Взаимодействие следователя и органа дознания

дознания и следователя отводится контролю. Контроль позволяет своевременно

выявлять возможные недостатки и упущения в процессе взаимодействия,

конкретизировать ранее принятое решение, оценивать промежуточный и конечный

результат деятельности.[5]

Касаясь вопроса о нормативной основе необходимо отметить, что основным

нормативным актом, регулирующим процесс взаимодействия дознания и

предварительного следствия ОВД является Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. №

334 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений

и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений" (с

изменениями от 13 февраля 1997 г.)

Данный иормативно-правовой акт хотя и не дает определения взаимодействия,

но определяет его основополагающие принципы такие как:

- соблюдение законности, конституционных прав и свобод граждан;

- комплексное использование сил и средств органов внутренних дел;

- персональная ответственность следователя, руководителей оперативных

подразделений и начальников милиции общественной безопасности за проведение

и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

- самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением

случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;

- самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе

средств и методов оперативно-розыскной деятельности в рамках действующего

законодательства;

- согласованность планирования следственных действий и оперативно-

розыскных мероприятий;

- непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности,

расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по

уголовному делу.

Рассмотрим указанные принципы более подробно:

1. Принцип соблюдения законности, конституционных прав граждан

неразрывно связан с соответствием закону конкретных действий и актов,

неуклонным исполнением законов всеми участниками общественных отношений.

Сказанное в полной мере относится и к рассматриваемому взаимодействию.

Более того можно смело утверждать, что лишь при осуществлении принципа

законности в полной мере могут быть реализованы требования всех других

принципов этого взаимодействия применительно к нему принцип законности

находит свое конкретное проявление:

- в строгом соблюдении следователем и работниками органа дознания

уголовно-процессуального законодательства, ведомственных нормативных актов

МВД РФ.

- в предупреждении, пресечении и устранении иных нарушений законности

со стороны любого лица, о которых становится известно следователю и органам

дознания в процессе их взаимодействия.[6]

2. Комплексное использование сил и средств, которыми располагают

следователь и оперативные работники, предполагает, во-первых, что

взаимодействие будет осуществляться во всех формах с учетом конкретных

ситуаций; во-вторых, следственные действия и оперативно-розыскные

мероприятия должны составлять единый процесс установления истины по делу.

При комплексном подходе к использованию сил и средств в процессе

взаимодействия усилия следователя и оперативных работников по раскрытию

преступления являются звеньями одной цепи, порождающими и дополняющими друг

друга. На основе информации, полученной в результате оперативно-розыскной

деятельности, следователь возбуждает уголовное дело. Результаты проведенных

им следственных действий часто требуют осуществления оперативно-розыскных

мер, которые позволяют в свою очередь наметить и провести целеустремленные

следственные действия по установлению и закреплению в деле доказательств. И

так до конца расследования.[7]

3. Самостоятельность следователя в принятии решений.

Действие этого принципа вытекает из процессуального статуса следователя

и характера его процессуальных отношений с органом дознания. При

производстве предварительного следствия все решения о его направлении и

производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно за

исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции

прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное

проведение. Кроме того, он оценивает собранные доказательства по своему

внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном

рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь

законом.

4. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов

оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего

законодательства) состоит в том, что оперативный работник самостоятельно

осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию

лиц, совершивших преступления; сам определяет те поисковые мероприятия, для

проведения которых должны быть использованы силы и средства других служб и

своевременно привлекает к сотрудничеству эти службы; несет ответственность

за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий.

5. Плановость взаимодействия - важнейший принцип. Необходимо

осуществлять согласованное планирование следственных и оперативно-розыскных

мероприятий, строить всю работу на плановой основе. План помогает

взаимодействующим субъектам при выполнении своих функций учитывать

различные ситуации, эффективно использовать свои возможности. В плане нужно

предусмотреть участие всех заинтересованных служб. План расследования

определяет сферы и порядок их взаимодействия. Он может быть как единым для

всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляют тогда,

когда требуется расшифровать конкретное содержание оперативно-розыскных

мер, отражение которых в общем, плане не целесообразно. Отдельный план

составляют и для производства наиболее сложных следственных действий.

6. Непрерывность взаимодействия при расследовании преступлений

означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению

уголовного дела либо оснований к розыску скрывшегося преступника. В

дальнейшем продолжительность и интенсивность взаимодействия

предопределяются обстоятельствами и интересами дела; взаимодействие длится

столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация.[8]

Прежде всего обращает на себя внимание конкретность указанных принципов в

отличии от приведенных ранее, что и не удивительно, поскольку

непосредственно закон, как регулятор практической деятельности ОВД должен

быть более конкретен нежели общетеоретические научные выкладки. Кроме того

из списка, установленного законом исчезают некоторые принципы: принцип

научности (хотя это и не верно, но зато наиболее реально: о какой научности

может идти речь в современных условиях в которых находятся Райлинорганы

внутренних дел!), принцип равноправия субъектов (действительно, УПК

устанавливает некоторое подчинение органов дознания органам

предварительного следствия. Так, например органы следствия вправе давать

поручения органам дознания для проведения теми отдельных следственных и

оперативно-розыскных действий, которые орган предварительного

следствия сам произвести не в состоянии. В практической деятельности

постоянно происходит превышение следователями своих полномочий, в виде

вынесения поручений, выполнение которых возможно и должно производится

органами предварительного следствия во взаимодействии с иными службами.

Кроме принципов закон определяет основные задачи взаимодействия:

- обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-

розыскных мероприятий при совершении преступлений;

- всестороннее и объективное расследование преступлений,

своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их

совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;

- осуществление мероприятий, направленных на возмещение

материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости

от форм собственности преступными действиями виновных лиц.

Необходимо отметить, что если две первые задачи решаются в настоящее

время органами внутренних дел на достаточно высоком уровне, то третья

задача, а конкретнее возмещение материального ущерба в современных условиях

является почти недостижимой.

В завершение общей характеристики взаимодействия дознания и

предварительного расследования хотелось бы привести нормативно-правовую

основу данного взаимодействия:

- Конституция Российской Федерации;

- уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской

Федерации;

- ФЗ ,, Об оперативно-розыскной деятельности,,;

- международные договоры Российской Федерации по вопросам

взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;

- Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб

органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений;

- Временная инструкция об особенностях взаимодействия органов

предварительного следствия и оперативных подразделений криминальной

милиции

2. Формы взаимодействия.

Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух

основных формах: процессуальной и организационной.[9]

Процессуальные формы взаимодействия между следователем и органом

дознания законодательно закреплены в УПК РФ. Они предусмотрены также и в

других законах, в связи с чем отношения между субъектами взаимодействия

носят правовой характер.

Процессуальными формами являются:

- возбуждение органом дознания дел о преступлениях, подследственных

следователям, и проведение по этим делам неотложных следственных действий

(ст. 157 УПК, ст. 11 Закона об ОРД);

- производство органом, осуществляющим ОРД, розыскных и

следственных действий по поручениям следователя, которые обязательны для

исполнения ( п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК, ст. 14 Закона об ОРД);

- оказание органом, осуществляющим ОРД, по требованию следователя

содействия при производстве отдельных следственных действий (п. 4 ч. 2 ст.

38 УПК, ст.11 Закона об ОРД);

- привод подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего

(ст.113 УПК);

- осуществление органом, осуществляющим ОРД, по постановлению

следователя розыска обвиняемого, скрывшегося от следствия как до, так и

после приостановления дела по этому основанию (ст.210 УПК, ст. ст. 2, 11

Закона об ОРД);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты