направленных на борьбу с организованной преступностью.
Система специальных мер по оказанию противодействия организованной
преступной деятельности должна быть выражена в двух направлениях.
Первое направление - это выявление и перекрытие каналов проникновения
организованной преступности в общество и его социальную практику. Это
главная задача государственной власти в деле борьбы с организованной
преступностью, о ней часто говорят российские специалисты - криминологи.
По данному направлению можно отнести следующие меры:
1. Общее управление, планирование и координация органов
правоохранительной деятельности по борьбе с организованной
преступностью.
2. Борьба с легализацией преступных капиталов.
3. Специальное законодательство, посвященное борьбе с организованной
преступностью и коррупцией, и соответствующие меры.
4. Общее уголовное законодательство об ответственности за организацию
и участие в противоправной деятельности организованной
преступности.
Втрое направление - это обеспечение законности и безопасности
предпринимательской деятельности. Оно включает в себя следующие меры:
1. Контроль за законностью деятельности юридических и физических лиц
в предпринимательской сфере со стороны государственных органов.
2. Специальное организационно-правовое и техническое обеспечение
предпринимательской деятельности с помощью правоохранительных
органов, частных детективных агентств и охранных предприятий[?].
Федеральным властям также следует разработать, принять и реализовать
концепцию борьбы с организованной преступностью, которая должна быть
оформлена специальной государственной программой.
Для того, чтобы предусмотренная система специальных мер по
противодействию организованной преступности была эффективной, необходимо
наличие следующих условий:
1. Консолидация усилий общества и государства. Только путем
объединения общественных и государственных институтов возможно эффективное
воздействие на причины, порождающие организованную преступность. Причины же
находятся в экономической, духовной, политической и социальных сферах.
2. Консолидация самих правоохранительных органов. В этом
консолидированном объединении каждый правоохранительный орган должен четко
знать и выполнять свои функции. В некоторых случаях допускается
дублирование функций, так как абсолютный монополизм может причинить вред в
деле борьбы с организованной преступностью.
3. Сотрудники правоохранительных органов, особенно спецподразделений,
должны иметь высокий уровень профессионализма и быть морально устойчивыми.
Обязательно должна быть создана система их защищенности и предоставлены
определенные социальные льготы.
По этому поводу российские специалисты-криминологи не раз высказывали
свое мнение, в частности, старший преподаватель кафедры уголовного права
Якутского филиала юридического института МВД РФ Т. А. Ткачук, предлагает
поручать расследование преступлений совершенных организованными преступными
группами и сообществами, специалистам высокого профессионального уровня,
обладающих творческим мышлением и способным провести качественно и
полноценно следственные и оперативные мероприятия[?].
4. Научно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной
преступностью. Необходима консолидации сил ученых, различных
правоохранительных ведомств и специализированных институтов для подготовки
специальной литературы, посвященной этой проблеме.
5. Информационно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной
преступностью. Необходима консолидация всех средств массовой информации для
формирования общественного мнения в духе неприятия организованной
преступности и содействия правоохранительным органам в деле борьбы с
организованными преступными проявлениями.
Известно, что российская организованная преступность давно уже
осуществляет свою противоправную деятельность за рубежом. В целях борьбы с
транснациональной организованной преступностью необходимо российским и
зарубежным властям объединить совместные усилия для международного
сотрудничества в этой области. В связи с этим предлагается осуществить ряд
мер:
1. Провести международную конференцию по проблеме транснациональной
организованной преступности, на которой стоит обсудить меры,
входящие в международную систему противодействия.
2. Разработать и принять конвенцию о мерах борьбы с транснациональной
организованной преступностью.
3. Учредить международный фонд борьбы с транснациональной
организованной преступностью.
4. Создать международный трибунал по транснациональной организованной
преступности.
5.Создать международную специализированную организацию по борьбе с
транснациональной организованной преступностью.
6. Учредить международный информационный центр о транснациональной
организованной преступности.
В настоящее время указанные выше меры, разработанные и предложенные
российскими криминологами, не приняты из-за ряда обстоятельств,
сдерживающих их принятие и реализацию[?]. Тем не менее, борьбу с
транснациональной организованной преступностью нельзя приостанавливать ни
на миг.
