толкования ст. 8 УИК.[37]
Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как
нередко представляют, застывшими, декларативными, лишенными нормативной
силы положениями. Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК, определяют построение
и содержание Особенной части кодекса, где регулируется исполнение
конкретных видов уголовных наказаний. Они влияют на содержание институтов и
норм УИК, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных
нормативно-правовых актов, регулирующих исполнение различных видов
наказания.
В УИК РФ законодатель счел необходимым указать на то, что Уголовно -
исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на
принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед
законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний,
рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и
стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с
исправительным воздействием (ст.8).
В УИК РФ дается (в отличии от ИТК РСФСР)определение исправления
осужденных: исправление осужденных - это формирование у них уважительного
отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям
человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (п.1 ст.
9).
Основными средствами исправления осужденных в соответствии с п.2. ст.9
УИК РФ являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания
(режим) (как и ранее), воспитательная работа (ране была политико-
воспитательная работа ст.7. ИТК РСФСР), общественно полезный труд,
получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное
воздействие (общественное воздействие отдельно не выделялось).
В соответствии с п. 3 ст. 9 УИК РФ средства исправления осужденных
применяются с учетом вида наказания (кажется довольно странным, что вид
наказания не являлся одним из критериев применения средств исправления по
ИТК 1970 г. - ст.7), характера и степени общественной опасности
совершенного преступления, личности осужденных и их поведения ( в ранее
действовавшем ИТК РСФСР отдельно выделялось и отношение осужденного к труду
- ст.7).
Уголовно-исполнительный кодекс уделил серьезное внимание регламентации
правового статуса осужденных, значительно расширив его и углубив. Этому
вопросу посвящена самостоятельная глава 2 кодекса (в ИТК 1970 г. было лишь
три статьи).
В указанной главе закрепляются общие принципы определения правового
положения осужденных, их субъективные права и юридические обязанности. Эта
глава, исходя из социально-правовой значимости отношений, входящих в ее
предмет, поставлена законодателем на второе место, сразу за главой,
устанавливающей общие положения. Это решение вполне оправданно, учитывая
архитектонику Конституции Российской Федерации, где глава о правовом
положении человека и гражданина также расположена после общих
конституционных положений и принципов.[38]
Говоря о правовом положении осужденных следует сказать, что достаточно
новым здесь стало то, что теперь государство призвано уважать и охранять
права, свободы и законные интересы осужденных (законодательное
подтверждение охраны прав осужденных содержится в главе 4 Федерального
закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (в редакции
Федерального закона от 19.11.99 г.), обеспечивать законность применения
средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при
исполнении наказаний (п.1 ст. 10 УИК РФ).
Как и ранее при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и
свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями,
установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным
законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть
освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев,
установленных федеральным законом (п.2 ст.10 УИК РФ).
Как и ранее осужденным гарантируется свобода совести и вероисповеданий.
Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 8.1.
ИТК РСФСР). Но здесь следует сказать, что гарантированное обеспечение
свободы совести и вероисповеданий, а также право осужденных на личную
безопасность были введены после внесения в ИТК РСФСР изменений Законом РФ
от 12.06.92г. N 2988-1.
Ныне действующий УИК РФ более подробно определил права и обязанности
осужденных. Так в соответствии со ст. 11 УИК РФ осужденные должны исполнять
установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан
Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы
поведения, требования санитарии и гигиены.
Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов,
определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в
соответствии с ними нормативных правовых актов. Они обязаны выполнять
законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих
наказания.
Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам,
посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.
Они обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов,
исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения
требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут
принудительному приводу.
Как гарантия исполнения осужденными своих законных обязанностей
установлено, что неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей,
а также невыполнение законных требований администрации учреждений и
органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом
ответственность.
Важной гарантией законности является установление в законе и перечня
прав осужденных. Статья 12 УИК РФ закрепила основные права осужденных.
Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и
обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида
наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания,
обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их
с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала
учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому
или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к
осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.
Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты
медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.
Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и
жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в
вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими
наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы
государственной власти и органы местного самоуправления, общественные
объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод
человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства
правовой защиты осужденных.
Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут
переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей
статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке
Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта
Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные - иностранные
граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку,
а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке
или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях
пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке
обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он
дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на
язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим
наказания.
Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной
медико - санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно -
поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского
заключения.
Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на
получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами
адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.
Осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы -
иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими
представительствами и консульскими учреждениями своих государств в
Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических
представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с
дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их
интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой
указанных осужденных.
Изложение прав осужденных в новом УИК РФ на мой взгляд более
совершенно, чем в ранее действовавшем ИТК РСФСР. При осуществлении прав
осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а
также ущемляться права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ИТК РСФСР (ст. 12 в ред. Федерального закона от
21.12.96 N 160-ФЗ) исправительными учреждениями, исполняющими наказания в
виде ограничения свободы и лишения свободы, являлись: исправительные
центры, исправительные колонии, колонии - поселения, тюрьмы и
воспитательные колонии.
Совершеннолетние лица, осужденные к ограничению свободы и лишению
свободы, отбывали наказание в исправительном центре, колонии - поселении,
исправительной колонии или тюрьме, а несовершеннолетние до восемнадцати лет
- в воспитательной колонии.
Теперь же в соответствии со ст.74 УИК РФ исправительными учреждениями
являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные
исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции
исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для
выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17