системы, природоохранительных правил и т.д.
Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что
компетентный государственный орган и лица, к которым оно применяется, не
связаны отношениями служебной подчиненности, что отличает его от
дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках
государственно-служебных отношений. Административное принуждение может
использоваться в отношении широкого круга субъектов административного
права.
Процессуальный порядок его применения отличается оперативностью,
относительной простотой и экономичностью.
Административное принуждение применяется не только к физическим лицам
(гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства), но и в
отношении юридических лиц. В связи с переходом к рыночной экономике и
появлением негосударственных организаций расширяется сфера применения
административного принуждения в виде достаточно крупных штрафных санкций
за нарушение юридическими лицами общеобязательных правил, установленных
законодательными актами в области строительства, за нарушение земельного,
налогового и таможенного законодательства, нарушения правил пожарной без
опасности, законодательства о рекламе и т.д.
Одним из важнейших признаков административного принуждения является
специфическая юридическая природа оснований его применения. Основанием
применения административного принуждения являются: во-первых, совершение
административного правонарушения, во-вторых, наступление особых условий,
предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, эпизоотий, стихийных
бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных
обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются
при отсутствии правонарушения вины человека в целях предупреждения
возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации. Необходимо
подчеркнуть коренное отличие оснований административного принуждения от
оснований иных видов государственного принуждения, в частности уголовного
наказания, в качестве которого может ступать только совершение
преступления.
1.2. Сущность убеждения и принуждения
Для каждой стадии социально-экономического развития общества свойственна
собственная основа формирования государственных учреждений
(государственной власти), системы права, методов управления и т.п. Таким
образом, объективные закономерности определяют как те цели, которые мы
перед собой ставим, так и возможности, в том числе способы и средства,
т.е. методы воздействия на общественные отношения, имеющиеся для
достижения этих целей.
Управление делами государства, реализация исполнительной власти,
обеспечение дисциплины и правопорядка осуществляются с помощью активных
способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В
современных условиях в качестве этих способов выступают два универсальных
метода государственного управления — убеждение и принуждение.
Проблема убеждения и принуждения в современном обществе — это проблема
методов социального (государственного и негосударственного) управления
экономическими, политическими социальными, духовными процессами, это
проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми.
Убеждение и принуждение как методы государственного управления — явления
социальные, поскольку они реализуются в связях между участниками
конкретных общественных отношений. Эти методы, представляя собой систему
способов организующего воздействия государства (органа управления,
должностного лица) на сознание и поведение людей, являются необходимым
условием нормального функционирования общества в целом, любого
государственного объединения, любого процесса управления.
Социальное назначение и эффективность этих методов определяется тем, что
они:
а) обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития
современного общества;
б) должны находиться в неразрывном единстве;
в) зависят от того, насколько правильно, социально адекватно выражают
требования жизни, экономические и политические потребности развития
общества;
г) основаны на соотношении убеждения и принуждения, обусловливаемом
сущностью и состоянием общества и государства, которое может быть
тоталитарным, полицейским или демократическим, правовым.
Российское государство, будучи по самой своей природе демократическим
государством, не может строить отношения с населением на каких-либо иных
основах, кроме убеждения граждан в правильности своей политики и
принуждения в отношении тех, устремления и действия расходятся с волей
большинства Убеждение и принуждение используются государством не во имя
каких-то абстрактных целей, а в интересах создания необходимых условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Следовательно, суть соотношения убеждения и принуждения состоит в том, что
они взаимно дополняют друг друга, способствуя выдвижению одних и тех же
целей.
Главное заключается в том, что российское государство, органы
исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют не
карательную, а творческую, созидательную деятельность, и именно в этом
ключ к пониманию сущности и назначения убеждения и принуждения в
современном обществе.
В качестве основного метода своей деятельности государство, органы
исполнительной власти и органы местного самоуправления используют
убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения
Конституции РФ, законов и их правовых актов РФ. Однако в условиях, когда
совершаются правонарушения, возникают различные угрозы гражданам,
обществу, и государству, органы государственного управления, их
должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены
принуждать к соблюдению правовых норм, нарушающих существующий порядок.
При воздействии на сознание людей путем убеждения у личности создаются
внутренние моральные стимулы, потребность правомерного поведения,
принуждение же заставляет гражданина изменить свое поведение в угодную для
общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и
интересов лиц, совершивших противоправные поступки, а также обеспечивает
предупреждение правонарушений со стороны других граждан.
Таким образом, под содержанием убеждения и принуждения следует понимать
систему мер, в которых конкретизируется государственное управляющее
воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения
субъектов административного права.
Содержание метода убеждения весьма разнообразно и выражается в
воспитательной, организаторской и пропагандистской работе, в разъяснении
решений, принимаемых органами государственной власти, в широкой системе
поощрений.
Убеждение далеко не всегда оказывается достаточным средством воздействия в
отношении отдельных лиц, нарушающих нормы поведения в обществе. Поэтому
государство, защищая права свободы граждан, интересы общества, принуждает
лиц, не поддающихся мерам убеждения и общественного воздействия, к
соблюдению порядка, устанавливает различные виды ответственности за
совершение правонарушений. Убеждение при этих обстоятельствах перестает
быть единственным средством воздействия. Возникает объективная
необходимость применения принуждения. При этом органы государственного
управления используют принуждение в целях искоренения антиобщественных
явлений, охраны собственности, воспитания дисциплины труда и
организованности.
Принуждение обусловлено объективными потребностями развития общества,
является свойством государственной власти, поскольку оно — необходимый
элемент всякой социальной организации и «качество всякой власти».
Государственное принуждение в зависимости от характера с общественно
опасного деяния (события) и непосредственного объекта воздействия
подразделяется на физическое и психическое (угроза, страх, наступления
неблагоприятных последствий). Его цель — заставить конкретные субъекты
права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных
действий. Принуждение является методом, формирующим состояние
подчиненности субъектов, и представляет собой властное веление или прямое
действие. Достижение желаемого результата при использовании метода
принуждения осуществляется вопреки воле субъекта, при его внутреннем, а
подчас и внешнем сопротивлении.
Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме
правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах,
применяемых компетентными государственными органами. К ним относятся: меры
юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной,
материальной); меры пресечения и административно-предупредительные меры
принудительного характера (например, таможенный досмотр, меры карантинного
характера, принудительное медицинское освидетельствование и др.).
В качестве непосредственного объекта физического принуждения выступают
личность и материальное положение юридического лица. Физическое
принуждение может выражаться в конкретных мерах, т.е. в определенных
ограничениях, лишении некоторых благ, имеющихся в распоряжении субъекта.
Принуждение характеризуется рядом признаков. Оно является в полной мере
правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой
правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и
процедуры реализации, конкретных мер принудительного воздействия. Тем
самым гарантируются права и свободы граждан, интересы общества и
государства.
Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости,
воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. В этих
условиях особое значение приобретает неизбежность наказания. При этом
принуждение не имеет цели причинить нарушителю физичёские страдания или
унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит
карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчиненный
характер и направлены на предупреждение право нарушений, воспитание и
исправление лиц, их совершивших.
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
2.1. Виды принуждения и ответственности административному праву
Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного
воздействия, применяемых государственной администрацией для обеспечения
правопорядка. Необходимо подчеркнуть, что рассматриваемый вид принуждения
охраняет не только административно- правовые нормы, но и нормы
гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию
которых призваны обеспечить исполнительные органы государственной власти.