Учреждения лишения свободы по новому уголовно-исполнительному законодательству

исполнительному законодательству. Как пишет доктор юридических наук,

профессор Игнатьев А.А., режим – это регламентированный нормами уголовно-

исправительного права порядок исполнения и отбывания наказания в виде

лишения свободы.[41]

В понятие режима в исправительных учреждениях УИК РФ, в отличии от ИТК

РСФСР (ст.22) добавил охрану заключенных. Т.о. получается, что сейчас режим

это - установленный законом и соответствующими закону нормативными

правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы,

обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними,

исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных

интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное

содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в

зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом,

изменение условий отбывания наказания. В остальном все осталось без каких-

либо радикальных изменений.

Режим создает условия для применения других средств исправления

осужденных.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка

исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской

Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных

одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными

правовыми актами Российской Федерации.

Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут

подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится

лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них

осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства.

Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр

находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к

нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их

вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы,

перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и

Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Порядок производства обысков и досмотров определяется Министерством

юстиции Российской Федерации. Перечень и количество вещей и предметов,

которые осужденным разрешается иметь при себе, устанавливаются Правилами

внутреннего распорядка исправительных учреждений. Хранение осужденными при

себе денег, ценных бумаг и иных ценностей, а также предметов, не указанных

в перечне, не допускается.

Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности

изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка

исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до

освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время

отбывания наказания. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания,

изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по

постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется

соответствующий акт.

Хранение приобретенных осужденными в установленном порядке ценных бумаг

обеспечивается администрацией исправительного учреждения.

Значительным новшеством стало введение положений о технических

средствах надзора и контроля в УИК РФ: администрация исправительных

учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные

технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других

преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в

целях получения необходимой информации о поведении осужденных (ст. 83 УИК).

Как гарантия соблюдения законности закреплено положение о том, что

администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять

осужденных о применении указанных средств надзора и контроля.

Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их

использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской

Федерации.

Не выделялось в ранее действующем ИТК РСФСР и положений о оперативно -

розыскной деятельности в исправительных учреждениях. Во исполнение ст. 84

УИК РФ и в соответствии с законодательством Российской Федерации в

исправительных учреждениях осуществляется оперативно - розыскная

деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности

осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление,

предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных

учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания

наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из

исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания

лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений,

совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Оперативно - розыскная деятельность осуществляется оперативными

аппаратами исправительных учреждений (так п.4 ст.117 УПК РСФСР относит

начальников исправительных учреждений и следственных изоляторов к органам

дознания), а также другими уполномоченными на то органами в пределах их

компетенции. Такое же положение содержит и ч.5 ст. 13 Федерального закона

РФ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.03.1999

г.) «Об оперативно-розыскной деятельности».

Как и ранее действующим законодательством УИК РФ предусмотрен режим

особых условий. Единственное принципиальное отличие действующего

законодательства от прежнего в изменении ведомственной подчиненности

системы исправительных учреждений. В соответствии со ст. 85 УИК РФ в

случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного

учреждения чрезвычайного, особого или военного положения, при массовых

беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в

исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.

В период действия режима особых условий в исправительном учреждении

может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных,

предусмотренных УИК РФ, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый

порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность

производственных, коммунально-бытовых, культурно - просветительных, медико-

санитарных и иных служб.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению министра

юстиции Российской Федерации либо начальника территориального органа

уголовно - исполнительной системы субъекта Российской Федерации,

согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо

соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима

особых условий может быть продлено указанными должностными лицами

дополнительно на 30 суток по основаниям, определенным частью первой

настоящей статьи.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью

осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения

может вводить меры, предусмотренные частью второй статьи 85 УИК РФ,

самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного

принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение

трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении

режима особых условий или об отмене введенных мер.

Нужно отметить, что в соответствии со ст.86 УИК РФ в случаях оказания

осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного

неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в

массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или

совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или

задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях

пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения этими

осужденными вреда окружающим или самим себе применяется физическая сила,

специальные средства и оружие. Применение физической силы, специальных

средств и оружия предусмотрено и главой 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. №

5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде

лишения свободы».

В подтверждение необходимости данной нормы можно привести следующие

данные.

В 1992 г. в местах лишения свободы было совершено 168 убийств. В 1993 и

1994 гг. наблюдается их снижение: соответственно 120 и 76 преступлений. В

1995 г. этот показатель составил 93 преступления, в 1996 - 84, в 1997 - 44

и в 1998 г. - 36 преступлений. Как видим, в последнее время наблюдается

устойчивая тенденция к снижению числа убийств и покушений на убийство в

процессе отбывания наказания в исправительных колониях.

Пик умышленного причинения тяжкого вреда здоровью приходится на 1992 г.

- 268 преступлений. В дальнейшем наблюдается устойчивая тенденция к

снижению: в 1993 г. - 242; в 1994 - 165; в 1995 - 151, из них 48 повлекли

смерть потерпевшего; в 1996 - 127, из которых 32 повлекли смерть

потерпевшего; в 1997 - 111, из них 28 повлекли смерть потерпевшего; в 1998

г. - 105 преступлений, 26 из которых со смертельным исходом.

Среди преступлений против общественной безопасности и общественного

порядка имеют место захват заложника (ст. 206 УК) и хулиганство (ст. 213

УК). В 1995 г. было совершено 53 захвата, в 1996 г. этот показатель

сократился до 37 преступлений, а в 1997 и 1998 гг. - по одному захвату

заложника.

Наибольшее количество хулиганских действий приходится на 1992 г. - 113

преступлений. С 1993 г. наблюдается незначительное снижение - до 104, в

1994 г. - 101, в 1995 - 100 преступлений, в 1996 - 87, в 1997 - 62, в 1998

г. произошло увеличение числа хулиганских действий до 67 случаев.

В 1992 г. совершено 994 побега из исправительных колоний, после чего их

количество снижается до 606 в 1993 г. и 453 в 1994 г. В 1995 г. наблюдается

их увеличение до 545 с последующим уменьшением до 399 в 1996 г. В 1997 г.

совершено 1300 побегов, 520 из которых приходится на колонии - поселения. В

1998 г. совершен 941 побег, 349 из которых из колоний - поселений. Таким

образом, большинство побегов совершается из колоний - поселений, что должно

учитываться при проведении профилактических мероприятий.

С завидной регулярностью на протяжении с 1994 по 1998 г. совершается

уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК). Наибольшее количество

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты