Административное принуждение, как разновидность правового принуждения. Специальность: Государственное и муниципальное управление.

Следует различать меры административно-правового принуждения и

принудительные меры, установленные нормами административного права.

Административное законодательство закрепляет административные,

дисциплинарные, общественно-правовые санкции. Так, им установлена

дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, определены

властные полномочия общественных инспекторов, народных дружинников,

общественных судов. Административное принуждение полностью регулируется

нормами административного права и, кроме того, им регулируется

общественно-правовое и частично — дисциплинарное принуждение.

Соответственно можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную

ответственность по административному праву.

Отвётственность — разновидность принуждения, а меры ответственности —

особый вид мер принуждения. Так, составной частью административного

принуждения является административная ответственность, а дисциплинарное

принуждение включает в себя дисциплинарную и материальную ответственно. В

целом ответственность по административному праву — часть принуждения по

административному праву.

Органы исполнительной власти участвуют в осуществлении разных видов

принуждения. Они сами используют средства дисциплинарного и

административного воздействия. Органы милиции, службы безопасности,

налоговой полиции возбуждают уголовные дела, ведут предварительное

расследование и применяют меры уголовно-процессуального принуждения. Одной

из важнейших задач системы ГУИНа Минюста России является исполнение

уголовных наказаний, то есть фактическое осуществление уголовного

принуждения.

1. Виды административного принуждения

Меры административного принуждения весьма многочисленны и разнообразны.

Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает

объективные предпосылки для их классификации.

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых

объективным характером общественных отношений и противоправных

посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения

можно подразделить на четыре группы:

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры административной ответственности;

4) меры административно-процессуального обеспечения.

Меры административного принуждения направлены на предупреждение

правонарушений или наступления тех или иных не благоприятных последствий

(например, эпидемии); затем, если правонарушение возникло, их цель —

пресечь, прекратить его и лишь позднее может появиться необходимость

наказания право нарушителя. При этом применение административного

наказания представляет собой реализацию административной ответственности

за совершенное правонарушение, тогда как административные меры

предупрёдительного характера могут применяться и при отсутствии

правонарушений (например, личный досмотр пассажи ров в аэропортах).

Административно-предупредительные меры. Применение принудительных средств

законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом

возложенных на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и

личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не

только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически

больных лиц и т.п. Поэтому государство вынуждено прибегать к применению

принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права,

компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают их

права. Таковы действия органов внутренних дел, устанавливающих

административный надзор в отношении определенной категории лиц,

освобожденных из мест лишения свободы; пожарных, уничтожающих стройки в

целях локализации пожара, и т.д. Основной целью названных защитных мер

государства являются предупреждение правонарушений и уклонения от

выполнения юридических и иных обязанностей, а также, охрана общественной

безопасности. Следовательно, основанием для применения

административно-предупредительных мер является не правонарушение, а

наступление особых, установленных законодательством условий как связанных,

так и не связанных с действиями человека. Для их применения не требуется

факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило,

особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары,

наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные

случаи и т.п.

Законодатель не только закрепляет юридически властные полномочия на

применение исполнительными органами таких принудительных мер, как

реквизиция, карантин, принудительный осмотр грузов, освидетельствование и

других аналогичных мер, но и определяет порядок реализации этих мер.

Административно-предупредительным мерам присуща ярко профилактическая

направленность.

Государство, используя административно-предупредительные меры, стремится

защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того

или иного вреда, предотвращая эти наступление. При применении

административно-предупредительных мер, предусмотренных законом или иными

нормативными актами, в целях предупреждения возможных нарушений имеются в

виду такие ситуации, которые, если их не принять во внимание, ведут к

действительному, реальному совершению правонарушений, наступлению тяжких

последствий.

Так, в соответствии с п. 18 ст. 11 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991

г. (в редакции Федерального закона от 31 марта 1999 г.) сотрудникам

милиции предоставлено право беспрепятственно входить в жилые и другие

помещения граждан, на принадлежащие этим гражданам земельные участки, на

территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при

следовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии

достаточных данных полагать, что там совершено или совершается

преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной

безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях,

катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. Органы

внутренних дел (милиция) наделены также правом оцеплять (блокировать)

участки местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, пожаров,

аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемии

или эпизоотии, пресечении массовых беспорядков и групповых действий,

нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске

совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании

лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при

необходимости досмотр транспортных средств и т.п.

Отмечая общность всех административно-предупредительных мер, нельзя не

заметить различий между отдельными превентивными мерами по их

непосредственному назначению и характеру правоограничений.

По этому критерию среди административно-предупредительных мер можно

выделить четыре группы:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных

вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение

карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие

участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных

заболеваний на сопредельной территории и др.;

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только

административных проступков, но и преступлений (таможенный досмотр,

проверка документов, удостоверяющих личность);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения

ими обязанностей (реквизиция, принуди тельное медицинское

освидетельствование и проч.);

4) особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры

принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной

безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов,

инфекционных больных и т.д.

Меры административного пресечения. Реальные правонарушения представляют

непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им

вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами

исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действии

нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например,

административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации

неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или

предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и т.п.

Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном

прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных

лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный

порядок.

Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико,

поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные

правонарушения — административные проступки, обеспечивается возможность

привлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мер

административно пресечения не исчерпывается борьбой с административными

правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения преступных

действий. Так, органы Госгортехнадзора России приостанавливают работы,

эксплуатацию машин и механизмов, которые ведутся с нарушением правил и

норм безопасности и охраны недр, независимо от того, явилось ли это

следствием административного проступка или преступлением. Таким образом,

меры административного пресечения являются одним из эффективных средств

борьбы с правонарушениями.

Далее, в соответствии с действующим законодательством органы

санитарно-эпидемиологического надзора имеют право выносить постановления

об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания,

признанных негодными к употреблению. Между тем непригодными продукты могут

стать в силу к правонарушения, так и естественных причин. Для применения

названной меры принуждения важен сам факт непригодности продуктов, а не ее

причины. Поэтому меры административного пресечения являются средством

защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла

она вследствие правонарушения или иного деяния или события.

Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения

являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение

объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность

противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение

мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного

прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты