Положителные человеческие отношения в просветительных организациях: мотивация и управление

Положителные человеческие отношения в просветительных организациях: мотивация и управление

ШЯУЛЯЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Эдукологический факультет

Магистра II курса

эдукологической

программы обучения

РЕФЕРАТ

Учебный предмет: Качественные и количественные методы в диагностике

управления просвещением.

Руководитель работы:

Шяуляй, 2001

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . .

2. Мотивация. . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . .

2. 1. Определение и суть мотивации. . . . . . . . . . . .

. . . . .

2. 2. Основные источники мотивации. . . . . . . . . . . .

. . . .

2. 3. Обзор теорий мотиваций. . . . . . . . . . . . . .

. . . . . .

2. 4. Методы мотивации и факторы, определяющие их выбор. .

2. 5. Факторы, влияющие на удовлетворенность работой и мотивацию. .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . .

3. Управление. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . .

3. 1. Определение и суть управления. . . . . . . . . . . .

. . . .

3. 2. Обязательные способности руководителя. . . . . . . . .

. .

3. 3. Основные функции управления. . . . . . . . . . . .

. . . .

3. 4. Управление как процесс воздействия. . . . . . . . . .

. . .

3. 5. Черты и ценности эффективного руководителя. . . . . . . .

4. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . .

5. Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . .

6. Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . .

3

4

4

6

7

11

12

14

14

14

16

18

19

21

22

23

1. ВВЕДЕНИЕ

Почему люди работают? Почему одни люди делают легкую работу и остаются

недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что нужно

сделать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как сделать

работу увлекательнее? Что вызывает желание работать? Эти и многие другие

вопросы возникают тогда, когда происходит управление персоналом.

В нашей стране уделялось и уделяется очень мало внимания данной

проблеме, несмотря на всю ее сложность и неразработанность. На протяжении

десятилетий в экономике господствовал технократический подход к

хозяйствованию на уровне предприятий, когда во главу угла ставили

технологию, производственные планы, бюджеты, административные распоряжения,

а роль работников отодвигалась на второй план. В целом, это привело к

сужению трудовой мотивации и к отчужденности работников, к падению

заинтересованности в труде и низкой производительности. Поэтому

неудивительно, что по данным сравнительного исследования, работу считают

главным делом жизни в США 50% населения, в Швеции — 45%, в ФРГ — 25%, а в

пределах бывшего СССР — всего лишь 10% (В.В. Травин, В.А Дятлов.1995, с.

251).

Произошедшие в последние годы изменения отношений собственности,

экономический кризис в стране, социальная неуверенность, лишь усугубило

проблему трудовой мотивации. Поэтому предприятиям и организациям приходится

идти методом проб и ошибок, самостоятельно нащупывая наиболее подходящий и

действенные методы организации и поощрения труда.

Организации просвещения, такие же организации со своими трудностями и

проблемами. В них также остро стоит вопрос о развитии человеческих

отношений внутри организации. Однако процесс управления происходит здесь

еще сложнее. Здесь управление – передача полномочий членам общества,

согласование отношений, творчество и вовлечение общество в процесс

управления. Школьная общественность сложнее, чем организация, потому что

здесь много иррациональности, неформальности, многоплановости человеческих

отношений. (R. Dobranskien?, 1996, с.18).

Целю руководителей должно стать создание положительных отношений в

управляемой ими организации, для которых важны три компонента: управление,

мотивация и общение. Они не разделимы и часто соприкасаются в прямой

деятельности. Это три основных навыка, которые следует развивать, для

достижения основных целей и задач организации, и продолжении эффективной ее

деятельности. (V. Bar?auskien?, B. Janulevi?iut?, 1999, с. 78).

Поэтому в данной работе мы рассмотрим названные выше три компонента

человеческих отношений, определим, что такое мотивация и управление,

выясним их основные методы и функции, укажем источники этих двух

взаимосвязанных процессов.

В приложении предъявим результаты опроса, целью которого было выявить

мотивацию и удовлетворенность работой, по теории Ф. Герцберга.

2. МОТИВАЦИЯ

Каждый человек в определенном

отношении похож на других, на

некоторых и ни на кого другого.

Клакхон

2. 1. Определение и суть мотивации

Определим термин «мотивация» следующим образом:

Мотивация (лат. motivatio) - динамическая система,

взаимодействующих между собой внутренних факторов

(мотиваторов), вызывающих и направляющих ориентированное на

достижение цели поведение человека или животного. Под

внутренними факторами будем понимать потребности, желания,

стремления, ожидания, восприятия, ценностные установки и

другие психологические компоненты личности.

(Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., 1998, с. 143)

В узком смысле слова, мотивированную деятельность можно определить как

свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека,

направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов, а

мотивацию труда как стремление работника удовлетворить свои потребности

(получить определённые блага) посредством трудовой деятельности. Мотивация

труда является важнейшим фактором результативности работы.

Общепризнанно и распространено, даже среди широких кругов экономистов,

несколько иное определение мотивации, которое например изложили в своей

книге авторы «Основ менеджмента»: «Мотивация - это процесс побуждения себя

и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации»,

которое с нашей точки зрения не совсем корректно, т.к. мы считаем, что

мотивация - это стремление, побуждение, внутренние психические процессы, а

в данном определении ясно сказано, что мотивация есть внешнее воздействие

на человека (что в определённом смысле схоже с понятием стимулирования, о

чем будет сказано ниже). (Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. 1994, с.

165).

Внешне субъект управления может воздействовать на работника либо

принуждая его силой, либо предоставляя какие-то блага. В связи с этим в

психологии различают мотивацию двух видов: положительную и отрицательную.

Положительная мотивация - это стремление добиться успеха в своей

деятельности. Она обычно предполагает проявление сознательной активности

и связана определенным образом с проявлением положительных эмоций и

чувств, например, одобрение тех, с кем трудится данный человек.

К отрицательной мотивации относится все то, что связано с применением

осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не

только в материальном, но и в психологическом смысле слова. При

отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Боязнь

наказания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и чувств.

А следствием этого является нежелание трудиться в данной области

деятельности.

Известно, что многократное применение наказания существенно снижает его

действие. Такова психологическая закономерность. В результате люди

привыкают к отрицательному воздействию наказания и, в конце концов,

перестают реагировать на него подобно тому, как ребенок привыкает к побоям,

Парадоксально, но факт, что подобное действие оказывает и

вознаграждение. Если человек все время получает, например, материальную

награду, то со временем оно теряет свою мотивационную нагрузку, т.е.

перестает действовать. Ученые-психологи доказали, что длительно действующая

отрицательная мотивация вредным образом отражается не только на результатах

труда, но и на самой личности работника. (М.-А. Робер, Ф. Тильман, 1988, с.

87).

Мотив – причина деятельности, связанная с удовлетворением

объективных потребностей.

Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо,

вызывающее

побуждение к действию.

Первичные потребности заложены генетически (потребность в еде, сне и

др.), а вторичные – психологические потребности, вырабатываются в ходе

познания и обретения жизненного опыта.

Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их

существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат

мотивом к действию.

Человек не будет трудиться, если у него нет потребности (мотива) в

получении предоставляемого блага. Например, если вы хотите заставить

работать представителей какого-нибудь отсталого племени, живущего в

условиях каменного века, давая им взамен целый чемодан долларов (что для

современного человека, безусловно, является ценным), то они будут работать

скорее из-за самого чемодана, а не из-за бесполезных с их точки зрения

бумажных купюр.

Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.

Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным.

Руководители используют внешние вознаграждения (денежные выплаты,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты