Соотношение доказательств и данных, полученных в результате ОРД

Соотношение доказательств и данных, полученных в результате ОРД

ВВЕДЕНИЕ

Создание высокоэффективной системы уголовного судопроизводства –

одна из важнейших задач нынешней правовой реформы, проводимой в России. В

этой связи особое значение приобретает вопрос формирования в структуре

действующего уголовно – процессуального законодательства механизма

реализации оперативной информации, добываемой соответствующими

подразделениями органа дознания.

Розыскная деятельность исстари сопутствует правосудию на всём

протяжении его истории. Именно в её функции входило раскрытие преступлений,

установление и розыск виновных, подлежащих затем передаче в суд.

В истории российского уголовного процесса известны диаметрально

противоположенные варианты реализации информации сыскных ведомств. Так, в

период, предшествовавший Октябрьской революции, и во времена "культа

личности" результаты сыска по ряду преступлений напрямую использовались в

качестве судебных доказательств, для чего создавались специальные органы

внесудебного рассмотрения уголовных дел. Причем, это явное беззаконие с

точки зрения других нормативных актов, например Конституции СССР 1936г.,

освящалось, как ни странно, самим Высшим надзором за законностью. В приказе

Прокурора СССР от 27.11.1938 № 1/001562 в этой связи прямо предписывалось

направлять уголовные дела в Особые совещания тогда, "когда характер

доказательств виновности обвиняемого не допускает использования их в

судебном заседании (агентурные данные; документы, не подлежащие в силу

серьёзных оперативных соображений предъявлению в судебном заседании и

т.д.), когда доказательствами по делу являются свидетельские показаний лиц,

которые не могут быть в силу серьёзных оперативных соображений допрошены в

суде"[1].

Аналогично решался вопрос и в конце 19 - начале 20 р.в., когда

на основе введенных 19.05.1871 "Правил о порядке действие чинов корпуса

жандармов по расследованию преступлений"[2] в царской России тоже был

установлен административный порядок разрешения некоторых "политических"

дел. Критерий их выделения был тот же, что и в период сталинщины -

отсутствие у органов сыска таких улик, которые можно было бы представить в

обычном суде. Жандармское же дознание строилось в основном на агентурных

материалах, сведениях, поступивших от наружного наблюдения, а также службы,

осуществлявшей перлюстрацию почтовой корреспонденции.

Член Орловского окружного суда В. Федотов-Чеховский в 19 веке

писал: “ Без улучшения розыска никакие реформы по следственной части не

принесут России существенной пользы. Ожидать от одного судебного

следователя удовлетворительных результатов в следственном деле так же

неосновательно, как ожидать от художника картины без кистей, красок и

полотна.”[3]

Оценивая состояние интересующей нас проблемы следует отметить,

что с момента образования Советского государства и вплоть до начала 90-х

годов большинство элементов оперативного розыска в России

регламентировалось только закрытыми нормативными актами КГБ и МВД СССР, что

фактически выводило эту деятельность из под общественного контроля и

закладывало основу для возможных здесь злоупотреблений. Однако и нынешний

подход, использованный законодателем, не позволяет до сегодняшнего дня

однозначно определить правовую природу ОРД, её соотношение с уголовным

процессом и процессуальным доказыванием. Не полностью названы в Законе об

ОРД задачи сыска, а если при этом учесть, что ст.5 данного закона вообще

запрещает решать в процессе ОРД иные (кроме названных в ст.2) задачи, то

складывается весьма противоречивая ситуация. Излишне жестко сформулирована

ст.6 этого же закона. Императивно установив перечень разрешенных оперативно-

розыскных мероприятий, законодатель невольно поставил барьер перед

внедрением в практику оперативно-розыскной деятельности новейших достижений

НТП, которые могут способствовать расширению возможностей спецслужб.

Целью дипломной работы является анализ природы соотношения

доказательств и данных, полученных в результате оперативно-розыскной

деятельности, а так же возможность использовать в доказывании данных,

полученных оперативно-розыскным путём. Представляется, что без

продуктивного использования оперативной информации в ряде случаев вообще

невозможно обеспечить достижение целей, стоящих перед уголовным

судопроизводством. Речь идёт о неочевидных и латентных преступлениях

(торговля наркотиками, оружием, контрабанды), акциях организованных

преступных группировок, доля которых в общей структуре российской

преступности велика.

Задачами дипломной работы являются:

- анализ соотношения уголовного процесса и оперативно – розыскной

деятельности.

- анализ гносеологической основы уголовного процесса и оперативно-

розыскной деятельности.

- анализ соотношения процессов доказывания в уголовном процессе и

документирования в ходе оперативно-розыскной деятельности.

1. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Оперативно-розыскная деятельность, как и деятельность уголовно-

процессуальная, предназначена для целенаправленной защиты человека,

общества и государства от преступных посягательств.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об оперативно-

розыскной деятельности» [4]: «Оперативно-розыскная деятельность ( вид

деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями

государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом в

пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных

мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и

гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства

от преступных посягательств». Анализ природы оперативно-розыскной

деятельности позволяет выделить ее наиболее характерные черты:

- оперативно-розыскная деятельность ( это самостоятельный вид

государственной деятельности, которую вправе осуществлять только

оперативные подразделения соответствующих государственных органов,

наделенных определенными правами и выполняющих возложенные на них

обязанности;

- содержанием оперативно-розыскной деятельности являются оперативно-

розыскные мероприятия, проводимые сотрудниками оперативных подразделений

при наличии указанных в законе оснований и условий, а также ведения дел

оперативного учета;

- оперативно-розыскная деятельность осуществляется преимущественно

негласными, тайными методами. Негласный характер этой деятельности является

важнейшей гарантией ее эффективности, успешного решения тех специфических

задач, ради которых и учреждена оперативно-розыскная деятельность;

- оперативно-розыскная деятельность призвана решать особые задачи,

которые не решают и не могут решать никакие другие государственные органы;

- негласная оперативно-розыскная деятельность всегда связана с

вторжением в сферу прав и свобод человека и гражданина, их возможным

ограничением. В правовом государстве основания и пределы возможного

ограничения этих прав и свобод регулируются только законом. И закон

призван создать достаточно эффективную систему правовых гарантий,

призванных исключить необоснованное ограничение прав и свобод граждан.

Восстановление нарушенных при осуществлении оперативно-розыскной

деятельности прав и законных интересов физических и юридических лиц

возможно в судебном порядке;

- оперативно-розыскная деятельность осуществляется на основе

специфических принципов, свойственных только этому виду государственной

деятельности.

Специфические задачи оперативно-розыскной деятельности обуславливают

само ее существование. В совокупности с другими признаками они позволяют

также отличать данный вид деятельности от других: уголовно-процессуальной,

административной, контрразведывательной и частной детективной и охранной

деятельности.

Успешное решение задач оперативно-розыскной деятельности реально

обеспечивает достижение ее целей - защиту жизни, здоровья, прав и свобод

личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных

посягательств (ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Согласно закону основными задачами оперативно-розыскной деятельности

являются:

а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

б) выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или

совершивших преступления;

в) розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда;

г) розыск лиц, уклоняющихся от уголовного наказания;

д) розыск лиц, без вести пропавших лиц;

е) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу

государственной, военной, экономической или экологической безопасности

России (ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Перечисленные задачи конкретизируются в других законах, регулирующих

основную деятельность государственных органов и учреждений, наделенных

правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

В числе задач оперативно-розыскной деятельности важнейшими являются

задачи непосредственно связанные с преступлениями и решение которых

призвано обеспечить интересы уголовного судопроизводства. К ним относятся:

1) выявление и раскрытие преступлений и 2) выявление и установление лиц,

их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Сравнение перечисленных задач с задачами уголовного судопроизводства

указывает на то, что в своей основе они являются общими для оперативно-

розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, что характеризуют

органическую связь этих видов государственной деятельности. Вместе с тем

между ними следует усматривать некоторое различие. Задачи оперативно-

розыскной деятельности состоят в выявлении и раскрытии только тяжких и

особо тяжких неочевидных преступлений (их называют также преступлениями,

совершенными в условиях неочевидности) и, прежде всего, совершенных или

совершаемых организованными преступными группами.

В.П. Хомколов справедливо указывает на то, что деятельность оперативно-

розыскных аппаратов «это объективно необходимая форма борьбы с

преступностью, обусловленная способами совершения некоторых видов

преступлений, для которых характерна тщательная организация, использование

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты