Административное принуждение, как разновидность правового принуждения. Специальность: Государственное и муниципальное управление.

системы, природоохранительных правил и т.д.

Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что

компетентный государственный орган и лица, к которым оно применяется, не

связаны отношениями служебной подчиненности, что отличает его от

дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках

государственно-служебных отношений. Административное принуждение может

использоваться в отношении широкого круга субъектов административного

права.

Процессуальный порядок его применения отличается оперативностью,

относительной простотой и экономичностью.

Административное принуждение применяется не только к физическим лицам

(гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства), но и в

отношении юридических лиц. В связи с переходом к рыночной экономике и

появлением негосударственных организаций расширяется сфера применения

административного принуждения в виде достаточно крупных штрафных санкций

за нарушение юридическими лицами общеобязательных правил, установленных

законодательными актами в области строительства, за нарушение земельного,

налогового и таможенного законодательства, нарушения правил пожарной без

опасности, законодательства о рекламе и т.д.

Одним из важнейших признаков административного принуждения является

специфическая юридическая природа оснований его применения. Основанием

применения административного принуждения являются: во-первых, совершение

административного правонарушения, во-вторых, наступление особых условий,

предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, эпизоотий, стихийных

бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных

обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются

при отсутствии правонарушения вины человека в целях предупреждения

возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации. Необходимо

подчеркнуть коренное отличие оснований административного принуждения от

оснований иных видов государственного принуждения, в частности уголовного

наказания, в качестве которого может ступать только совершение

преступления.

1.2. Сущность убеждения и принуждения

Для каждой стадии социально-экономического развития общества свойственна

собственная основа формирования государственных учреждений

(государственной власти), системы права, методов управления и т.п. Таким

образом, объективные закономерности определяют как те цели, которые мы

перед собой ставим, так и возможности, в том числе способы и средства,

т.е. методы воздействия на общественные отношения, имеющиеся для

достижения этих целей.

Управление делами государства, реализация исполнительной власти,

обеспечение дисциплины и правопорядка осуществляются с помощью активных

способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В

современных условиях в качестве этих способов выступают два универсальных

метода государственного управления — убеждение и принуждение.

Проблема убеждения и принуждения в современном обществе — это проблема

методов социального (государственного и негосударственного) управления

экономическими, политическими социальными, духовными процессами, это

проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми.

Убеждение и принуждение как методы государственного управления — явления

социальные, поскольку они реализуются в связях между участниками

конкретных общественных отношений. Эти методы, представляя собой систему

способов организующего воздействия государства (органа управления,

должностного лица) на сознание и поведение людей, являются необходимым

условием нормального функционирования общества в целом, любого

государственного объединения, любого процесса управления.

Социальное назначение и эффективность этих методов определяется тем, что

они:

а) обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития

современного общества;

б) должны находиться в неразрывном единстве;

в) зависят от того, насколько правильно, социально адекватно выражают

требования жизни, экономические и политические потребности развития

общества;

г) основаны на соотношении убеждения и принуждения, обусловливаемом

сущностью и состоянием общества и государства, которое может быть

тоталитарным, полицейским или демократическим, правовым.

Российское государство, будучи по самой своей природе демократическим

государством, не может строить отношения с населением на каких-либо иных

основах, кроме убеждения граждан в правильности своей политики и

принуждения в отношении тех, устремления и действия расходятся с волей

большинства Убеждение и принуждение используются государством не во имя

каких-то абстрактных целей, а в интересах создания необходимых условий,

обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Следовательно, суть соотношения убеждения и принуждения состоит в том, что

они взаимно дополняют друг друга, способствуя выдвижению одних и тех же

целей.

Главное заключается в том, что российское государство, органы

исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют не

карательную, а творческую, созидательную деятельность, и именно в этом

ключ к пониманию сущности и назначения убеждения и принуждения в

современном обществе.

В качестве основного метода своей деятельности государство, органы

исполнительной власти и органы местного самоуправления используют

убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения

Конституции РФ, законов и их правовых актов РФ. Однако в условиях, когда

совершаются правонарушения, возникают различные угрозы гражданам,

обществу, и государству, органы государственного управления, их

должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены

принуждать к соблюдению правовых норм, нарушающих существующий порядок.

При воздействии на сознание людей путем убеждения у личности создаются

внутренние моральные стимулы, потребность правомерного поведения,

принуждение же заставляет гражданина изменить свое поведение в угодную для

общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и

интересов лиц, совершивших противоправные поступки, а также обеспечивает

предупреждение правонарушений со стороны других граждан.

Таким образом, под содержанием убеждения и принуждения следует понимать

систему мер, в которых конкретизируется государственное управляющее

воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения

субъектов административного права.

Содержание метода убеждения весьма разнообразно и выражается в

воспитательной, организаторской и пропагандистской работе, в разъяснении

решений, принимаемых органами государственной власти, в широкой системе

поощрений.

Убеждение далеко не всегда оказывается достаточным средством воздействия в

отношении отдельных лиц, нарушающих нормы поведения в обществе. Поэтому

государство, защищая права свободы граждан, интересы общества, принуждает

лиц, не поддающихся мерам убеждения и общественного воздействия, к

соблюдению порядка, устанавливает различные виды ответственности за

совершение правонарушений. Убеждение при этих обстоятельствах перестает

быть единственным средством воздействия. Возникает объективная

необходимость применения принуждения. При этом органы государственного

управления используют принуждение в целях искоренения антиобщественных

явлений, охраны собственности, воспитания дисциплины труда и

организованности.

Принуждение обусловлено объективными потребностями развития общества,

является свойством государственной власти, поскольку оно — необходимый

элемент всякой социальной организации и «качество всякой власти».

Государственное принуждение в зависимости от характера с общественно

опасного деяния (события) и непосредственного объекта воздействия

подразделяется на физическое и психическое (угроза, страх, наступления

неблагоприятных последствий). Его цель — заставить конкретные субъекты

права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных

действий. Принуждение является методом, формирующим состояние

подчиненности субъектов, и представляет собой властное веление или прямое

действие. Достижение желаемого результата при использовании метода

принуждения осуществляется вопреки воле субъекта, при его внутреннем, а

подчас и внешнем сопротивлении.

Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме

правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах,

применяемых компетентными государственными органами. К ним относятся: меры

юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной,

материальной); меры пресечения и административно-предупредительные меры

принудительного характера (например, таможенный досмотр, меры карантинного

характера, принудительное медицинское освидетельствование и др.).

В качестве непосредственного объекта физического принуждения выступают

личность и материальное положение юридического лица. Физическое

принуждение может выражаться в конкретных мерах, т.е. в определенных

ограничениях, лишении некоторых благ, имеющихся в распоряжении субъекта.

Принуждение характеризуется рядом признаков. Оно является в полной мере

правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой

правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и

процедуры реализации, конкретных мер принудительного воздействия. Тем

самым гарантируются права и свободы граждан, интересы общества и

государства.

Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости,

воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. В этих

условиях особое значение приобретает неизбежность наказания. При этом

принуждение не имеет цели причинить нарушителю физичёские страдания или

унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит

карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчиненный

характер и направлены на предупреждение право нарушений, воспитание и

исправление лиц, их совершивших.

ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

2.1. Виды принуждения и ответственности административному праву

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного

воздействия, применяемых государственной администрацией для обеспечения

правопорядка. Необходимо подчеркнуть, что рассматриваемый вид принуждения

охраняет не только административно- правовые нормы, но и нормы

гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию

которых призваны обеспечить исполнительные органы государственной власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты