового

анализа проблемы, заметим, однако, что подобная практика борьбы с

коррупцией приносит не меньше вреда, чем сама коррупция.

Помимо вопроса о том, должны ли нести ответственность лица,

провоцирующие дачу или получение взятки, непростым является и вопрос о

правовой оценке поведения взяткодателя или взяткополучателя. Формально в их

действиях содержатся все признаки состава преступления. Однако в таких

случаях решающее значение для квалификации действий могут иметь два

обстоятельства: а) ошибка в оценке ситуации со стороны виновного лица; б)

доказательства, полученные в нарушение закона, в соответствии с п. Зет. 69

УПК не могут быть положены в основу обвинения.

Предусматривая ответственность за провокацию взятки, законодатель

должен, видимо, более широко рассмотреть вопрос и позаботиться об

укреплении правовой базы деятельности правоохранительных органов. Например,

принять норму, согласно которой совершение преступления под контролем

правоохранительных органов являлось бы обстоятельством, исключающим

ответственность или даже преступность деяния. Несовершенство

законодательства - лишь одна и, может быть, не самая главная причина

злоупотреблений такого рода. Анализ судебной практики, исследо-

вание различных ситуаций и вариантов поведения сотрудников милиции

позволяют предположить наличие причин субъективного характера:

а) провокационные действия как следствие правовой неподготовленности

или профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов.

Непонимание, иногда прямое игнорирование требований закона, стремление

добиться хороших показателей в служебной деятельности любой ценой - это

серьезные детерминанты злоупотреблений в оперативно-розыскной деятельности:

б) личностная мотивация. Встречается значительно реже. однако труднее

поддается выявлению и. следовательно, правовой оценке.

В ее основе, как правило, личные неприязненные отношения, конфликт

пнтересои и др. В последнее время можно наблюдать и такие случаи, когда

правоохранительные органы все больше втягиваются в конкурентную борьбу в

политике, бизнесе и других сферах деятельности. Использование в этих целях

невидимых, но мощных рычагов воздействия, которыми обладают спецслужбы,

представляет собой значительную опасность для отдельного лица. какую бы

высокую должность он нс занимал. В 1992 г. ответственный работник

администрации города N. был привлечен к уголовной ответственности за

получение взятки. В компетенцию данного чиновника входило решение ряда

вопросов, связанных с контролем за предпринимательской деятельностью, в том

числе выдача лицензий на экспорт леса. Трудно сказать, каким образом он

"попал в немилость"^ спецслужбам, однако те твердо решились на оперативную

разработку с провокацией взятки.

С этой целью из соседней области был задействован предприниматель, в

обязанность которого вменялось вручить взятку указанному должностному лицу.

Были разработаны также необходимые в этих случаях соответствующая легенда и

сценарий вручения взятки. После того. как "кандидат в преступники"

отказался от предложенной взятки (денег), настойчивый предприниматель на

следующий день приехал на дачу к чиновнику, где под скрытую оперативную

видеосъемку вновь попытался уговорить его выдать лицензию an взятку.

Несмотря на настойчивые предложения, он вновь категорически отказался от

взятки. Лини, с третьей попытки удилось "отблагодарить" чиновника II ii

рабочем кабинете подсунуть ему пакет с помеченными деньгами.

Провокация взятки является составной частью более общей проблемы

правовой основы оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, у этой

проблемы имеются сложные социальные, политические и этические аспекты. Их

необходимо иметь в виду и нельзя здесь ограничиваться только рамками

правового анализа, особенно когда речь идет об изменении законодательства.

Важно также, чтобы эта проблема обсуждалась открыто и профессионально, с

учетом той реальности, которая сложилась, и тех задач, которые возлагаются

сейчас на оперативные службы.

Для правоохранительных органов в настоящее время создается, образно

говоря. поле тяготения: на одном полюсе его - жесткая необходимость хоть

как-то сдерживать нарастающий вал преступности, на другом - отсутствие

надлежащей прапопой базы 1] опыта работы в новых условиях.

Можно сколько угодно говорить о той опасности, которую представляют

подобные махинации правоохранительных органов, но сколь-лпбо

профессиональный взгляд на вещи вынуждает нас признать: выбора нс

существует. Сама логика общественного развития (или деградации?) последних

лет говорит сама за себя. Мы подошли к такому рубежу, когда попросту

вынуждены предоставить спецслужбам дополнительные полномочия.

Своеобразный конфликт между необходимостью борьбы с наиболее тяжкими

преступлениями, оправданностью применения "ударов ниже пояса" и идеями

свободы и неприкосновенности граждан, с которыми должно считаться

цивилизованное государство, необходимо разрешать компромиссом.

Федеральный Закон о борьбе с организованной преступностью, принятый

Государственной Думой, предоставляет по существу (в случае вступления его в

силу)

чрезвычайные полномочия спецслужбам в части ведения оперативных

мероприятий. Предусматриваются, например, оперативное внедрение в

государственные органы и общественные объединения, проведение

контролируемых поставок и иных операций (в том числе с ценными бумагами),

создание и использование специальных предприятий -ловушек. Правда, все это,

по утверждению автора законопроекта, касается лишь борьбы с организованной

преступностью. Однако само понятие организованной преступности достаточно

расплывчато, а деятельность спецлужб никогда не была ювелирной и очень

часто "режет по живому", нарушая конституционные права и свободы граждан.

Особое внимание привлекает ст. 33 данного проекта "Оперативный

эксперимент". Здесь сказано: "Специализированные подразделения по борьбе с

организованной преступностью, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность, могут использовать оперативный эксперимент по созданию или

воспроизведению условий для проявления преступных намерений лиц,

обоснованно подозреваемых в принадлежности к организованной группе,

преступной организации, преступному сообществу, а также для обнаружения

возможных объектов их преступных посягательств в целях своевременного

выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений, либо

снижения их общественной опасности и возможного вреда".

Названная статья, в случае принятия Закона, по существу санкционирует

провокационные действия оперативных служб. И эта проблема касается уже не

только взятки. Провокации используются и весьма результативно при борьбе с

незаконными валютн.".:.:и операциями, карманными кражами (особенно эффектно

попадаются подростки), налоговыми и другими существующими и несуществующими

преступлениями. И если к этому добавить "широту души" ст. 17 данного

Закона, которая гласит, что не являются преступлением действия сотрудников

спецслужб, хотя и подпадающие под признаки уголовного наказуемого, но

совершенные при выполнении полученного задания, - очевидной становится та

опасность, которую может представлять деятельность так называемых

специальных подразделений.

При всей актуальности рассматриваемой темы проблема провокация не

является ключевой в уголовном или ином законодательстве. Однако ее анализ

приводит к сложной и важной проблеме: унификации российского

законодательства. Очевидно, что любые вопросы борьбы с преступностью должны

однозначно отражаться в различных отраслях законодательства. При проведении

судебной реформы, разработке различных законов требуются общие принципы и

единый подход законодателя. Однако это уже тема отдельного исследования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты