Поэтому в качестве второго элемента содержания законных интересов
осужденных следует назвать возможность ходатайствовать (а не требовать)
перед указанными управомоченными субъектами и участниками о реализации
законных интересов осужденных.
Третий элемент - возможность обращаться к компетентным органам за
защитой законных интересов. И хотя такое обращение не означает
автоматического удовлетворения обращения осужденного, оно означает, что
законные интересы осужденных, как и их субъективные права, гарантированы
государством.
Исходя из вышеизложенного, законные интересы осужденных можно
определить как закрепленные в правовых нормах конкретного действия
стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые,
как правило, в результате оценки администрацией исправительного учреждения,
должностными лицами органов, исполняющих наказание, прокуратуры и суда
поведения осужденных во время отбывания наказания»[7].
Виды законных интересов осужденных довольно разнообразны. Так, по
социально-политическому назначению блага, являющегося объектом законных
интересов, последние разделены на три группы.
Первая группа - это законные интересы, направленные на получение
поощрения, закрепленного в поощрительных нормах уголовного (условно-
досрочное, досрочное освобождение), уголовно-исполнительного
(предоставление облегченных условий содержания осужденных к лишению
свободы) и иных отраслей права.
Вторая группа - это законные интересы, направленные на получение льгот
осужденными. В отличие от поощрений, являющихся мерами государственного
одобрения поведения людей, большинство льгот устанавливается вне
зависимости от заслуг человека, а в связи с обстоятельствами, которым закон
придает правовое значение. Такие льготы предусмотрены для осужденных и
уголовно-исполнительным законодательством (к примеру, возможность
осужденных в местах лишения свободы на передвижение без конвоя и
сопровождения).
Третья группа - это законные интересы, направленные на получение благ,
по своей социально-правовой сущности не являющихся для осужденного ни
поощрениями, но льготами. В одних случаях они закреплены в законе в виде
законного интереса осужденных. Для этого законодатель нередко прибегает к
формулировкам "как правило", "в порядке исключения", "по возможности". К
примеру, согласно ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса России
администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду с
учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности.
В других случаях законные интересы осужденных нередко закрепляются в
законе в виде субъективных прав осужденных, однако в силу слабости гарантий
реализации (в основном материальных) не реализуются в полном объеме. В их
числе право лиц, лишенных свободы, на трудовое и бытовое устройство,
которое вследствие социально-экономического кризиса в стране не может быть
гарантировано в качестве субъективного права и представляет собой законный
интерес осужденных.
Социально-правовое значение обязанностей выражается в том, что они
являются средством формирования нравственного и правового сознания
осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и
организованности во время отбывания наказания.
Сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании
необходимого с точки зрения государства, власти и закона поведения. Это
поведение осужденных обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами
государственного принуждения.
Сущность юридических обязанностей осужденных выражается через их
содержание или структуру, в которую входят два элемента. Это, во-первых,
необходимость совершения определенных действий (обязанность осужденных к
лишению свободы и исправительным работам трудиться, обязанность лица,
осужденного к штрафу, уплатить сумму штрафа в установленный законом срок и
т.п.). Во-вторых, необходимость воздержания от установленных законом
действий (запрещение осужденным к лишению свободы иметь наличные деньги и
ценные вещи, увольнения осужденных к исправительным работам по собственному
желанию и т.п.).
Необходимо отметить, что юридические обязанности осужденных вследствие
двухэлементной структуры имеют различные формы выражения в праве. Если
необходимость совершения определенных действий устанавливается с помощью
обязывающих (позитивно обязывающих) норм, то воздержание от совершения
определенных законом действий - с помощью запрещающих (негативно
обязывающих) норм. Такая двойственная форма выражения не всегда учитывается
в практике, где нередко запреты противопоставляются обязанностям
осужденных. Между тем запреты должны рассматриваться в качестве
разновидности обязанностей осужденных, а именно, в качестве обязанностей
воздержания от определенных законом действий.
Таким образом, юридическую обязанность осужденных можно определить как
установленную в обязывающих и запрещающих нормах права меру необходимого
поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую
достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время
его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного
лица, так и иных лиц.
