Административное принуждение, как разновидность правового принуждения. Специальность: Государственное и муниципальное управление.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУВПО
«Тюменский государственный университет»
Филиал в г.Пыть-Ях
Специальность: Государственное и муниципальное управление
Административное принуждение, как разновидность правового принуждения.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по административному праву
Выполнила:
студентка 2 курса ОЗО
Слюшкина А.В.
Научный руководитель:
Костылев А.К.
Пыть-Ях
2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и сущность административного
принуждения………………………………………………………………….5
1. Понятие и основания административного принуждения………….5
2. Сущность убеждения и принуждения……………………………..10
Глава 2. Виды административного принуждения………………………15
1. Виды принуждения и ответственности
административному праву………………………………………………….15
2. Виды административного принуждения…………………………..16
Глава 3. Административно-восстановительные меры…………………40
3.1. Административно-восстановительные меры………………………..40
Заключение…………………………………………………………………..…43
Список используемой литературы…………………………………………..45
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы определены
следующими аспектами:
- понятие и сущность административного принуждения;
* виды административного принуждения и его основания;
* административно-восстановительные меры.
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении основных видов и мер
административного принуждения.
Выбранная тема актуальна, так как она отражает широкий спектр мер охраны
правопорядка, собственности, прав и интересов граждан и организаций.
Принуждение можно понимать как отрицание воли подвластного и внешнее
воздействие на его поведение. Поскольку команда не исполнена, нарушена
воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную,
организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразовать его
волю, добиться подчинения.
Сейчас и в обозримом будущем принуждение необходимо для охраны
правопорядка, собственности, прав и интересов граждан и организаций,
создания нормальных деятельности аппарата публичной власти. Это хотя и не
главный, но важный и необходимый метод властвования.
В обществе существуют различные виды принуждения. По объекту воздействия
различаются материальное, организационное и физическое воздействие.
Последнее может быть направлено на личность, ее имущество. Примерами
организационного воздействия являются увольнение, исключение, лишение
прав, ликвидация организаций. Деление это в значительной степени условно,
так как нередко эти способы влияния на граждан и организации сочетаются.
Принудительные меры могут применяться как к индивидуальным, так и к
коллективным субъектам права.
Очень важно отличать легальное (правовоё) и нелегальное, не основанное на
законе принуждение (насилие). Видами нелегального являются агрессия других
государств, завоевания, внешнее насилие. Внутри страны источниками насилия
могут быть преступность, охлократия (власть толпы, самосуд), бандократия
(власть полулегальных формирований, например, мафии и т.п.). Источником
насилия внутри страны нередко являются злоупотребления ее властных
структур, компетентность, халатность должностных лиц, то есть
административный произвол.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
1.1. Понятие и основания административного принуждения
Административное принуждение обладает целым рядом специфических признаков,
которые позволяют выделить его в качестве самостоятельного вида
государственного принуждения.
К ним можно отнести следующие.
Административное принуждение является особым видом государственного
принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений,
складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры
административного принуждения используются в процессе реализации
исполнитель ной власти соответствующими органами и должностными лицами,
что является результатом проявления их государственно-властньих
полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ
властно-принудительный характер.
Данный признак административного принуждения необходимо подчеркнуть особо,
поскольку некоторые специалисты отрицают, принудительный характер ряда мер
административного Воздействия (например, карантина, таможенного досмотра),
отождествляя их с правовыми запретами и обязанностями, самими обязывающими
нормами права, которые, разумеется, мерами принуждения не являются.
В то же время, говоря об этих мерах, имеют в виду не общие запреты, не
диспозиции норм права, а конкретные меры государственного принуждения,
выражающиеся в непосредственной оперативной деятельности государственных
органов, должностных лиц, в фактических актах прямого воздействия на
поведение людей, их волю, в частности, помещение людей, находящихся в
карантинной зоне, в обсерватор, производство личного досмотра пассажиров и
т.п. При этом добровольное выполнение установленных правил (карантинного
режима, правил досмотра) теми субъектами, к которым они обращены, не
устраняет их объектив, но принудительного содержания — серьезных
ограничений их личной свободы, личной и имущественной неприкосновенности.
В ряде случаев отрицается принудительный характер административно-правовых
мер (например, задержания и доставления в милицию), применяемых к
невменяемым, лицам, находящимся в состоянии сильного алкогольного или
наркотического опьянения и которые полностью или частично теряют
способность к сознательному и, следовательно, волевому поведению.
Обосновывается эта позиция тем, что в подобных случаях отсутствует волевой
объект принуждения. Однако очёвидно, что принудительное воздействие
осуществляется независимо от его воли и непреодолимо для субъекта. И если
лицо неспособно сознавать, воспринимать, а оценивать характер оказываемого
на него воздействия, то это, конечно, не устраняет объективно
принудительного содержания такого воздействия.
Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем
государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и
поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного
или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных
последствий.
Внешние формы проявления административного принуждения весьма различны.
Это обусловливается разнообразием обеспечиваемых с их помощью отношений,
целями, основаниями применения принуждения, содержанием компетенции
органов и должностных лиц, которые наделены правом использования этих, и
рядом других обстоятельств. Личные ограничения могут выражаться, например,
в административном аресте за мелкое хулиганство, в задержании и
доставлении нарушителя в милицию. К организационным ограничениям
относятся, например, закрытие предприятий общественного питания ввиду их
антисанитарного состояния, приостановление функционирования зрелищных
учреждений вследствие нарушений правил противопожарной безопасности. К
имущественным ограничениям относятся, в частности, штраф, конфискация,
реквизиция.
Все меры административного принуждения применяются для того, чтобы,
заставить субъекта совершить те или иные действия и воздержаться от них
либо подчиниться установленным правоограничениям. Таким образом, объектом
принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность,
а ее ведение.
Меры административного принуждения могут устанавливать только правовыми
актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других
нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных
нормами права. Следовательно, административное принуждение является
правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов,
регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.
Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то
органами и должностными лицами. Их круг строго определен правовыми актами.
Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их должностные лица,
уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере
государственного управления (например, органы внутренних дел,
контрольно-надзорные органы и др.). Таким образом, административное
принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц,
полномочных применять меры та- го принуждения.
Специфика управленческих отношений объективно определяет необходимость
самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на
правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер.
Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они
затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и
имущественной безопасности граждан.
В этой связи очевидной становится особенность административного
принуждения, которое должно заключаться в немедленном его применении с
целью предупредить, пресечь противоправное посягательство,
безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом
и состоит эффект административного принуждения.
Административное принуждение характеризует внесудебный порядок его
применения соответствующими о исполнительной власти, должностными лицами в
процессе реализации своей компетенции без обращения в суд. Вместе с тем
правом административной юрисдикции наделены суды и единолично судьи,
которые рассматривают значительную категорию дел об административных
правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания,
например, за мелкое хулиганство.
Административное принуждение осуществляется в рамках особых охранительных
административно-правовых отношений, складывающихся в сфере
государственного управления и охватывающих права и обязанности
компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер
административного принуждения в деятельности органов исполнительной власти
и их должностных лиц ограничивается сферой защиты преимущественно
общеобязательных правил поведения, не имеющих ведомственных границ,
например, правил пожарной безопасности, правил, лицензионно-разрешительной