золота – 315 т., концентрата олова 14398 т., никеля – 6511 т., угля – 8924
тыс. т., нефти – 407 тыс. т., мин – 30,2 млн. штук.
Количество заключенных было огромно: на начало войны – 2 млн. 300
тыс., на 21 декабря 1941 г. – 1 млн. 450 тыс.[28]
1.4.ВИДЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
После войны советское государство приступило к восстановлению и
дальнейшему развитию народного хозяйства. В этих условия исправительно-
трудовая система стала одним из основных поставщиков бесплатной рабочей
силы.
В послевоенное время была усилена ответственность за хищение
государственного и общественного имущества: в июне 1947 г. за эти
преступления были увеличены сроки наказания (до 10-25 лет), к лишению
свободы приговаривались также лица, виновные в недоносительстве по этим
преступлениям.[29]
Структура исправительно-трудовых учреждений МВД на начало 1952 года
выглядела следующим образом. Руководство всеми исправительно-трудовыми
учреждениями осуществляло Главное управление исправительно-трудовых лагерей
и колоний (ГУЛАГ) МВД СССР.
Помимо лагерей, находившихся в ведении ГУЛАГа, имелись еще лагеря в
ведении Главпромстроя, Дальстроя МВД, специального Главного управления и
Управления слюдяной промышленности МВД и др. В своей практической
деятельности эти главные управления подчинялись непосредственно МВД СССР.
Вместе с тем на ГУЛАГ МВД возлагался контроль а деятельность главных
лагерных производственных управлений МВД по обеспечению в подведомственных
им лагерях необходимых жилищно-бытовых и режимных условий и правильного
трудового использования заключенных.
При министерствах внутренних дел республик и управления внутренних
дел краев и областей в 1951 г. были созданы отделы исправительно-трудовых
лагерей. В связи с этим на МВД республик, УМВД краев и областей было
возложено непосредственное руководство и ответственность за работу
исправительно-трудовых лагерей, дислоцирующихся на территориях республик,
краев, областей по вопросам охраны, режима содержания и размещения
заключенных, оперативной работы, трудового использования осужденных.[30]
Эти функции отделы исправительно-трудовых лагерей осуществляли через
управления исправительно-трудовых лагерей и управления исправительно-
трудовых лагерей и колоний.
На территории некоторых областей сосредотачивалось несколько лагерей,
находившихся в подчинении различных центральных органов.
В исправительно-трудовых лагерях того времени было два вида режима:
общий и усиленный.
Исправительно-трудовой лагерь имел следующую структуру: управление
лагеря, лагерные отделения, лагерные пункты, участки и командировки, а
также центральные штрафные лагерные пункты. Внутри этих мест заключенные
разбивались на колонны (400-600 заключенных) и бригады.[31]
Условия содержания на общем и усиленном режимах мало чем отличались
друг от друга. Рабочий день для всех был установлен 9 часов. Осужденные
имели право на получение общих и личных свиданий, на получение передач и
посылок, а также на неограниченную переписку с родственниками. За труд они
получали премиальное вознаграждение в размере до 100 рублей. При этом 15 %
из этой суммы зачислялись на лицевой счет и выдавались при освобождении.
Раз в году осужденному предоставлялся рабочий отпуск продолжительностью в
десять дней, без выходя из лагеря или колонии. Разрешалось ношение
гражданской одежды и хранение наличных денег, а также получение денежных
переводов на неограниченную сумму.
Право назначения вида режима принадлежало администрации исправительно-
трудового учреждения. На усиленный режим направлялись осужденные за особо
опасные государственные преступления, бандитизм, разбой, побеги и
рецидивисты.
Общий режим предоставлялся всем остальным осужденным. После отбытия
одной трети срока наказания по постановлению, утвержденному начальником
лагеря, заключенные с усиленного режима могли быть переведены на общий
режим. В отдельных случаях начальнику лагеря предоставлялось право
досрочного перевода с усиленного на общий режим.
Нарушители дисциплины с общего и усиленного режимов подлежали
переводу в штрафные лагерные пункты на срок до 3 месяцев.
В штрафные лагерные пункты направлялись также осужденные в лагере за
бандитизм, разбой и грабежи на срок до одного года, а осужденные за прочие
преступления – до 6 месяцев. Основанием для перевода в штрафной лагерный
пункт являлся приказ начальника лагеря.
За систематические отказы от работы заключенные могли привлекаться
как за контрреволюционный саботаж по ст. 58/14 УК РСФСР 1926 г.
10 июля 1954 г. Совет Министров ССР утвердил «Положение об
исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР», которое закрепило
основные принципы советской исполнительно-трудовой политики.
На ИТУ были возложены задачи обеспечения отбытия осужденными
наказаний по приговорам судов, охраны и надзора за ними, предупреждения
новых преступлений, исправления их на основе приобщения к общественно
полезному труду и проведения политико-воспитательной работы.
Положение ввело более отчетливую классификацию осужденных, согласно
которой в ИТК должны были содержаться :
1) лица, осужденные к лишению свободы на срок до 3 лет;
2) лица, впервые осужденные за должностные, хозяйственные и другие не особо
опасные преступления,
3) лица, переводимые из детских трудовых колоний для дальнейшего отбывания
наказания.
В исправительно-трудовых колониях – все остальные осужденные.
Если в ИТК был предусмотрен только один вид режима содержания, то в
лагерях – четыре: общий, облегченный, строгий и специальный строгий.
В подразделениях общего режима содержались осужденные впервые за
менее опасные преступления, а также за тяжкие преступления, как впервые,
так и неоднократно, переводимые из колоний строгого режима. Однако
осужденные за особо опасные государственные преступления, осужденные два
раза и более за мене опасные преступления должны были содержаться в разных
подразделениях.
В подразделениях строгого режима содержались независимо от количества
судимостей, осужденные за тяжкие преступления – бандитизм, умышленное
убийство, разбой, грабежи, воры-рецидивисты, а также переведенные с общего
и облегченного режимов за злостные нарушения дисциплины.
При условии хорошего отношения к труду и примерного поведения, после
отбытия не менее шести месяцев на строгом режиме, осужденные могли быть
переведены на общий режим.
В специальных подразделениях строгого режима содержались осужденные
за тяжкие преступления, совершенные в места лишения свободы, а также
переведенные со строгого режима за злостные нарушения дисциплины.
В подразделениях облегченного режима содержались осужденные на срок
до 3 лет, осужденные впервые за должностные, хозяйственные и другие не
особо опасные преступления, а также переведенные из детских трудовых
колоний по достижении ими совершеннолетия для дальнейшего отбывания
наказания. Кроме того, на облегченный режим переводились осужденные с
общего режима после отбытия ими одной трети срока наказания.
Как подмечают специалисты, одним из недостатков работы ИТУ являлась
существовавшая в то время система зачетов рабочих дней, которая подрывала
стабильность приговора и отрицательно сказывалась на задачах специального и
общего предупреждения преступлений.[32]
1.5.ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ПОСЛЕ
1956 Г.
В 1956 г. было признано нецелесообразным дальнейшее существование
исправительно-трудовых лагерей, как не обеспечивающих выполнение важнейшей
государственной задачи – перевоспитание заключенных в труде. В связи с этим
исправительно-трудовые лагеря были преобразованы в исправительно-трудовые
колонии. В 1961 г. было принято новое Положение об исправительно-трудовых
колониях и тюрьмах МВД РСФСР. В исправительно-трудовых колониях было
установлено четыре вида режима: общий, усиленный, строгий и особый.
В колониях общего режима могли содержаться:
1) лица, осужденные к реальному наказанию в виде лишения свободы впервые за
менее тяжкое преступление;
2) лица, осужденные за тяжкие преступления на срок до 3 лет;
3) лица, ранее судимые к лишению свободы условно и вновь осужденные за
менее опасные преступления к отбытию лишения свободы реально;
4) лица, ранее судимые к другим видам наказания и вновь осужденные за менее
опасные преступления к реальному отбыванию лишения свободы;
5) лица, ранее судимые и реально отбывавшие лишение свободы, но в колониях
для несовершеннолетних и вновь осужденные за менее опасные преступления
к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы;
6) лица, ранее судимые и отбывавшие реальное лишение свободы, которое им
впоследствии было заменено другим видом наказания или назначено условно;
7) лица, ранее судимые к реальному отбыванию наказания в виде лишения
свободы, которым судом в порядке исключения определили общий режим за
совершенные вновь менее опасные преступления.
В колониях усиленного режима содержались:
1) лица, осужденные впервые за тяжкие преступления к реальному отбытию
лишения свободы сроком свыше трех лет;
2) лица, ранее судимые и отбывавшие срок лишения свободы условно и вновь
осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию наказания в виде
лишения свободы на срок свыше трех лет;
3) лица, ранее судимые и отбывавшие наказание, не связанное с лишением
свободы, и вновь осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию
наказания в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;
4) лица, ранее судимые к отбыванию лишения свободы, но в колониях для
несовершеннолетних и осужденные вновь, за тяжкие преступления сроком
свыше трех лет;
5) лица, ране судимые и реально отбывавшие лишение свободы, которое им
впоследствии было заменено другим видом наказания или назначено условно,
и вновь осужденные за тяжкие преступления сроком свыше трех лет;
6) лица, ранее судимые к реальному отбытию лишения свободы, которым суды в
порядке исключения определили усиленный режим за совершенные вновь
тяжкие преступления.
В исправительно-трудовых колониях строгого режима могли содержаться:
1) лица, осужденные два и более раза, независимо от тяжести преступления, к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17