гражданам и лицам без гражданства охрану их жизни и здоровья, чести и
достоинства, неприкосновенности личности и жилища, частной жизни, личной и
семейной тайны, имущественных, семейных, трудовых прав и иных ценностей.
Закрепление правового положение осужденных в законе необходимо
оценивать с учетом положений Конституции Российской Федерации, которая
существенно изменила требования к источникам ограничений прав и свобод
человека и гражданина. Так, в ст. 55 ч.З Конституции Российской Федерации
закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены
федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях
защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и
законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства. Прежде всего следует обратить внимание на конституционное
требование установления ограничений прав и свобод гражданина только
федеральным законом. Это вполне объяснимая позиция, объяснимая тем, что
ограничения прав и свобод человека и гражданина, гарантированные на уровне
Федерации, могут быть ограничены не меньшим по юридической силе
законодательным актом. Что же следует из данного положения для правового
статуса осужденных к уголовному наказанию?
«Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав гражданина
подзаконными, в том числе ведомственными нормативными актами. Поэтому в
настоящее время идет пересмотр ведомственных актов с точки зрения
исключения из них ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Необходимые из них следует предусмотреть в законе.
Во-вторых, ограничения не могут устанавливаться законами .субъектов
Федерации. В соответствии с положениями ст.71 Конституции РФ уголовно-
исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции
Российской Федерации. Данное положение является гарантией единства подхода
государства к обеспечению прав и свобод гражданина в условиях отбывания
наказания. Одновременно это гарантия соблюдения заключенных Россией
международных договоров и других актов по обращению с правонарушителями.
В-третьих, ограничения могут устанавливаться по строго определенным
основаниям. Это - защита основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других, лиц, обеспечение обороны страны
и безопасности государства. Кстати, эти основания предусмотрены в ряде
международных актов ООН применительно к ограничению отдельных гражданских
прав. Используются они и в Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод»[5].
В Конституции Российской Федерации впервые закреплен принцип
непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина,
определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельности
законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. В
качестве средства обеспечения прав и свобод человека и гражданина названо
правосудие.
Фактически речь идет о приоритете конституционных прав и свобод
человека и гражданина перед положениями действующего законодательства и
правоприменительной практикой. Обеспечить этот приоритет должны судебные
органы. Например, Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из
принципа непосредственного действия конституционных норм своим
постановлением от 16 октября 1995 года признал неконституционными положения
„ ст. 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в части
приостановления выплаты трудовых пенсий во время лишения пенсионера свободы
по приговору суда. Таким образом, стало возможным определение правового
положения гражданина, отбывающего наказание, с помощью судебного
прецедента. Такая практика будет расширяться, тем более, что концепция
судебной реформы Российской Федерации допускает создание пенитенциарных
судов. Решения пенитенциарных судов, пройдя всю процедуру кассационной и
надзорной проверки, могут существенно поправить практику исполнения
наказания, особенно осуществляемую на основе подзаконных и ведомственных
актов.
Закрепление прав, свобод и обязанностей осужденных осуществляется
действующим уголовно-исполнительным законодательством в основном в виде
установления норм, регулирующих режим (порядок) отбывания и исполнения
наказания, а также в отдельных наказаниях - применение мер исправительно-
трудового воздействия. Вместе с тем имеются нормы, непосредственно
посвященные обеспечению прав и свобод гражданина, например, ст. 14 УИК РФ,
гарантирующая обеспечение свободы совести осужденных, ст. 13 УИК РФ,
гарантирующая право осужденных на личную безопасность. С развитием
действующего уголовно-исполнительного законодательства количество таких
норм будет возрастать
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ
В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права,
законные интересы и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются в
рамках, как правило, уголовно-исполнительных правоотношений. Но не
ограничиваются ими. Как мы указывали ранее, права, законные интересы и
обязанности осужденных могут возникать в отношениях, регулируемых нормами
государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.
Права, законные интересы и обязанности осужденных представляют собой
самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут быть
охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и
содержания.
«Социально-политическое значение прав осужденных заключается в
укреплении режима законности при исполнении наказания, поскольку мера
свободы осужденного в свою очередь означает меру несвободы государства по
отношению к нему, придерживаться которой - важнейшая обязанность его
представителей, в данном случае - персонала учреждений и органов,
исполняющих наказания. Права осужденных, гарантированные материально,
политически, идеологически и организационно, способствуют развитию личности
осужденного, а в конечном итоге - его исправлению. Права осужденных,
провозглашаемые лишь "на бумаге", углубляют существующий антагонизм между
обществом и осужденным, существенно отдаляют выполнение поставленных перед
наказанием целей.
Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомоченному
лицу возможности определенного поведения или пользования социальными
благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень
притязания осужденного на закрепленное правом поведение и блага
определяются содержанием субъективного права, включающим в себя: во-первых,
возможность свободного в рамках предоставленного правом поведения
осужденного, пользования социальными благами (питанием, вещевым
довольствием); во-вторых, возможность требовать исполнения
корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персонала
учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-
исполнительных и иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в
необходимых случаях к защите своего субъективного права»[6]. В ст. 45
Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав
и свобод гражданина. Исходя из указанного принципа, защита прав осужденных
обеспечивается с помощью прокурорского надзора, судебного, ведомственного,
общественного и иных видов контроля.
Исходя из изложенного, «субъективное право осужденного можно определить
как закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность
определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами,
обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц органов,
исполняющих наказания, других субъектов возникающих правонарушений.
В качестве одного из элементов правового статуса лиц, отбывающих
наказание, впервые в учебной литературе рассматриваются законные интересы
осужденных.
Социально-правовое значение законных интересов заключается в том, что
они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным,
стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания.
Законные интересы осужденных имеют много общих черт с субъективными
правами, но не тождественны последним. Если субъективное право осужденных
образует такую возможность поведения, которая характеризуется высокой
степенью его реализации по личному усмотрению осужденного, то сущность
законного интереса осужденных заключается в возможности, носящей характер
стремления к автономному, самостоятельному поведению, свободе личного
усмотрения в пользовании каким-либо иным социальным благом.
Несколько иное и содержание законных интересов, которое состоит из трех
элементов.
Первый - это стремление к получению предусмотренного законом социального
блага как материального (например, получение дополнительных посылок и
передач, дополнительное расходование денег на приобретение продуктов
питания и предметов первой необходимости, премирование за лучшие показатели
работы и т.п.), так и духовного порядка (предоставление дополнительного
свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом законных
интересов осужденных, может иметь как материальный, так и духовный характер
(выезд за пределы мест лишения свободы, проведение свидания за пределами
исправительного учреждения и т.п.).
Следует иметь в виду и то, что объектом законных интересов могут быть
социальные блага, существенно изменяющие правовое положение осужденных (к
примеру, перевод на улучшенные условия содержания осужденных к лишению
свободы, перевод из исправительной колонии закрытого типа в колонию-
поселение), так и не сопровождающиеся таковыми (оказание материальной
помощи при освобождении из мест лишения свободы).
Материальные либо духовные блага, составляющие объект законного
интереса осужденного, даны в нормах права в виде цели, для достижения
которой необходимы определенные юридические факты. Однако для большинства
законных интересов характерно то, что в основе их реализации лежит (в числе
других факторов) оценка поведения осужденного (отношение к соблюдению
режимных правил, труду, воспитательной работе и обучению). Такая оценка
осуществляется персоналом учреждений и органов, исполняющих наказание,
прокуратурой, судом, комиссией по делам несовершеннолетних и другими
субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений.