уголовному делу руководители соответствующих подразделений
правоохранительных органов и органов прокуратуры выносят дублирующие друг
друга документы. Так, к уголовному делу приобщается постановление прокурора
о создании следственно оперативной группы с включением в группу помимо
следователей прокуратуры сотрудников милиции. При этом в ряде случаев
проведение следственных действий поручается не только следователю, но и
оперативным сотрудникам, включенным в СОГ. В деле оперативного учета
имеются приказ начальника службы криминальной милиции о создании СОГ и
утвержденный им же план проведения не только оперативно-розыскных
мероприятий, но и следственных действий. При этом подчас следователь, не
имея доступа к делу оперативного учета, не знает о конкретных оперативных
сотрудниках, на которых возложена обязанность оперативного сопровождения
расследования преступления, и проводимых ими оперативно розыскных
мероприятиях. Данное обстоятельство негативно влияет на результаты
следствия.
В связи с этим представляется более целесообразным издание по конкретному
уголовному делу прокурором, осуществляющим надзор за следствием, и
начальником органа, осуществляющего ОРД, совместного приказа о создании
следственно-оперативной группы с указанием конкретных сотрудников,
включенных в СОГ. В дальнейшем прокурором может быть вынесено постановление
о создании СОГ, которое приобщается к уголовному делу. Более эффективной
формой планирования представляется подготовка совместного плана
следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по конкретному
уголовному делу, утверждаемого прокурором и начальником органа,
осуществляющего ОРД.
Следует отметить, что законодательное закрепление функционирования
следственно-оперативных групп имеет своих противников. Так, Ларин А.М.
указывает, что о следственно-оперативных группах, имея в виду следователей
и сотрудников органа дознания, более или менее продолжительное время
работающих по одному делу, можно говорить как об организационной, но не
процессуальной стороне совместной деятельности ибо и в этих условиях
следователь не вступает в процессуальные отношения с отдельными
сотрудниками органа дознания, не осуществляет непосредственное руководство
их действиями. Иное дезорганизовало бы работу органа дознания, привело бы к
снижению ответственности начальника органа дознания за исполнение поручений
следователя. Между тем начальник органа дознания не только полностью
отвечает за деятельность подчиненных оперативных сотрудников, но и
располагает такими оперативными возможностями, каких нет ни у одного из его
подчиненных, ни у следователя. Только в случаях, когда требуется содействие
при производстве отдельного следственного действия, выделенные начальником
органа дознания сотрудники поступают в непосредственное процессуальное
подчинение следователя.
Несмотря на отсутствие законодательной регламентации и существующие в
теории уголовного процесса различные точки зрения по данному поводу, на
практике деятельность следственно-оперативных групп при расследовании
умышленных убийств и других особо тяжких преступлений является одной из
наиболее эффективных форм взаимодействия следователя прокуратуры и
сотрудников оперативно-розыскных подразделений.
В зависимости от выполняемых задач создаются следующие виды СОГ:
1. Постоянно действующие или специально создаваемые для организации
дежурства, направляемые для осмотра места происшествия и раскрытия
преступления по горячим следам в течение суток.
2. Создаваемые на определенный, более длительный, период времени для
выполнения конкретной задачи (например, для реализации данных, полученных
оперативно-розыскным путем, по конкретному проверочному материалу,
уголовному делу), в период возбуждения уголовных дел и проведения по ним
неотложных следственных действий на первоначальном этапе расследования.
3. Создаваемые для раскрытия и расследования преступлений в течение всего
производства по конкретному уголовному делу — от момента его возбуждения до
окончания расследования.
4. Постоянно действующие, специализирующиеся на раскрытии и
расследовании отдельных видов преступлений.
5. Межрегиональные.[13]
Что же подразумевается под понятием следственно-оперативная группа?
Следственно-оперативная группа — это организационно-тактическая форма
совместной деятельности по раскрытию преступления, ее создание и
функционирование предусматриваются ведомственными нормативными актами.
Основные положения таких актов, регламентирующие процессуальные
взаимоотношения следователей и работников органов дознания, основаны на
уголовно-процессуальном законе (ст. 38 УПК), который предусматривает право
следователя давать органам дознания поручения и указания о производстве
следственных и розыскных действий, оказании содействия при производстве
следственных действий и т.п.. Основные организационные моменты сводятся к
следующему:
— создание СОГ допускается при необходимости раскрытия, как правило,
тяжких и особо тяжких преступлений;
— создание СОГ возможно для решения более узких задач (например,
широкомасштабного осмотра места происшествия, проведения серии параллельных
обысков);
— согласно п. 4.3.1 приказа МВД России № 334 (1996 г.) СОГ создается
совместным решением руководителей следственного подразделения и органа
дознания и оформляется приказом начальника соответствующего органа
внутренних дел; если СОГ создается постановлением прокурора, то такое
решение согласуется с начальником ОВД;
— руководителем СОГ назначается следователь, который принимает дело к
своему производству.
Деятельность следственно-оперативных групп должна происходить в
уголовно-процессуальных рамках и подчиняться определенным общим условиям,
характеризующим групповое расследование. Среди них можно обозначить
следующие:
1. Законность, обоснованность и своевременность создания группы. Понятия
«сложность» или «большой объем уголовного дела» как основания ведения
предварительного следствия группой следователей (ст.163 УПК)
характеризуются следующими признаками;
— возникновение значительного числа версий о лицах, совершивших
преступление (совершение преступления группой), и его обстоятельствах,
проверку которых необходимо провести одновременно;
— поступление данных о сходных между собой преступлениях, имевших место
на территории различных населенных пунктов, в связи с чем возникает срочная
необходимость проверки версии о совершении их одними и теми же лицами;
— наличие в материалах дела большого количества однородных «серийных»,
связанных между собой преступных эпизодов, совершенных одним способом,
раздельное расследование которых невозможно (мпогоэпизодность дела);
— необходимость одновременного проведения в короткий срок обширного ряда
трудоемких организационных, следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятий, которые предстоит выполнить в различных местах;
— необходимость одновременного расследования преступлений, совершенных
на ряде крупных объектов, при отсутствии возможности выделить
самостоятельные уголовные дела;
— установление в ходе расследования уголовного дела наличия
организованной и тщательно законспирированной устойчивой преступной группы;
— привлечение по делу большого числа обвиняемых, совместно совершивших
одно или несколько преступлений;
— обширность территории, на которой приходится вести расследование, если
невозможно ограничиться поручениями о производстве следственных и иных
действий;
— совершение преступлений (в целом или отдельных эпизодов) в условиях
неочевидности, представляющих трудности для их раскрытия и установления
виновных лиц;
— необходимость проведения однородных следственных действий с
многочисленными свидетелями и потерпевшими;
— невозможность или затруднительность раскрытия преступления без
постоянного оперативно-розыскного обеспечения деятельности следователя
(следователей).
Необходимость в создании группы может возникнуть как в момент возбуждения
дела, так и на более поздних этапах расследования. Чем раньше создана
группа, тем эффективнее используются ее силы: члены группы затрачивают
минимальное время на ознакомление с собранными исходными данными, легче
справляются с объемом работы и проводят расследование полно и качественно,
при этом не нарушая установленные законом сроки следствия и содержания
обвиняемых под стражей.
Групповой метод должен применяться по мере необходимости: не только для
расследования всего дела вплоть до его завершения, но и для одновременной
проверки в начальный период значительного числа версий о лицах, совершивших
преступление, и его обстоятельствах или на заключительном этапе при
необходимости предъявления обвинения большому числу обвиняемых, проведения
их допросов, ознакомления всех участников процесса с материалами дела.
Требование законности относится к обязательности ознакомления участников
процесса, со всем составом следственной группы, сотрудники каких бы
ведомств, подразделений в нее ни входили. При создании следственно-
оперативной группы участникам процесса необходимо объявлять только тот
состав группы, который будет непосредственно участвовать в производстве
следственных действий.
2. Определение состава группы, пределов ее полномочий. Надлежащий
порядок создания группы и процессуальное оформление изменений в ее составе.
Количество участников группы зависит от объема работы, квалификации
сотрудников, размера и протяженности территории, па которой придется
производить расследование, необходимости и длительности активного
оперативного обеспечения и т.п. Как бы ни был велик объем работы, создавать
чрезмерно большие следственно-оперативные группы не рекомендуется по
причине сложности управления такими формированиями.
При комплектовании группы необходимо учитывать радиус се деятельности,
кадровые возможности ОВД и подразделений других ведомств, практический опыт
работы сотрудников в группах, их знания, специализацию, способность идти на
деловой и психологический контакт, предварительное участие в формировании
материалов или расследовании этого дела и др.
Во внимание необходимо принимать и возможность участника группы получить
освобождение от работы в своем подразделении. Нужно стремиться к тому,