классификации запасов на группы по их важности для предприятия приведен в
таблице 1.
Таблица 1 - Классификация запасов (АВС system).
+------------------------------------------------------------------------+
| | Доля в объеме | Доля в объеме | Следует ли использовать |
| Группы | товарооборота в | запасов в | сложные количественные |
| запасов | денежном измерении | натуральном | методы управления |
| | | измерении | |
|---------+--------------------+---------------+-------------------------|
|---------+--------------------+---------------+-------------------------|
|---------+--------------------+---------------+-------------------------|
+------------------------------------------------------------------------+
Относительно новым подходом к управлению запасами, есть принцип управления
Just-In-Time (\"просто своевременно\"). Этот подход впервые был использован
японскими корпорациями, а после этого нашел распространение во всем мире.
Основная идея состоит в том, что запасы практически не
нию технологии, не разрешает использовать этот подход в странах с
неразвитой информационной и коммуникационной инфраструктурой.
1.3. Анализ обеспеченности предприятия товарными запасами
Анализ отчетных данных об обеспеченности предприятия товарными запасами в
предплановом периоде, о выполнении договоров, равномерности ние сроков
поставки товаров и равномерность поставки имеют весьма важное значение для
предприятий торговли, поскольку это обеспечивает
поставки товаров характеризуется коэффициентом равномерности. Его расчет
состоит из следующих операций:
1) определение среднеквадратического отклонения фактического объема
поставки (s):
(2)
где X — фактический объем поставки товаров за день, декаду, месяц и т.д.,
руб.;
Х[ср] — среднее значение объема поставки товаров за день, декаду, месяц и
т.д., руб.;
n — число дней, декад, месяцев или кварталов.
2) расчет коэффициента вариации поставки (g):
g = (s * 100) / Х[ср] (3)
3) вычисление коэффициента равномерности поступления товаров (К[равн])
К[равн] = 100 - g (4)
ся на 1 руб. розничного товарооборота:
К[обесп] = (П+ТЗ[ср])/РТО, (5)
где К[обесп] — коэффициент обеспеченности предприятия товарными запасами;
ТЗ[ср] — средняя величина товарного запаса, руб.
дней торговли хватит данного товарного запаса:
где Т3[дн] — товарный запаса в днях оборота, дни;
ТЗ — товарный запас в сумме на определенную дату, руб.;
О[рто] — однодневный товарооборот, руб.
использования, причем эффективность использования товарных ресурсов может
быть определена как по показателю розничного товарооборота, так и по
показателю прибыли:
где Э[1], Э[2] — показатели эффективности использования товарных ресурсов
соответственно по товарообороту и прибыли, руб.;
П[реал] — прибыль от реализации товаров, руб.
Коэффициенты Э[1] и Э[2] показывают суммы товарооборота и прибыли,
полученных на каждый рубль, вложенный в товарные запасы.
Эффективность использования товарных запасов чаще всего характеризуется
временем обращения товаров в днях оборота и числом оборотов, т.е.
скоростью товарооборота (товарооборачиваемостью). Эти показатели
взаимосвязаны между собой и рассчитываются по формулам:
где К[об] — коэффициент товарооборачиваемости, число оборотов;
Т[об] — время обращения товаров, дни;
Т[ср] — средний товарный запас, руб.;
Д — число дней в периоде.
Средний товарный запас рассчитывается по средней хронологической
моментного ряда:
были (или ее потери) в случае ускорения (замедления)
товарооборачиваемости.
2. Анализ запасов в ООО «Алиант»
2.1. Экономическая характеристика предприятия
Общество «Алиант» является обществом с ограниченной ответственностью. Было
организовано в 2000 году. Общество обладает правами юридического лица,
действует на основе хозяйственного расчета и
Учредителей.
* Общество приобретает от своего имени имущественные и неимущественные
права, несет обязанности, для осуществления любых видов деятельности,
не запрещенных законом, выступает истцом и ответчиком в судах,
* ией;
* реализация легковых и грузовых автомобилей;
* оптово-розничная торговля промышленными товарами, алкогольной
продукцией, товарами производственно-технического
* * разработка проектно-сметной документации;
* коммерческая, посредническая и информационная деятельность;
* осуществление торгово-посреднической и закупочной деятельности,
открытие в соответствии с действующим законодательством торговых
точек, магазинов, создание оптовых и мелкооптовых торговых баз;
* осуществление операций с ценными бумагами в соответствии с действующим
законодательством;
* * ериалов;
* внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим
законодательством.
* Общество осуществляет взаимоотношения с физическими и юридическими
лицами на основе договоров на оказание услуг, выполнение работ, о
совместной деятельности, самостоятельно планирует и осуществляет
хозяйственную деятельность, устанавливает цены на продукцию,
распоряжается выпускаемой продукцией, приобретает, обменивает, сдает и
получает в аренду или
* чником самофинансирования. Прибыль призвана материально заинтересовать
владельца предприятия и работников в улучшении результатов
деятельности. Наконец, бизнесмен несет всю полноту экономической
ответственности за конечные итоги работы.
* Выживание и рост фирмы. Индивидуальный предприниматель стремится к
тому, чтобы его дело продолжалось до тех пор, пока у него есть желание
работать.
* Чувство удовлетворения. Являясь единоличным владельцем собственности
предприятия, индивидуальный предприниматель самостоятелен в принятии
решений.
* Общественное положение. Предприниматель может пользоваться уважением
со стороны общества, в котором он живет и работает.
Конкретные цели магазина на 2005 г. представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Конкретные цели ООО «Алиант» на 2005 г
+------------------------------------------------------------------------+
|--------------------+---------------------------------------------------|
| | * |
|--------------------+---------------------------------------------------|
+------------------------------------------------------------------------+
Как известно, обеспечение эффективности управленческого процесса в
значительной степени определяется рациональным распределением полномочий в
принятии решений между различными уровнями управления, т. е. соотношением
централизации и децентрализации в управлении. Оптимальное соотношение
централизации и децентрализации обеспечивает оперативность и
реалистичность управленческих решений. Решения должны приниматься быстро и
вблизи источника информации, которую при этом необходимо всесторонне
учесть.
Организационные структуры управления должны обеспечивать маневренность
производства, необходимость которой может быть обусловлена изменением
уровня спроса или действиями конкурентов: снижением цен, падением доли
фирмы на рынке, непредвиденным успехом нового вида продукции.
Организационная структура магазина «Алиант» показана на рисунке 3.
Рисунок 3 - Организационная структура ООО «Алиант»
из рисунка 3 включает три основные подразделения: торговое; складское;
бухгалтерское.
Всеми подразделениями руководит директор общества.
Основой организации магазина «Алиант» являются люди. Как известно, без
людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они
формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то,
чем является организация.
Общая численность торговых работников в магазине составляет 12 человек, из
них 8 человек - торгово-оперативные работники. Как видно из рисунка 4,
численность трудовых ресурсов за последние 5 лет имеет тенденцию к
увеличению.
Рисунок 4 - Динамика численности персонала ООО «Алиант»
Уровень подготовки персонала торгового предприятия представлен в таблице 3
и наглядно изображен на рисунке 5.
Таблица 3 - Уровень подготовки персонала магазина ООО «Алиант»
+------------------------------------------------------------------------+
| Категории работников | Уровень подготовки, % |
|----------------------------------------------+-------------------------|
| С высшим образованием | |
|----------------------------------------------+-------------------------|
| Со средним специальным образованием | |
|----------------------------------------------+-------------------------|
| Прочие | |
|----------------------------------------------+-------------------------|
| Всего | |
+------------------------------------------------------------------------+
Рисунок 5 - Структура персонала предприятия по уровню образования, %
Из таблицы 3 и рисунка 5 видно, что доля работников с высшим образованием
, в котором работает продавец (в 1 и 3 отделах - 0,5% от выручки; во 2
отделе - 0,01% от выручки; в 3 отделе - 0,1% от выручки). В среднем месяч
В 2004 году магазин был полностью обеспечен трудовыми ресурсами, что
позволило успешно справиться с плановым заданием по товарообороту (таблица
4).
Таблица 4 - Выполнение плана по труду
+------------------------------------------------------------------------------------+
| | | |2004|Отклонение| | |
| | | |год | (+,-) |В % к| |
| Показатели |2002|2003|----+----------|2003 |-------------|
| | г. | г. | | || | | г. | | от | от ||
| | | | | ||план |факт| |%|плана|2003||
| | | | | || | | | | | г. ||
|--------------------------------------+----+----| | ||-----+----+-----+-+-----+----||
|Товарооборот, тыс.р. | | | | || | | | | | ||
|--------------------------------------+----+----| | ||-----+----+-----+-+-----+----||
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9