сильных и многочисленных преступных сообществ.
Продолжится борьба за главенствующее место в преступном мире.
Будет и дальше возрастать уголовное влияние на легальную экономику.
Организованные преступные сообщества не ограничатся созданием своих
филиалов за рубежом, а будут вынуждены завоевывать территории и рынки сбыта
у осевших там преступных международных синдикатов. Они попытаются их
вытеснить, что приведет к уголовным столкновениям в Европе, странах Азии и
даже в США. Возможности для этого у российских преступных сообществ
имеются. Это, прежде всего, интеллект, нетрадиционное мышление, особая
уголовная психология, неограниченные людские резервы, а также запас сырья
для черных услуг и рынка.
5. В условиях затянувшегося политического и экономического кризиса в
стране организованная преступность объективно получает реальные возможности
контролировать некоторые сферы жизнедеятельности, которые не в состоянии
контролировать правительство. Например , правоохранительная сфера, ведь не
случайно уже сегодня в условиях хронических неплатежей организованная
преступность взяла на себя функции суда и арбитража, так как государство не
в состоянии выполнять эти функции.
6. В условиях продолжающейся нестабильности и острой борьбы за власть
к услугам организованной преступности могут прибегнуть политические партии,
что неизбежно приведет к кровавым последствиям. Организованная преступность
будет использована экстремистскими и националистическими организациями в
террористических акциях.
7. Существует вероятность того, что организованная преступность
войдет в соприкосновение с российскими профсоюзами. С одной стороны, она
будет их провоцировать, с другой, получив от собственника предприятия
деньги, подавлять.
8. Организованная преступная деятельность насильственной
направленности сохранит свое подчиненное место по отношению к корыстным
преступлениям.
В общем виде прогнозируемое на 2005 год увеличение числа
зарегистрированных преступлений в 2,5-2,7 раза по сравнению с аналогичным
показателем за 1995 год выглядит следующим образом[?].
Насколько реализуется данный прогноз будет зависеть от степени
эффективности принимаемых мер Президентом РФ, Правительством РФ и
Федеральным собранием РФ.
Глава III. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С
ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ.
|( 1. Организационные, правовые и экономические основы борьбы с |
|организованной преступностью. |
Основным звеном государственной системы органов, противостоящих
организованной преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано
специализированное подразделение - Главное управление по борьбе с
организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая
исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает
устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности
страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены
полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной
службы безопасности РФ.
В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - “Борьба с преступностью”. А
ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий,
которые обязаны выполнять эти органы.
Деятельность специализированных подразделений по борьбе с
организованной преступностью позволяет собирать и в дальнейшем использовать
информацию против организованной преступной деятельности уголовных лидеров,
а также против связанных с ними зарубежных преступников. Данная информация
может оказывать большую помощь в выявлении и изучении структурных
образований организованной преступности и лицах, действующих в этих
структурах, общей численностью и составе, дислокации организованных
преступных групп и сообществ, лидеров, возглавляющих структурные элементы
организованной преступности и сложившиеся между ними отношения.
Российскими специалистами по борьбе с организованной преступностью
разработано четыре основных вида разведывательных данных об организованной
преступности:
Информация, указывающая на основные направления и тенденции, происходящие
в преступной среде либо в конкретных организованных преступных
группировках.
Информация оперативного характера, требующая незамедлительной реализации
со стороны оперативных спецподразделений и заинтересованных служб ОВД.
Информация доказательственного характера, которая достоверно может быть
использована на стадии следствия, либо судебного разбирательства.
Информация высшего порядка, собираемая в течение относительного
длительного времени для последующего суммирования, которая отражает общую
картину жизнедеятельности организованных преступных групп[?].
Далее, необходимо разработать специальную систему исчерпывающих
оперативных сведений об организованной преступности. Их надлежит собирать с
целью абсолютного владения полным объемом информации о противоправной
деятельности организованной преступности. Сбор таких сведений поможет
правоохранительным органам разработать специальную систему противодействия
по нейтрализации и блокированию организованной преступности путем
предупреждения и пресечения правонарушений, которые могут быть совершены
организованными преступными группами и сообществами. А также установить и
изобличить всех участников организованной преступной деятельности. Одним
словом, сбор, проверка и реализация оперативных сведений окажет
существенную помощь в создании правового щита от противоправных социально-
опасных посягательств на права и законные интересы общества, государства и
конкретного гражданина со стороны организованной преступности, а также
вытеснению ее из сферы социальной практики.
Итак, на основании изученных нами различных предложений, сделанных
специалистами-криминолагами, работниками спецподразделений по борьбе с
организованной преступностью, позволило нам с учетом собственных
представлений и предложений сформировать единую систему сбора оперативных
сведений об организованной преступности, состоящую из трех разделов:
1. Данные, связанные с общеуголовной деятельностью организованной
преступности.
1.1. Сведения о нахождении (проживании, пребывании) в стране или
регионе лидеров уголовной Среды, степень и характер их влияния на
преступную активность антисоциального элемента.
1.2. Сведения о наличии общих материальных средств в преступной
среде, конкретных преступных группах и сообществах, их использование для
организации преступной деятельности.
1.3. Источники пополнения этих средств как по стране в целом, так и
по региону.
1.4. Сведения о наличии расправ с соучастниками, заподозренными в
нарушении преступных обычаев и традиций.
1.5. Сведения о наличии контрразведовательной деятельности членов
преступных сообществ.
1.6. Сведения о наличии сходок членов организованных преступных групп
и сообществ и решаемых на них вопросах.
1.7. Сведения о наличии коррумпированной связи ответственных
должностных лиц с организованными преступными группами и сообществами.
1.8. Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных
сообществ с лицами, отбывающими уголовное наказание.
1.9. Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных
групп с деятелями искусства, спортсменами, врачами, юристами и другими
представителями интеллигенции.
1.10. Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений,
совершенных членами организованных преступных групп и сообществ по заказу
их лидеров.
1.11. Сведения о разрешении бытовых конфликтов лидерами и иными
уголовными авторитетами преступной среды, возникшие между гражданами.
2. Данные, связанные с противоправной экономической деятельностью
организованной преступности:
2.1. Сведения о наличии устойчивых связей предпринимателей, а также
дельцов теневой экономики с традиционно-уголовной средой, характер их
взаимоотношений.
2.2. Сведения о получении от лидеров уголовной среды денежных средств
на заведение или расширение дела теневыми дельцами или предпринимателями.
2.3. Сведения об отчислении теневыми дельцами и предпринимателями
части прибыли уголовной среде.
2.4. Сведения о посредничестве представителей уголовной среды во
взаимоотношениях между теневыми дельцами и предпринимателями.
2.5. Сведения об организации личной охраны теневых дельцов и
предпринимателей и их предприятий.
2.6. Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений,
совершаемых организованными группами и сообществами по заказу теневых
дельцов и предпринимателей.
2.7. Сведения о попытках теневых дельцов вложить незаконно полученные
средства в легальную экономику.
2.8. Сведения о коррумпированной связи ответственных должностных лиц
с дельцами теневой экономики.
2.9. Сведения о связи дельцов теневой экономики с деятелями
искусства, литературы, спортсменами, врачами, юристами и иными
представителями интеллигенции.
2.10. Сведения о разрешении экономических конфликтов лидерами и иными
уголовными авторитетами преступной Среды, возникшие между
предпринимателями.
3. Данные, связанные с обшеуголовной деятельностью организованной
преступности в местах лишения свободы:
3.1. Сведения о распространении уголовными авторитетами преступной
идеологии в среде осужденных.
3.2. Сведения об уголовных связях лидеров преступной среды,
находящихся в местах лишения свободы, с находящимися на свободе.
3.3. Сведения о взаимодействии лидеров преступной среды, находящихся
в местах лишения свободы, свидетельствующие о скоординированности их
противоправной деятельности.
3.4. Сведения об объединении осужденными материальных средств и
отчислении части этих средств на свободу.
3.6. Сведения о подкупе должностных лиц мест лишения свободы.
3.7. Сведения о наличии сходок уголовных авторитетов в местах лишения
свободы и круг обсуждаемых ими вопросов.
3.8. Сведения о попытках организации противоправного противодействия
администрации мест лишения свободы.
Нам представляется, что противодействие организованной преступности
должно предусматривать и комплекс специальных мер, разработанных и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13