Нам представляется, что можно использовать и такие формы
международного взаимодействия, как:
1. Обсуждение и выработка необходимых общих методик борьбы с
транснациональной организованной преступностью.
2. Обмен научной и практической информацией.
3. Непосредственное сотрудничество между спецслужбами России и
зарубежных стран.
По этой линии можно предусмотреть даже создание в случае
необходимости совместных оперативно - следственных бригад для раскрытия
преступлений, совершаемых транснациональными организованными преступными
группами и сообществами.
4. Обмен опытом по борьбе с организованной преступностью между
специалистами России и зарубежными стран.
5. Не исключаются и другие формы международного сотрудничества по
противодействию транснациональной организованной преступности.
Мы считаем, что сегодня нельзя обойти вниманием правовые основы
борьбы с организованной преступностью, так как противодействие этому
социально - криминологическому явлению должно осуществляться в строго
регламентированных правовых рамках.
Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью
заключается прежде всего, в разработке и принятии соответствующих законов,
направленных на решение данной проблемы и носящих комплексный межотраслевой
характер. Еще в 1990 году российские криминологи, научные сотрудники и
преподаватели из разных регионов страны, сотрудники подразделений по борьбе
с организованной преступностью, обсудив проблемы с организованной
преступностью, посчитали необходимым неотложное принятие комплекса мер по
созданию системы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Итогом
такого обсуждения была разработка и принятие ими письменного обращения к
Президенту СССР, Верховному Совету СССР и Верховным Советам союзных
республик.
В данном обращении предлагался комплекс мер по созданию системы
борьбы, меры были распределены по сферам противодействия. Одной из таких
сфер борьбы была сфера совершенствования правовой основы борьбы с
организованной преступностью и коррупцией. После этого прошло достаточно
много времени, а в правовом аспекте мало что сдвинулось с мертвой точки.
До сих пор непонятно по какой причине находятся в законопроектах
такие очень важные в деле борьбы с организованной преступностью и
коррупцией законы: “О борьбе с организованной преступностью”, “О борьбе с
коррупцией”, “Об ответственности за легализацию преступных доходов”.
Что касается законопроекта “О борьбе с организованной преступностью”,
причем ключевого законопроекта, который был подготовлен межведомственной
комиссией, созданной на основании решения координационного совещания
руководителей правоохранительных органов в ноябре 1993 года и принятый
государственной думой в 1994 году, то этот законопроект носит оригинальную
концепцию и комплексный характер. Вся квинтэссенция концепции данного
законопроекта заключается в следующем. В зависимости от уровня
организованности преступных формирований определяются соответствующие
органы, противодействующие им. С обычными организованными преступными
группами (так называемого первого уровня) борьбу должны вести все
оперативные подразделения ОВД, ФСБ, прокуратура, таможня, налоговая
полиция.
Уголовные дела о преступлениях названных групп рассматривают суды в
общем порядке. Преступными организациями и преступными сообществами должны
заниматься уже только специализированные подразделения данных органов. С
особо опасными преступными организациями и сообществами, имеющими
международные связи, использующими полномочия федеральных органов власти,
либо совершившими или совершающими особо опасные государственные и ряд иных
тяжких преступлений, уже будет вести борьбу Комитет по борьбе с особо
опасной организованной преступностью, который предполагается учредить
названным проектом.
Такие уголовные дела должны рассматриваться судебными коллегиями,
состоящими из профессиональных судей. Авторы данного законопроекта
определяют три основных состава организованных преступлений:
создание преступной организации и руководство ею,
участие в преступной организации,
организация преступного сообщества, руководство и участие в нем.
Статья 5 проекта предусматривает уголовную ответственность за
создание преступной организации и руководство ею, или входящей в нее
организованной группой, или иным ее структурным подразделением, или
преступной деятельностью данной организации либо ее структурным
подразделением. В качестве квалифицирующих признаков называются:
использование полномочий и возможностей государственных органов,
учреждений, предприятий, организаций или органов местного самоуправления,
муниципальных учреждений и предприятий, должностных лиц, либо с хранением,
применением, изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13