Например, в соответствии со ст.50 ч.1 УК РФ исправительные работы
отбываются по месту работы осужденного. При этом согласно ст.39 ч.1 УИК РФ
исправработы отбываются по основному месту работы осужденного. Как указано
в ст.40 УИК РФ, он не вправе отказаться от предложенной органами службы
занятости работы и переквалификации, не имеет права уволиться с работы по
собственному желанию, без разрешения органов, ведающих исполнением этого
вида наказания.
Продолжительность ежегодного отпуска у осужденных к исправительным
работам ограничена восемнадцатью рабочими днями.
Из заработка осужденных к исправительным работам производятся удержания
в доход государства в размере, установленном приговором суда, но в пределах
от 5 до 20%, независимо от наличия к нему претензий по исполнительным
документам. Кроме того, из текста ст.40 УИК РФ вытекают обязанности
осужденных, обеспечивающие возможность осуществления в отношении их
контроля и воспитательной работы со стороны уголовно-исполнительных
инспекций органов внутренних дел, администрации по месту работы. Осужденные
обязаны соблюдать установленный порядок отбывания наказания, являться по
вызову в органы, исполняющие наказание в виде исправительных работ. Помимо
вышеназванных правоограничений, уголовно-исполнительное законодательство
содержит ряд норм, направленных на обеспечение законных прав и интересов
осужденных, отбывающих исправительные работы. Эти лица при наличии
предусмотренных законом условий имеют право на условно-досрочное
освобождение от наказания или замену неотбытой части наказания более
мягким, право на обжалование наложенного на них взыскания и др.
Третью группу составляют уголовные наказания, направленные на
ограничение предусмотренного ст. 27 Конституции РФ права граждан на
свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. К их числу
относятся ограничение свободы, а также содержание в дисциплинарной воинской
части.
Согласно ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в содержании
осужденного, достигшего совершеннолетия, в специальном учреждении без
изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Из
расположения ограничения свободы в перечне наказаний, содержащемся в ст.44
УК РФ, видно, что оно является более строгим и, следовательно, влечет за
собой более существенное ограничение прав и свобод осужденного, чем это
имеет место, например, при отбывании исправительных работ. Фактически это
обусловлено тем, что ограничение свободы отбывается в специальных
учреждениях, то есть в режиме "полусвободы", составной частью которого
является надзор.[9]
Как следует из текста ст. 55 УК РФ, наказание в виде содержания в
дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим
военную службу по призыву или контракту на должностях рядового или
сержантского состава, и применяется главным образом взамен лишения свободы.
При этом из содержания главы 20 проекта Уголовно-исполнительного кодекса РФ
видно, что режим содержания осужденных, отбывающих это наказание, во многом
сходен с режимом отбывания лишения свободы, например, в том, что касается
регламентации труда, свиданий, переписки, краткосрочных выездов за пределы
дисциплинарной воинской части и др. В то же время предусмотрены и некоторые
отличия в режиме указанных наказаний, которые преимущественно связаны с
особенностями и условиями прохождения воинской службы. Подводя итог
рассмотрению правового положения осужденных к наказаниям, не связанным с
изоляцией от общества, можно сделать вывод, что специальный правовой статус
этих лиц в большинстве случаев не имеет существенных отличий от
общегражданского. Ограничению здесь подлежат лишь отдельные конституционные
права и свободы и лишь некоторые категории осужденных существенно
поражаются в правах, приближаясь в этом смысле к лицам, отбывающим
наказание в местах лишения свободы.
5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ДОГОВОРОВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
В соответствии со ст. 15 ч.4 Конституции РФ "Общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного договора". В связи с этим ст.З УИК РФ
содержит в себе положение о том, что уголовно-исполнительное
законодательство Российской Федерации учитывает международные акты,
относящиеся к исполнению наказания и обращению с осужденными.
Вышеупомянутые международные акты можно подразделить на два вида -
международные договоры и международные стандарты.