3. ПРАВА, ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
«Степень регламентации положения осужденного, объем распространяющихся
на него карательных правоограничений существенно различаются в зависимости
от вида уголовного наказания. Наиболее суровым среди всех наказаний
является лишение свободы, существенным признаком которого выступает
изоляция осужденного от общества. В содержание изоляции входят ограничения
права гражданина на личную свободу, свободу передвижения, выбора места
пребывания и жительства, гарантированные гражданам ст.22 и 27 Конституции
Российской Федерации.
Так, осужденные к лишению свободы обязаны весь срок наказания находиться
в исправительных учреждениях (исправительных колониях, воспитательных
колониях и тюрьмах). Им запрещается нарушать линию охраны объектов
исправительных учреждений. Побег из места лишения свободы согласно
действующего законодательства является уголовным преступлением.
Передвижение осужденных внутри исправительных учреждений ограничивается в
пределах изолированных друг от друга участков.
Кроме этого, в исправительных учреждениях обеспечивается определенная
степень изоляции осужденных от внешнего мира, для достижения которой на
осужденных, персонал учреждений и других лиц возлагаются соответствующие
обязанности. На осужденных к лишению свободы возлагается обязанность
соблюдать установленные нормы и порядок поддержания социальных связей с
внешним миром, в частности, воздерживаться от приобретения алкогольных
напитков, других предметов и изделий, не предусмотренных специальным
перечнем, отправления корреспонденции вне установленного законом порядка.
Однако изоляция в местах лишения свободы не может быть абсолютной,
поэтому закон устанавливает определенные ее границы, закрепляя их в виде
субъективных прав или законных интересов осужденных. В их числе следует
указать на закрепление в законе права осужденных на получение посылок,
бандеролей, денежных переводов, права на свидания и на почтово-телеграфную
переписку. В этом же ряду находятся законное интересы осужденных на
телефонные переговоры, проведение свиданий за пределами мест лишения
свободы, на краткосрочный выезд из мест лишения свободы по различным
основаниям.
В качестве своеобразных показателей, характеризующих степень изоляции
осужденных в местах лишения свободы, необходимо указать на предоставление
законом возможности осужденным приобретать продукты питания и предметы
первой необходимости, обувь, одежду и другие промышленные товары, не
запрещенные к использованию в местах лишения свободы; оплачивать и получать
дополнительные лечебно-профилактические услуги, переводить имеющиеся в
исправительном учреждении на лицевых счетах осужденных средства на
открываемые для этой цели лицевые счета в местном отделении Сбербанка.
Кроме того, через администрацию исправительных учреждений осужденные вправе
приобретать сертификаты, облигации внутренних займов и другие ценные
бумаги, имеющие хождение на территории России. Поскольку осужденным
запрещено иметь при себе и пользоваться деньгами и ценными бумагами (кроме
колоний-поселений), то деньги зачисляются на лицевые счета, а ценные бумаги
хранятся в личном деле и выдаются осужденным при освобождении.
Карательные правоограничения, помимо степени изоляции, определяют также
и условия труда осужденных к лишению свободы.
В Конституции Российской Федерации устанавливается, что труд свободен.
Каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37).
В отличие от конституционного положения труд осужденных в местах лишения
свободы обязателен. В ст. 103 УИК РФ закреплено, что каждый осужденный
обязан трудиться. Администрация исправительных учреждений привлекает
осужденных к труду на государственных предприятиях либо на контрактной
основе на предприятиях других форм собственности с учетом их пола,
возраста, трудоспособности и, по возможности, специальности. Осужденным
может быть разрешено занятие индивидуальной трудовой деятельностью.
Осужденные мужчины старше шестидесяти лет, женщины старше пятидесяти лет,
инвалиды I и II групп привлекаются к труду по их желанию в соответствии с
законодательством о социальной защите инвалидов.
В то же время осужденные ограничены в выборе места работы и характере
труда, в установленном законом порядке могут привлекаться к работам по
благоустройству без оплаты труда. Им предоставляется ежегодный оплачиваемый
отпуск продолжительностью 12 рабочих дней (для граждан, работающих на
аналогичных производствах, минимальный отпуск - 24 рабочих дня).
Осужденным, являющимся безработными в местах лишения свободы, пособие по
безработице не выплачивается, а действие добровольного медицинского
страхования приостанавливается до окончания срока пребывания в
исправительных учреждениях.
Правовой статус осужденных видоизменен не только под воздействием
ограничений, определяющих содержание лишения свободы, но и ограничений,