реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы;
2) особо опасные рецидивисты, переведенные после отбытия половины срока
наказания из колоний особого режима;
3) лица, которым смертная казнь в порядке амнистии или помилования заменена
лишением свободы, переведенные после отбывания половины срока наказания
из колонии особого режима;
4) лица, осужденные впервые к реальному отбытию срока наказания в виде
лишения свободы, которым суд в порядке исключения назначил строгий
режим;
5) осужденные женщины, признанные судами особо опасными рецидивистками;
6) мужчины и женщины, осужденные за особо опасные государственные
преступления.
В ИТК особого режима отбывали наказания как неоднократно судимые, так
и осужденные впервые, но за особо тяжкие преступления. Если рассматривать
состав заключенных с точки зрения тяжести совершенных преступлений, то
нетрудно заметить, что в этих колониях могли находиться заключенные,
осужденные как за тяжкие преступления, так и за менее опасные.[33]
Нужно отметить, что одним из важнейших мероприятий по
искоренению преступности явилась организация в ИТК отрядной структуры. В
конце 1957 г. во всех колониях осужденные были разбиты на отряды по 85-120
человек. Начальником отряда назначался офицер-воспитатель, имевший
специальную юридическую или педагогическую подготовку. Структура ИТК стала
выглядеть следующим образом: колония – отряд – бригада – звено. Колонию
возглавлял начальник колонии, у которого было два заместителя: по режиму и
оперативной работе и по политико-воспитательной работе среди заключенных.
Соответственно у первого заместителя в подчинении были: оперативная часть,
специальная часть, медицинская часть, дежурные помощники начальника
колонии, надзирательская служба и цензор; у второго – инспектора по
общеобразовательной и профилактической подготовке заключенных, начальники
отрядов, советы воспитателей, бригадиры и звеньевые. Непосредственно
начальнику колонии подчинялись: методический совет, канцелярия,
бухгалтерия, часть интендантского снабжения и коммунально-эксплуатационная
часть.[34]
Помимо ИТК действовали еще и тюрьмы и ВТК.
Тюрьмы были предназначены для содержания осужденных к лишению свободы
в виде тюремного заключения: особо опасных рецидивистов; лиц, совершивших
особо опасные государственные преступления по достижении
восемнадцатилетнего возраста; лиц, по достижению восемнадцатилетнего
возраста совершивших тяжкие преступления и осужденных за них к лишению
свободы на срок свыше пяти лет, а также для злостных нарушителей,
переводимых из ИТК на срок до трех лет.
Что же касается воспитательно-трудовых колоний, то они делились на
ВТК общего и усиленного режимов.
В воспитательно-трудовых колониях общего режима содержались:
1) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы
за менее тяжкие преступления;
2) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы
за тяжкие преступления на срок до трех лет включительно;
3) осужденные к лишению свободы несовершеннолетние женского пола.
В воспитательно-трудовых колониях усиленного режима содержались:
1) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению
свободы на срок свыше трех лет за тяжкие преступления, а также ранее
отбывавшие срок наказания в виде лишения свободы;
2) несовершеннолетние мужского пола, осужденные за умышленные
преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы;
3) систематически либо злостно нарушающие режим отбывания наказания и
переведенные за это из ВТК общего режима.
В структуре мест лишения свободы появились новые виды, а именно:
1) колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности,
осужденных за них впервые к лишению свободы на срок не более 5 лет (как
исключение – до 10 лет);
2) колонии-поселения для лиц, переводимых в порядке поощрения из колоний
общего, усиленного и строгого режимов.
18 декабря 1970 г. был принят новый ИТК РСФСР, вступивший в действие с
1 июля 1971 г. Считаю более целесообразным провести сравнительную
характеристику положений ИТК РСФСР 1970 г. и действующего в настоящее время
УИК РФ 1997 г.
2.ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОДЕКС РСФСР 1970 Г. И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
КОДЕКС РФ 1997 Г. ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО
ПОРЯДОК ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Проводя сравнительную характеристику действующего ныне пенитенциарного
законодательства и предшествующего ему необходимо в первую очередь
остановиться на тех целях которые ставило и ставит перед собой это
законодательство.
Исправительно - трудовой кодекс Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики имел своей задачей обеспечение исполнения
уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за
совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе
честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к
правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых
преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало
искоренению преступности. Ст.1 ИТК РСФСР 1970 г.
Уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации имеет
своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых
преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели же перевоспитания
осужденных, существующие ранее в исправительно-трудовом законодательстве и
теории исправительно-трудового права[35] оно не ставит (ст.1 УИК РФ 1996
г.).
Ныне действующий УИК РФ предусматривает приоритет норм международного
права над национальным, чего естественно не было в ИТК РСФСР 1970 г. Ст.3
УИК РФ гласит: «Если международным договором Российской Федерации
установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными,
чем предусмотренные уголовно - исполнительным законодательством Российской
Федерации, то применяются правила международного договора».
Уголовно-исполнительный кодекс разработан с учетом рекомендаций
международно-правовых актов. В том числе российскими законодателями были
проанализированы и учтены положения: Минимальных стандартных правил
обращения с заключенными, 1955 год; Декларации о защите всех лиц от пыток и
других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и
наказания, 1975 год; Концепции против пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984
год; Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 1979
год; Принципов медицинской этики, относящихся к роли работников
здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных
лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство
видов обращения и наказания, 1982 год; Мер, гарантирующих защиту прав тех,
кто приговорен к смертной казни, 1984 год; Минимальных стандартных правила
ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
(Пекинские правила), 1985 год; Свода принципов защиты всех лиц,
подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989
год; Минимальных стандартных правил ООН в отношении мер, не связанных с
тюремным заключением (Токийские правила), 1990 год; Правил ООН, касающихся
защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 год; Руководящих
принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-
Риядские руководящие принципы), 1990 год.
Доктор юридических наук, заслуженный деятель науки России А. Михлин
подчеркивает, что эти документы содержат нормы как обязательные, так и
рекомендательные. Например, запрещение пыток является обязательным, а
правило о содержании каждого осужденного в отдельной комнате (камере),
предусмотренное ст. 9 Минимальных стандартных правил обращения с
заключенными, должно быть отнесено к числу норм-рекомендаций, поскольку
далеко не все государства в силу своего экономического положения могут
позволить себе такое размещение осужденных к лишению свободы.[36]
Хотелось бы подчеркнуть, что принятие прогрессивного международного
опыта не означает восторженного копирования изобретений и традиций западных
правотворцев. Рекомендации (декларации) международных организаций по
вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в
уголовно - исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии
необходимых экономических и социальных возможностей (п.4 ст.3 УИК РФ 1996
г.).
Как ранее действующий ИТК РСФСР 1970 г., так и ныне действующий УИК РФ
предусматривают, что исполнение наказания не имеет целью причинение
физических страданий или унижение человеческого достоинства (ст.1).
В УИК РФ 1996 г более совершенно, чем в ИТК РСФСР 1970 г.
определяется основание отбывания уголовного наказания. Так, если в ИТК
РСФСР говорилось о том, что основанием отбывания уголовного наказания и
применения к осужденным мер исправительно - трудового воздействия является
только приговор суда, вступивший в законную силу (ст. 4), то в УИК РФ
указывается, что Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер
уголовно - правового характера являются приговор либо изменяющие его
определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт
помилования или акт об амнистии (ст. 7).
Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве закреплены
принципы этой отрасли права. ИТК 1970 г. лишь декларировал то, что
исправительно-трудовое законодательство определяет принципы исполнения и
отбывания наказания. Однако система принципов не была установлена и только
следовала из некоторых норм ИТК. Аналогичная норма сформулирована в ч. 2
ст. 2 УИК, но она одновременно получила развитие в ст. 8 этого кодекса, в
которой была определена система принципов уголовно-исполнительного
законодательства. В то же время в отличие от нового УК РФ (ст. ст. 3-7 УК)
содержание принципов не раскрыто. Представляется, что такое решение вполне
обоснованно, так как в процессе разработки УИК у членов рабочей комиссии
возникли расхождения в трактовке их содержания. Поэтому было принято
компромиссное решение и предоставлена возможность для доктринального
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17