Международные договоры - это соглашения (пакты, конвенции и т.п.) между
государствами, обязательные для исполнения всеми участниками. Применительно
к рассматриваемому вопросу наиболее известным примером таких договоров
является "Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения и наказания", принятая Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 года. Она состоит из 33 статей, вступила в
силу в 1987 году, ратифицирована и имеет обязательную силу на территории
России.[10]
Конвенция категорически запрещает применение пыток, которые не могут
быть оправданы ни исключительными обстоятельствами, какими бы они ни были,
ни приказом начальника или государственной власти. Каждое государство-
участник обеспечивает, чтобы пытки или попытки их применения
рассматривались в соответствии с его уголовным законодательством как
преступления. Ни одно государство не должно высылать, возвращать или
выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные
основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.
Конвенция предусматривает создание Комитета против пыток, который вправе
осуществлять контроль и проводить международные расследования, когда
имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо
государства-участника систематически применяются пытки.
Другим примером международных договоров являются соглашения о правовой
помощи по уголовным делам и взаимодействии в борьбе с правонарушителями,
заключенные Россией с зарубежными государствами. В ряде случаев такие
соглашения содержат в себе нормы об обращении с иностранцами, привлеченными
к уголовной ответственности и отбывающими наказание на территории нашей
страны.
Международные стандарты представляют собой документы, содержащие нормы,
принципы и предложения, касающиеся назначения уголовно-правовых мер,
обращения с осужденными и деятельности органов, исполняющих наказания.
Главная цель этих документов - защита человеческих и гражданских прав лиц,
привлекаемых к уголовной ответственности. Наряду с этим международные
стандарты имеют своими задачами распространение прогрессивного мирового
опыта, гуманизацию уголовной политики государств в области обращения с
правонарушителями, максимально возможное сужение сферы применения наиболее
репрессивных мер - смертной казни, лишения свободы, предварительного
заключения П9Д стражу и т.д.
В отличие от международных договоров международные стандарты носят
рекомендательный характер. Как указано в ст.З УИК РФ, их положения
"реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии
необходимых экономических и социальных условий". Следует подчеркнуть, что
Россия стремится к максимальному соблюдению международных стандартов в
плане создания соответствующих материальных и иных условий для осужденных в
той мере, в какой это способствует достижению целей наказания. Более того,
многие международные рекомендации уже реализованы в законодательстве и
правоприменительной практике.
«Учитывая многообразие существующих международных стандартов, их можно
рассмотреть в рамках определенных классификаций. -
Так, по источникам происхождения международные стандарты можно
подразделить на следующие: а) принятые ООН и ее рабочими органами, например
Конгрессом по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями;
б) принятые региональными международными правительственными организациями,
например, Европейским Советом, Организацией Африканского Единства; в)
принятые международными неправительственными организациями, например,
такими, как "Международная амнистия", "Международная тюремная реформа".
В зависимости от характера и масштаба объекта правового регулирования
международные стандарты можно подразделить на следующие группы.
1. Стандарты, регулирующие общественные отношения, связанные с
обеспечением соблюдения прав и свобод человека, в том числе и осужденных.
Например, такими документами являются: Всеобщая декларация прав
человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году; Международный
пакт о гражданских и политических правах 1966 года (ратифицирован СССР в
1973 году, вступил в силу в 1976 году); Конвенция о правах ребенка,
принятая Генеральной Ассамблеей в 1989 году; Европейская конвенция по
правам человека 1950 года (вступила в силу в 1953 году); Конвенция № 29 "О
принудительном или обязательном труде", принятая Международной организацией
труда (МОТ) в 1930 году; Конвенция № 105 МОТ 1957 года "Об упразднении
принудительного труда".
2. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере осуществления
правосудия, в том числе - при назначении и исполнении уголовных наказаний.
К их числу относятся: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию
правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году; Декларация
основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления
властью, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году; Минимальные
стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении
несовершеннолетних, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году и др.
3. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере исполнения
уголовных наказаний и мер предварительного заключения.
В качестве примера таких документов можно привести: Минимальные
стандартные правила обращения с заключенными, принятые в 1955 году Первым
Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками;
Европейские правила тюремного заключения, принятые Европейским Советом в