исполнительному законодательству. Как пишет доктор юридических наук,
профессор Игнатьев А.А., режим – это регламентированный нормами уголовно-
исправительного права порядок исполнения и отбывания наказания в виде
лишения свободы.[41]
В понятие режима в исправительных учреждениях УИК РФ, в отличии от ИТК
РСФСР (ст.22) добавил охрану заключенных. Т.о. получается, что сейчас режим
это - установленный законом и соответствующими закону нормативными
правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы,
обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними,
исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных
интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное
содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в
зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом,
изменение условий отбывания наказания. В остальном все осталось без каких-
либо радикальных изменений.
Режим создает условия для применения других средств исправления
осужденных.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка
исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской
Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных
одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут
подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится
лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них
осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства.
Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр
находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к
нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их
вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы,
перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Порядок производства обысков и досмотров определяется Министерством
юстиции Российской Федерации. Перечень и количество вещей и предметов,
которые осужденным разрешается иметь при себе, устанавливаются Правилами
внутреннего распорядка исправительных учреждений. Хранение осужденными при
себе денег, ценных бумаг и иных ценностей, а также предметов, не указанных
в перечне, не допускается.
Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности
изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка
исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до
освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время
отбывания наказания. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания,
изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по
постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется
соответствующий акт.
Хранение приобретенных осужденными в установленном порядке ценных бумаг
обеспечивается администрацией исправительного учреждения.
Значительным новшеством стало введение положений о технических
средствах надзора и контроля в УИК РФ: администрация исправительных
учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные
технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других
преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в
целях получения необходимой информации о поведении осужденных (ст. 83 УИК).
Как гарантия соблюдения законности закреплено положение о том, что
администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять
осужденных о применении указанных средств надзора и контроля.
Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их
использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Не выделялось в ранее действующем ИТК РСФСР и положений о оперативно -
розыскной деятельности в исправительных учреждениях. Во исполнение ст. 84
УИК РФ и в соответствии с законодательством Российской Федерации в
исправительных учреждениях осуществляется оперативно - розыскная
деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности
осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление,
предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных
учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания
наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из
исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания
лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений,
совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Оперативно - розыскная деятельность осуществляется оперативными
аппаратами исправительных учреждений (так п.4 ст.117 УПК РСФСР относит
начальников исправительных учреждений и следственных изоляторов к органам
дознания), а также другими уполномоченными на то органами в пределах их
компетенции. Такое же положение содержит и ч.5 ст. 13 Федерального закона
РФ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.03.1999
г.) «Об оперативно-розыскной деятельности».
Как и ранее действующим законодательством УИК РФ предусмотрен режим
особых условий. Единственное принципиальное отличие действующего
законодательства от прежнего в изменении ведомственной подчиненности
системы исправительных учреждений. В соответствии со ст. 85 УИК РФ в
случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного
учреждения чрезвычайного, особого или военного положения, при массовых
беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в
исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.
В период действия режима особых условий в исправительном учреждении
может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных,
предусмотренных УИК РФ, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый
порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность
производственных, коммунально-бытовых, культурно - просветительных, медико-
санитарных и иных служб.
Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению министра
юстиции Российской Федерации либо начальника территориального органа
уголовно - исполнительной системы субъекта Российской Федерации,
согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо
соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима
особых условий может быть продлено указанными должностными лицами
дополнительно на 30 суток по основаниям, определенным частью первой
настоящей статьи.
В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью
осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения
может вводить меры, предусмотренные частью второй статьи 85 УИК РФ,
самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного
принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение
трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении
режима особых условий или об отмене введенных мер.
Нужно отметить, что в соответствии со ст.86 УИК РФ в случаях оказания
осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного
неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в
массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или
совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или
задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях
пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения этими
осужденными вреда окружающим или самим себе применяется физическая сила,
специальные средства и оружие. Применение физической силы, специальных
средств и оружия предусмотрено и главой 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. №
5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде
лишения свободы».
В подтверждение необходимости данной нормы можно привести следующие
данные.
В 1992 г. в местах лишения свободы было совершено 168 убийств. В 1993 и
1994 гг. наблюдается их снижение: соответственно 120 и 76 преступлений. В
1995 г. этот показатель составил 93 преступления, в 1996 - 84, в 1997 - 44
и в 1998 г. - 36 преступлений. Как видим, в последнее время наблюдается
устойчивая тенденция к снижению числа убийств и покушений на убийство в
процессе отбывания наказания в исправительных колониях.
Пик умышленного причинения тяжкого вреда здоровью приходится на 1992 г.
- 268 преступлений. В дальнейшем наблюдается устойчивая тенденция к
снижению: в 1993 г. - 242; в 1994 - 165; в 1995 - 151, из них 48 повлекли
смерть потерпевшего; в 1996 - 127, из которых 32 повлекли смерть
потерпевшего; в 1997 - 111, из них 28 повлекли смерть потерпевшего; в 1998
г. - 105 преступлений, 26 из которых со смертельным исходом.
Среди преступлений против общественной безопасности и общественного
порядка имеют место захват заложника (ст. 206 УК) и хулиганство (ст. 213
УК). В 1995 г. было совершено 53 захвата, в 1996 г. этот показатель
сократился до 37 преступлений, а в 1997 и 1998 гг. - по одному захвату
заложника.
Наибольшее количество хулиганских действий приходится на 1992 г. - 113
преступлений. С 1993 г. наблюдается незначительное снижение - до 104, в
1994 г. - 101, в 1995 - 100 преступлений, в 1996 - 87, в 1997 - 62, в 1998
г. произошло увеличение числа хулиганских действий до 67 случаев.
В 1992 г. совершено 994 побега из исправительных колоний, после чего их
количество снижается до 606 в 1993 г. и 453 в 1994 г. В 1995 г. наблюдается
их увеличение до 545 с последующим уменьшением до 399 в 1996 г. В 1997 г.
совершено 1300 побегов, 520 из которых приходится на колонии - поселения. В
1998 г. совершен 941 побег, 349 из которых из колоний - поселений. Таким
образом, большинство побегов совершается из колоний - поселений, что должно
учитываться при проведении профилактических мероприятий.
С завидной регулярностью на протяжении с 1994 по 1998 г. совершается
уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК). Наибольшее количество
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17