Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью в Российской Федерации

направленных на борьбу с организованной преступностью.

Система специальных мер по оказанию противодействия организованной

преступной деятельности должна быть выражена в двух направлениях.

Первое направление - это выявление и перекрытие каналов проникновения

организованной преступности в общество и его социальную практику. Это

главная задача государственной власти в деле борьбы с организованной

преступностью, о ней часто говорят российские специалисты - криминологи.

По данному направлению можно отнести следующие меры:

1. Общее управление, планирование и координация органов

правоохранительной деятельности по борьбе с организованной

преступностью.

2. Борьба с легализацией преступных капиталов.

3. Специальное законодательство, посвященное борьбе с организованной

преступностью и коррупцией, и соответствующие меры.

4. Общее уголовное законодательство об ответственности за организацию

и участие в противоправной деятельности организованной

преступности.

Втрое направление - это обеспечение законности и безопасности

предпринимательской деятельности. Оно включает в себя следующие меры:

1. Контроль за законностью деятельности юридических и физических лиц

в предпринимательской сфере со стороны государственных органов.

2. Специальное организационно-правовое и техническое обеспечение

предпринимательской деятельности с помощью правоохранительных

органов, частных детективных агентств и охранных предприятий[?].

Федеральным властям также следует разработать, принять и реализовать

концепцию борьбы с организованной преступностью, которая должна быть

оформлена специальной государственной программой.

Для того, чтобы предусмотренная система специальных мер по

противодействию организованной преступности была эффективной, необходимо

наличие следующих условий:

1. Консолидация усилий общества и государства. Только путем

объединения общественных и государственных институтов возможно эффективное

воздействие на причины, порождающие организованную преступность. Причины же

находятся в экономической, духовной, политической и социальных сферах.

2. Консолидация самих правоохранительных органов. В этом

консолидированном объединении каждый правоохранительный орган должен четко

знать и выполнять свои функции. В некоторых случаях допускается

дублирование функций, так как абсолютный монополизм может причинить вред в

деле борьбы с организованной преступностью.

3. Сотрудники правоохранительных органов, особенно спецподразделений,

должны иметь высокий уровень профессионализма и быть морально устойчивыми.

Обязательно должна быть создана система их защищенности и предоставлены

определенные социальные льготы.

По этому поводу российские специалисты-криминологи не раз высказывали

свое мнение, в частности, старший преподаватель кафедры уголовного права

Якутского филиала юридического института МВД РФ Т. А. Ткачук, предлагает

поручать расследование преступлений совершенных организованными преступными

группами и сообществами, специалистам высокого профессионального уровня,

обладающих творческим мышлением и способным провести качественно и

полноценно следственные и оперативные мероприятия[?].

4. Научно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной

преступностью. Необходима консолидации сил ученых, различных

правоохранительных ведомств и специализированных институтов для подготовки

специальной литературы, посвященной этой проблеме.

5. Информационно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной

преступностью. Необходима консолидация всех средств массовой информации для

формирования общественного мнения в духе неприятия организованной

преступности и содействия правоохранительным органам в деле борьбы с

организованными преступными проявлениями.

Известно, что российская организованная преступность давно уже

осуществляет свою противоправную деятельность за рубежом. В целях борьбы с

транснациональной организованной преступностью необходимо российским и

зарубежным властям объединить совместные усилия для международного

сотрудничества в этой области. В связи с этим предлагается осуществить ряд

мер:

1. Провести международную конференцию по проблеме транснациональной

организованной преступности, на которой стоит обсудить меры,

входящие в международную систему противодействия.

2. Разработать и принять конвенцию о мерах борьбы с транснациональной

организованной преступностью.

3. Учредить международный фонд борьбы с транснациональной

организованной преступностью.

4. Создать международный трибунал по транснациональной организованной

преступности.

5.Создать международную специализированную организацию по борьбе с

транснациональной организованной преступностью.

6. Учредить международный информационный центр о транснациональной

организованной преступности.

В настоящее время указанные выше меры, разработанные и предложенные

российскими криминологами, не приняты из-за ряда обстоятельств,

сдерживающих их принятие и реализацию[?]. Тем не менее, борьбу с

транснациональной организованной преступностью нельзя приостанавливать ни

на миг.

Нам представляется, что можно использовать и такие формы

международного взаимодействия, как:

1. Обсуждение и выработка необходимых общих методик борьбы с

транснациональной организованной преступностью.

2. Обмен научной и практической информацией.

3. Непосредственное сотрудничество между спецслужбами России и

зарубежных стран.

По этой линии можно предусмотреть даже создание в случае

необходимости совместных оперативно - следственных бригад для раскрытия

преступлений, совершаемых транснациональными организованными преступными

группами и сообществами.

4. Обмен опытом по борьбе с организованной преступностью между

специалистами России и зарубежными стран.

5. Не исключаются и другие формы международного сотрудничества по

противодействию транснациональной организованной преступности.

Мы считаем, что сегодня нельзя обойти вниманием правовые основы

борьбы с организованной преступностью, так как противодействие этому

социально - криминологическому явлению должно осуществляться в строго

регламентированных правовых рамках.

Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью

заключается прежде всего, в разработке и принятии соответствующих законов,

направленных на решение данной проблемы и носящих комплексный межотраслевой

характер. Еще в 1990 году российские криминологи, научные сотрудники и

преподаватели из разных регионов страны, сотрудники подразделений по борьбе

с организованной преступностью, обсудив проблемы с организованной

преступностью, посчитали необходимым неотложное принятие комплекса мер по

созданию системы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Итогом

такого обсуждения была разработка и принятие ими письменного обращения к

Президенту СССР, Верховному Совету СССР и Верховным Советам союзных

республик.

В данном обращении предлагался комплекс мер по созданию системы

борьбы, меры были распределены по сферам противодействия. Одной из таких

сфер борьбы была сфера совершенствования правовой основы борьбы с

организованной преступностью и коррупцией. После этого прошло достаточно

много времени, а в правовом аспекте мало что сдвинулось с мертвой точки.

До сих пор непонятно по какой причине находятся в законопроектах

такие очень важные в деле борьбы с организованной преступностью и

коррупцией законы: “О борьбе с организованной преступностью”, “О борьбе с

коррупцией”, “Об ответственности за легализацию преступных доходов”.

Что касается законопроекта “О борьбе с организованной преступностью”,

причем ключевого законопроекта, который был подготовлен межведомственной

комиссией, созданной на основании решения координационного совещания

руководителей правоохранительных органов в ноябре 1993 года и принятый

государственной думой в 1994 году, то этот законопроект носит оригинальную

концепцию и комплексный характер. Вся квинтэссенция концепции данного

законопроекта заключается в следующем. В зависимости от уровня

организованности преступных формирований определяются соответствующие

органы, противодействующие им. С обычными организованными преступными

группами (так называемого первого уровня) борьбу должны вести все

оперативные подразделения ОВД, ФСБ, прокуратура, таможня, налоговая

полиция.

Уголовные дела о преступлениях названных групп рассматривают суды в

общем порядке. Преступными организациями и преступными сообществами должны

заниматься уже только специализированные подразделения данных органов. С

особо опасными преступными организациями и сообществами, имеющими

международные связи, использующими полномочия федеральных органов власти,

либо совершившими или совершающими особо опасные государственные и ряд иных

тяжких преступлений, уже будет вести борьбу Комитет по борьбе с особо

опасной организованной преступностью, который предполагается учредить

названным проектом.

Такие уголовные дела должны рассматриваться судебными коллегиями,

состоящими из профессиональных судей. Авторы данного законопроекта

определяют три основных состава организованных преступлений:

создание преступной организации и руководство ею,

участие в преступной организации,

организация преступного сообщества, руководство и участие в нем.

Статья 5 проекта предусматривает уголовную ответственность за

создание преступной организации и руководство ею, или входящей в нее

организованной группой, или иным ее структурным подразделением, или

преступной деятельностью данной организации либо ее структурным

подразделением. В качестве квалифицирующих признаков называются:

использование полномочий и возможностей государственных органов,

учреждений, предприятий, организаций или органов местного самоуправления,

муниципальных учреждений и предприятий, должностных лиц, либо с хранением,

применением, изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты