Организационные основы муниципального управления

различных органов местного самоуправления процедуры могут быть различными,

что обусловлено различиями в природе этих органов. Часть 2 статьи 130

Конституции РФ дает лишь указание на возможность создания разных органов

местного самоуправления, закрепляя, что местное самоуправление

осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного

самоуправления.

Муниципальным выборам посвящена статья 23 Федерального закона,

требующая проведения муниципальных выборов на основе всеобщего равного и

прямого избирательного права при тайном голосовании и обеспечении

установленных законом избирательных прав граждан. Этой же статьей к

компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации

отнесено установление порядка проведения муниципальных выборов. Понятие “

порядок проведения выборов” в федеральном законе не определено. Порядок

проведения выборов в собственном смысле слова- процедурный вопрос,

связанный с установлением правил выдвижения и регистрации кандидатов,

ведения агитации, оформления документов, голосования, установления

результатов выборов. Отсюда следует, что в законах субъектов Российской

Федерации, регулирующих местные выборы, не могут ограничиваться права

населения муниципальных образований на применение различных избирательных

систем, предоставленных федеральных законодательством, и решаться вопросы

количественного состава выборных органов местного самоуправления, срока их

полномочий, даты проведения выборов.

Нормы, регулирующие порядок организации и проведения местных выборов,

закреплены в нормативно- правовых актов трех разных уровней: федеральном

уровне, уровне субъектов РФ и уровне местного самоуправления. На

федеральном уровне это федеральные законы “Об общих гарантиях избирательных

прав граждан “, “Об общих принципах организации местного самоуправления в

РФ”, “Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть

избранными в органы местного самоуправления”.

Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан

Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного

самоуправления” принят и подлежит применению в целях защиты конституционных

прав граждан России избирать и быть избранными в органы местного

самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов РФ и

принятыми в соответствии с уставами муниципальных образований нормативными

правовыми актами органов местного самоуправления.

На уровне субъектов нормы, регулирующие муниципальные выборы содержатся

в законах о местном самоуправлении и в законах о выборах. Ряд субъектов РФ

приняли законы о выборах органов местного самоуправления, понимая под

органами местного самоуправления представительный орган и главу местного

самоуправления (либо должностных лиц местного самоуправления). Это в

Амурской[8], Иркутской[9], Омской[10], Рязанской[11] и Томской[12]

областях, Алтайском[13], Красноярском краях[14]. Законы вышеназванных

субъектов регулируют выборы как депутатов представительного органа, так и

иных должностных лиц.

Законы субъектов Российской Федерации о местных выборах в части

регулирования выборов главы муниципального образования, как правило

содержат нормы, регулирующие только избрание главы муниципального

образования непосредственно населением. Однако в соответствии с частью 2

статьи 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации” избрание главы местного

самоуправления возможно не только непосредственно населением, проживающим

на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и

прямого избирательного права при тайном голосовании, но и представительным

органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном

федеральными законами субъектов РФ. Реализуя эту норму, в Томской области

дополнительно принят закон об избрании главы муниципального образования

представительным органом местного самоуправления. Следует констатировать,

что принимая такие законы, органы государственной власти субъектов

Российской Федерации фактически вмешиваются в порядок работы

представительного органа местного самоуправления.

На уровне местного самоуправления вопросы организации и проведения

местных выборов регулируются уставами муниципальных образований и

положениями о выборах, утверждаемыми решениями представительных органов

местного самоуправления.

Одним из важных вопросов, влияющих на организацию и проведение выборов,

является выбор типа избирательной системы. В целом, применяемая

избирательная система должна обеспечивать решение двух главных задач:

постоянное взаимодействие представительного органа с населением;

обеспечение выражения общего интереса населения муниципального образования.

Наибольшей популярностью при проведении местных выборов пользуется

мажоритарная система выборов по одномандатным округам. К преимуществам этой

системы следует отнести: приближенность избранных депутатов к своим

избирателям; депутатам хорошо знакомы свои избирательные округа, интересы

жителей этих округов; личность депутата и его политические качества знакомы

избирателям. Недостатком является: у сформированного на такой основе

представительного органа местного самоуправления отсутствует единый проект

развития территории муниципального образования; каждый депутат стремится

решить проблемы своего округа.

Пропорциональная же избирательная система обладает рядом

противоположных качеств: ослабляет личные связи и персональную

ответственность депутатов перед избирателями; представительный орган

является выразителем общего интереса, обладает цельным проектом развития

муниципального образования.

Проблема применения пропорциональной системы заключается в неразвитости

политической структуры общества, отсутствии устойчивых избирательных

объединений на муниципальном уровне. Здесь имеются виду не столько чисто

политические муниципальные избирательные объединения, сколько так

называемые “ муниципальные (ратушные) партии. Этим термином принято

обозначать объединения избирателей в муниципальных образованиях на основе

общности взглядов в отношении предпочтительных путей развития территории.

Поэтому представляется уместным применение смешанной системы, при

которой часть депутатов избирается по мажоритарной, а часть по

пропорциональной системе.

С точки зрения формирования органа, максимально отражающего интересы

жителей муниципального образования базовой целесообразно рассматривать

пропорциональную систему. Применять ее следует там, где есть для этого

условия - прежде всего сложившиеся политические структуры. Поэтому в

настоящее время следует говорить о переходных моделях. В качестве примера

такой модели можно назвать мажоритарную систему с единым многомандатным

округом, которая в крупных городах может трансформироваться в мажоритарную

систему с несколькими многомандатными округами.

Однако политическое структурирование общества происходит не само по

себе. а только при наличии условий и стимулов. Стремясь создать эффективный

представительных орган, местные власти должны стремиться к созданию и

соответствующих условий. Одним из таких стимулов к созданию муниципальных

избирательных объединений могут стать выборы на основе смешанной системы.

В законах о выборах в органы местного самоуправления практически всех

субъектов РФ в основу положена мажоритарная избирательная система. Она

обусловлена рядом факторов : степенью привычности как для населения, так и

для представителей органов власти; относительной простотой организации

избирательной кампании; неразвитостью политической структуры общества на

местном уровне; боязнью резких перемен; сложностью для населения при

голосовании; низкой активностью избирателей и кандидатов. Избиратели

голосуют за своих представителей, исходя скорее из их личных или деловых

качеств, а не партийной принадлежности.

Какой бы ни была принята модель организации местного самоуправления в

конкретном муниципальном образовании, как правило выделяются три

основополагающих элемента: глава муниципального образования,

представительных выборный орган и исполнительный орган. Каждый из этих

органов имеет свои цели, функции; обладает определенными специфичными

связями с другими органами местного самоуправления и населением. Эти

обстоятельства и ряд других обусловливают различия в формировании этих

органов, в выборе избирательной системы и особенностях проведения выборов в

каждый из этих органов.

При формировании главы муниципального образования законы субъектов РФ о

местном самоуправлении предусматривают либо один способ, либо несколько. В

последнем случае право окончательного выбора предоставляется законом

субъекта РФ непосредственно местному сообществу. Предполагаются следующие

варианты:

избрание непосредственно населением (Омская[15], Тюменская[16],

Читинская[17] области, Алтайский[18], Красноярский края[19]);

избрание на собрании (сходе) граждан (Томская область[20]);

избрание из числа депутатов представительного органа как главы местного

самоуправления (Омская[21], Томская,[22] Тюменская[23], Читинская

области[24], Алтайский[25], Красноярский края[26]);

занятие этой должности в силу избрания председателем соответствующего

представительного органа (Омская область[27]);

назначение, например, по результатам конкурса, или иное (Омская

область).[28]

Таким образом предусматривается возможность проведения как прямых

выборов непосредственно населением, так и косвенных. Следует отметить, что

в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации” предусмотрено только два

способа избрания главы муниципального образования - непосредственно

населением и представительным органом местного самоуправления. Поэтому

такой способ, как назначение по результатам конкурса, как это предусмотрено

в Омской области, противоречит действующему законодательству. Хотя следует

отметить, что в этом случае появляется возможность предъявлять

профессиональные требования к претендентам, что представляется достаточно

целесообразным.

Наиболее слабо проработанным в настоящее время является избрание главы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты