1987 году; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной
казни, принятые Экономическим и Социальным Советом ООН в 1984 году; Типовое
соглашение о передаче заключенных-иностранцев и рекомендации в отношении
обращения с заключенными-иностранцами, принятое в 1989 году Седьмым
Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями; Принципы медицинской этики, относящейся к роли
работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или
задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения и наказания, принятые Генеральной Ассамблеей
ООН в 1982 году;Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или
заключению в какой бы то ни было форме, принятый Генеральной Ассамблеей ООН
в 1988 году; Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не
связанных с тюремным заключением, принятые в 1990 году Восьмым Конгрессом
ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.»[11]
Следует однако учитывать, что многие международные документы в части
определения правового положения осужденных в значительной мере совпадают по
своему содержанию.
Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению
в какой бы то ни было форме. СП в значительной степени аккумулирует
положения ранее принятых международных стандартов об обращении с
задержанными и заключенными. При этом для целей СП слова "задержанное лицо"
означают любое лицо, лишенное личной свободы не в результате осуждения за
совершение правонарушения; слова "заключенное лицо" означают любое лицо,
лишенное личной свободы в результате осуждения за совершение какого-либо
правонарушения.
В соответствии с нормами, содержащимися в СП, лицо, отбывающее
наказание, имеет право:
а) на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой
личности;
б) требовать исполнения назначенного наказания в строгом соответствии с
национальным законодательством;
в) обратиться в компетентный орган с просьбой уведомить членов его
семьи или других соответствующих лиц (по его выбору) о заключении или же о
переводе из одного места заключения в другое и о месте, в котором оно
содержится;
г) связаться с помощью надлежащих средств с консульством +1ЛИ
дипломатическим представительством (если осужденный - иностранец),
гражданином которого является или которое иным способом правомочно получить
такое сообщение в соответствии с международным правом, или с представителем
компетентной международной организации, если лицо является беженцем или
каким-либо иным образом находится под защитой международной организации;
д) на получение юридической помощи со стороны адвоката, причем свидания
осужденного с адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих
должностному лицу правоохранительных органов видеть его, но не слышать;
е) на переписку и посещение членами семьи, а также соответствующую
возможность сноситься с внешним миром согласно разумным условиям и
ограничениям, содержащимся в законе и в установленных в соответствии с
законом правилах;
ж) обращаться с просьбой об отбывании наказания, если это возможно, в
месте, находящемся на разумном удалении от обычного места проживания;
з) на прохождение медицинского обследования и медицинскую помощь в
случае болезни;
и) получать в разумных количествах учебные, художественные и
информационные материалы при соблюдении условий, обеспечивающих
безопасность и порядок в местах отбывания наказания;
к) свободно и в условиях полной конфиденциальности общаться с лицами,
ответственными за осуществление наблюдения и надзора в части соблюдения
законности в местах отбывания наказания;
л) быть заслушанным до наложения дисциплинарных санкций и обжаловать
такие меры перед вышестоящими властями;
м) на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями
должностных лиц в нарушение прав, содержащихся в настоящих Принципах.
Наряду с этим СП категорически запрещает: а) применять к заключенным
пытки или жестокие, бесчеловечные, унижающие достоинство виды обращения и
наказания; б) злоупотреблять положением находящегося в заключении лица с
целью принуждения его к признанию, какому-либо иному изобличению самого
себя или даче показаний против любого другого лица; в) подвергать
заключенных, даже с их согласия, каким-либо медицинским и научным опытам,
могущим повредить здоровью.
"Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с
тюремным заключением", или, как их иначе называют, "Токийские правила",
содержат в себе принципы и рекомендации, направленные на более широкое
использование уголовно-правовых мер, альтернативных лишению свободы, а
также минимальные гарантии защиты прав осужденных.
"Токийские правила" рекомендуют ряд конкретных мер, которые могут
использоваться вместо лишения свободы, например, условное осуждение
(освобождение), отсрочка наказания, домашний арест, штраф и др. При этом
указанные меры следует соединять с надзором за правонарушителями в целях их
включения в жизнь общества и предупреждения рецидива преступлений. В
процессе надзора должны осуществляться такие мероприятия, как
индивидуальная работа, групповая терапия, социальная помощь и программы по
месту жительства правонарушителя.
На всех стадиях применения указанных мер должно обеспечиваться уважение
человеческого достоинства осужденного, права которого не должны
ограничиваться в большей степени, чем это санкционировано компетентным
органом, вынесшим первоначальное решение. Исключается проведение
медицинских или психологических экспериментов либо неоправданный риск
причинения осужденному физической или душевной травмы.
В процессе применения мер, не связанных с лишением свободы, должно
соблюдаться право осужденного на личную жизнь, а также личную жизнь членов
его семьи. Личное дело (досье) осужденного должно вестись строго
конфиденциально. Доступ к нему ограничивается только уполномоченными
лицами. В отношении последних должны приниматься все возможные меры по
повышению их квалификации и профессионального мастерства, обеспечения
надлежащих окладов, льгот, возможностей продвижения по службе. В то же
время правонарушитель должен иметь возможность обжалования незаконных
действий должностных лиц.
В целом "Токийские правила" имеют весьма перспективное значение в плане
дальнейшей гуманизации уголовной политики. Их применение в России, как,
впрочем, и других международных стандартов, сдерживается прежде всего
отсутствием необходимых социально-экономических условий (например,
отсутствием необходимых средств на создание службы надзора за осужденными).
Это однако не препятствует соблюдению содержащихся в них рекомендаций,
касающихся прав и свобод осужденных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время создана прочная
законодательная база, регламентирующая основы правового положения
осужденных к уголовным наказаниям, но до совершенства она далека. От
эффективности обеспечения правового положения осужденных к любой мере
уголовно-правового характера и беспрекословного исполнения всех
предписаний приговора суда будет зависеть эффективность достижения целей
уголовной ответственности.
Рассмотренные в работе вопросы лишь частично освещают сложную проблему
правового положения лиц, осужденных к уголовному наказанию. В работе не
получил освещения вопрос о правовом положении лиц, освобожденных от
отбывания наказания. Он является достаточно сложным и требует отдельного
рассмотрения. Многие стороны этой проблемы требуют научного осмысления и
законодательной регламентации.
Правовое положение лиц, осужденных к разным видам уголовных наказаний,
неодинаковое, то есть существует неравенство в правах этих лиц. Иначе
говоря, правовое положение осужденных обусловлено характером, степенью
общественной опасности, тяжестью совершенного им преступления и назначенным
за это преступление наказанием.
Содержание назначенного наказания решающим образом влияет на
формирование правового статуса осужденного. В работах по уголовно-
исправительному праву последних лет основное внимание уделялось
исследованию вопросов исполнения наказания в виде лишения свободы, в том
числе исследованию правового положения осужденных к этому виду наказания.
Правовое положение лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением
свободы, как и содержание самих этих наказаний, такого широкого
исследования не получило.
Практический работник, исполняющий наказание, должен проявлять уважение
к правам осужденного, обеспечивать их охрану и законную реализацию. Столь
же необходимо добиваться выполнения всех обязанностей со стороны
осужденного. В этом и состоит практическая реализация принципа законности в
деятельности органов, исполняющих наказание.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.
2. Уголовный кодекс РФ.
3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
4. А.А.Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. -
Горький, 1976.
5. Комментарий к Минимальным стандартным правилам обращения с
заключенными. Под ред. П.Г.Мищенкова. - Рязань: Институт права и экономики
МВД России, 1996.
6. Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990.
7. А.С.Михлин. Неконституционность некоторых норм исправительно-
трудового законодательства РФ. Человек: преступление и наказание. - Рязань,
1993, № 1.
8. А.Л.Ременсон. Некоторые вопросы правового положения осужденных,
отбывающих лишение свободы. Вопросы повышения эффективности борьбы с
преступностью. - Томск, 1979.
9. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,
отбывающих наказания. - М., 1997.
10. Н. А. Стручков. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей
части. - М., 1984.
11. В.А.Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая
часть. - Томск, 1995.
12. О.В.Филимонов. Посткриминальный контроль. - Томск, 1992
13.И.В.Шмаров. Разработка уголовно-исполнительного законодательства в
свете соглашения о защите прав человека и документов ООН, определяющих
принципы обращения с осужденными. - Советское государство и право, 1990, №
11.
перечень вопросов к зачету по курсу "Уголовно-исполнительное право"
1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и задачи.
2. Политика государства в сфере исполнения уголовного наказания.
3. Принцип индивидуализации исполнения наказания уголовно-исполнительного
права.
4. Принцип дифференциации исполнения наказания и способы его обеспечения.
5. Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права.
6. Система и задачи уголовно-исполнительного законодательства.
7. Международные акты об обращении с осужденными.
8. Понятие и структура уголовно-исполнительного правоотношения.
9. Классификация наказаний в уголовно-исполнительном праве.
10. Понятие и структура уголовно-исполнительной системы.
11. Принципы деятельности уголовно-исполнительной системы и ее задачи.
12. Обязанности и права учреждений, исполняющих наказание в виде лишения
свободы.
13. Права и обязанности персонала учреждений и органов, исполняющих
наказания.
14. Виды учреждений и органов, исполняющих наказания, связанные с лишением
или ограничением свободы.
15. Понятие правового положения осужденных, их основные права и
обязанности.
16. Правовой статус осужденных, отбывающих наказание в виде лишения
свободы.
17. Правовые последствия отбывания наказания в виде лишения свободы.
18. Понятие исправительного воздействия. Правовое регулирование применения
к осужденным средств исправления.
19. Судебный контроль за исполнением уголовного наказания.
20. Депутатский и общественный контроль за деятельностью ИУ и других
органов, исполняющих наказания.
21. Прокурорский контроль за исполнением наказаний.
22. Предложения, заявления и жалобы осужденных, отбывающих
наказания в виде лишения свободы, и порядок их подачи.
23. Понятие и критерии классификации осужденных к лишению свободы и
распределение их по видам ИУ.
24. Раздельное содержание осужденных в ИУ.
25. Порядок направления и приема осужденных в ИУ.
26. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступления.
27. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания
под стражей.
28. Оставление осужденных в следственном изоляторе для работы по
хозяйственному обслуживанию. Условия их содержания.
29. Понятие режима в ИУ, его карательное и воспитательное значение.
30. Основные требования режима в местах лишения свободы.
31. Режим особых условий в исправительных учреждениях.
32. Порядок приобретения осужденными к лишению свободы продуктов
питания и предметов первой необходимости.
33. Свидания осужденных к лишению свободы с родственниками и иными
лицами. Порядок их предоставления.
34. Телефонные переговоры осужденных в ИУ и порядок их
предоставления.
35. Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и
бандеролей.
36. Изменение условий содержания лиц, лишенных свободы, во время
отбывания наказания.
37. Изменение условий отбывания наказания с переводом осужденного из
одного ИУ в другое.
38. Краткосрочные выезды осужденных за пределы мест лишения свободы
и их виды.
39. Передвижение лиц, лишенных свободы, без конвоя или без
сопровождения администрации. -
40. Средства обеспечения режима отбывания наказания в ИУ.
41. Меры поощрения, применяемые к лицам, лишенным свободы.
42. Меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы.
43. Применение физической силы, специальных средств и оружия к лицам,
лишенным свободы.
44. Правовое регулирование труда осужденных в ИУ (порядок привлечения к
труду, условия и оплата труда).
45. Понятие, задачи и основные формы (направления)
воспитательной работы с лицами, лишенными свободы.
46. Самодеятельные организации осужденных в ИУ, их виды и основные задачи.
47. Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка осужденных в
ИУ (задачи, формы и правовое регулирование).
48. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных
свободы.
49. Применение к осужденным мер медицинского характера.
50. ИК общего режима (назначение, состав осужденных и условия их
содержания).
51. ИК-поселения (назначение, состав осужденных и условия их содержания).
52. ИК строгого режима (назначение, состав осужденных и условия их
содержания).
53. ИК особого режима (назначение, состав осужденных и условия их
содержания).
54. Режим в тюрьме и его виды (состав осужденных и условия их
содержания).
55. Воспитательные колонии (назначение, состав осужденных и
условия их содержания).
56. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных
работ.
57. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
58. Порядок и условия исполнения наказания в виде конфискации имущества.
59. Порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа.
60. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ.
61. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста.
62. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы.
63. Порядок исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной
воинской части.
64. Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе.._
65. Порядок исполнения наказания в виде ареста в отношении осужденных
военнослужащих.
66. Исполнение наказания в виде смертной казни.
67. Правовые основания освобождения от отбывания наказания.
68. Особенности досрочного освобождения от отбывания наказания отдельных
категорий осужденных.
69. Порядок освобождения осужденных от отбывания наказания по амнистии и
помилованию.
70. Основания и порядок представления осужденных к досрочному
освобождению от отбывания наказания и замене наказания более мягким видом
наказания.
71. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания.
72. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.
2. Уголовный кодекс РФ.
3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
4. А.А.Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. -
Горький, 1976.
5. Комментарий к Минимальным стандартным правилам обращения с
заключенными. Под ред. П.Г.Мищенкова. - Рязань: Институт права и экономики
МВД России, 1996.
6. Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990.
7. А.С.Михлин. Неконституционность некоторых норм исправительно-
трудового законодательства РФ. Человек: преступление и наказание. - Рязань,
1993, № 1.
8. А.Л.Ременсон. Некоторые вопросы правового положения осужденных,
отбывающих лишение свободы. Вопросы повышения эффективности борьбы с
преступностью. - Томск, 1979.
9. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,
отбывающих наказания. - М., 1997.
10. Н. А. Стручков. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей
части. - М., 1984.
11. В.А.Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая
часть. - Томск, 1995.
12. О.В.Филимонов. Посткриминальный контроль. - Томск, 1992
13. И.В.Шмаров. Разработка уголовно-исполнительного законодательства в
свете соглашения о защите прав человека и документов ООН, определяющих
принципы обращения с осужденными. - Советское государство и право, 1990, №
11.
-----------------------
[1] .Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990.
[2] Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.
[3] . В.А.Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая
часть. - Томск, 1995.
[4] Уголовно-исполнительное право: Учебник\ под. ред. И.В.Шмарова
[5] . В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,
отбывающих наказания. - М., 1997.
[6] А.А.Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. -
Горький, 1976.
[7] . В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,
отбывающих наказания. - М., 1997.
[8] Уголовно-исполнительное право: Учебник\ под. ред. И.В.Шмарова
[9]. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,
отбывающих наказания. - М., 1997.
[10] Международная защита прав и свобод человека. М., 1990
[11] Международная защита прав и свобод человека. М., 1990