Положителные человеческие отношения в просветительных организациях: мотивация и управление

2. 5. Факторы, влияющие на удовлетворенность работой и мотивацию

В Массачусетском технологическом институте осуществлен довольно

обширный исследовательский проект, связанный с планированием служебной

карьеры. Эта работа была начата в связи с таким наблюдением: часть

инженеров потеряли интерес к технике и вместо этого увлеклись проблемами

человеческого поведения. Вторая группа инженеров полностью потеряла

мотивацию к работе и обратила свою активность на семью и увлечения. Таким

образом, число инженеров, интересовавшихся техникой, постоянно

сокращалось. Исследованием было охвачено свыше 3 тысяч человек, работавших

на разных уровнях и в разных должностях. На основе исследования было

выделено пять самых важных факторов, влияющих на удовлетворенность

работой и мотивацию, а именно:

1. Многообразие предъявляемых работой требований к мастерству

(самовыражение). На практике речь идет о том, насколько люди могут

использовать на работе свои сильные качества, о соответствии требований,

предъявляемых работой, и уровня своего мастерства.

2. Ясность содержания задачи и передаваемое ею чувство отождествления с

работой (работа как она есть).

3. Представление о значении задачи для организации (ценность, статус).

Собственное ощущение важности работы и предположение о том, как другие

представляют себе твою работу, образуют в совокупности центральный

фактор мотивации.

4. Обратная связь. Положительное или отрицательное подкрепление, полученное

от начальника, коллег по работе или подчиненных и связанное с успешностью

работы, увеличивает удовлетворенность работой.

5. Самодеятельность. Возможность работать самостоятельно,

сбалансированность власти и ответственности. То же самое можно выразить и

другими словами: самодисциплина - это цена свободы. Обычно люди

готовы заплатить эту цену.

Данные факторы мотивируют по-разному на разных стадиях пребывания в

одной и той же должности. Решающим моментом является длительность

выполнения человеком одной и той же, не меняющейся по

содержанию работы.

Во время первого года работы в определенной должности (будь то первое

или шестое место работы) представление о значении задачи и наличие обратной

связи являются мотиваторами. Самостоятельность не интересует. В интервале

между вторым и пятым годом самостоятельность является важнейшим фактором

мотивации. Наличие обратной связи представляет интерес в течение первых

лет. Работник находится “ в расцвете сил” после двух-трех лет работы на

одном месте. После пяти лет работы на одном и том же месте ни один

фактор не обеспечивает удовлетворенности работой и, как следствие этого,

достижения в работе существенно снижаются. Вместо факторов мотивации,

связанных с работой, мотивация рождается из эгоистических мотиваторов,

как-то: путешествия, представительские мероприятия, хобби в рабочее время.

Важнейшими факторами для поддержания мотивации являются следующие:

1. Систематическая проверка срока работы персонала на одной должности и

управляемое горизонтальное перемещение по службе с интервалом примерно в

пять лет. Горизонтальные подвижки нужно сделать престижными. Также

необходимо одобрить и сделать престижным перемещение вниз в служебной

иерархии на каких-то этапах служебной карьеры.

2. Обогащение содержания работы и расширение ее рамок (оказывают влияние

до 5-летнего срока).

3. Активное структурное планирование организации и применение гибких

организационных форм (проектная, матричная организация).

4. Систематическое развитие организационной деятельности, ценность обучения

и творческого подхода.

5. Реализация новых форм взаимодействия, например, беседы начальника и

подчиненного как составная часть эффективного управления,

производственная демократия.

(Цандер Э., Москва, 1993, с. 256-269)

Таким образом, охорактеризовав процесс мотивации, выяснив основные

источники, рассмотрев различные методы мотивации и факторы, влияющие на

них, можем сказать, что огромная роль процессе мотивации принадлежит

руководителю организации. Процесс мотивации и управления взаимосвязаны,

поэтому в следующей главе обратимся к характеристике процесса управления и

руководителя, как основного лица в данном процессе.

3. УПРАВЛЕНИЕ

Кто много работает, тот много ошибается.

Кто мало работает, тот мало ошибается

Кто не

работает, тот не ошибается.

Кто не ошибается, того

повышают в должности.

3. 1. Определение и суть управления

Управление – профессиональный вид деятельности, осуществляемый

специалистами на базе определенной научно-практической информации и

ресурсов, которые представляют собой с помощью доступных и рациональных

методов и приемов процесс регулирования объектом (ми) для приведения его

(их) в соответствие с поставленными целями.

Если немного раскрыть определение “управление”, то мы увидим, что в него

входит:

. изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;

. производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с

максимальной прибылью;

. управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а

также анализ информации и разработка программ для достижения

поставленной цели.

Основная функция управления – это умение достигать поставленных целей.

Руководитель или управляющий – это человек, занимающий постоянную должность

и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам

деятельности организации.

(Герчикова И. Н., 1997, с. 216-218.)

3. 2. Обязательные способности руководителя

Руководителям присуща определенная система способностей. Различные

авторы выделяют разные обязательные способности руководителей. Рассмотрим

некоторые из них.

П. Юцевичене выделяет три группы таких способностей:

> Технические способности. К ним относятся знания и способность работать с

конкретными технологиями и оборудованием. Данные способности особенно

необходимы для руководителей нижнего уровня, при поднятии по иерархической

лестнице, потребность в них уменьшается.

> Человеческие способности – это умение работать с людьми и организовать

работу в группах. Наука управления акцентирует данные способности как

самые важные в процессе руководства.

> Концептуальные способности. К ним относится системное мышление, умение

моделировать, широкий взгляд на происходящие явления. Чем выше уровень

деятельности руководителя, тем актуальнее для него данные способности.

Представим данные группы способностей наглядно на рис. 3.

Рис. 3. Изменения руководящих способностей на различных уровнях управления.

100

Концептуальные способности

50

Человеческие способности

0 Технические способности

Руководитель Руководитель

Руководитель

нижнего уровня среднего уровня

высшего уровня

(Jucevi?ien? P., 1996, с. 169)

Другой автор (Р. Разаускас) выделяет следующие часто используемые

требования к руководителям, которые часто употребляются в различной

литературе авторов США и Европы.

1. Руководитель должен совмещать интересы конкретной организации и всего

общества.

2. Должен знать соотношения рынка и приспособиться к ним. (Данное

требование больше относится к руководителям фирм).

3. Руководитель должен быть лидером. Лидер (от анг. Leader – ведущий) –

авторитетный член организации или малой группы, личное влияние которого

позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях.

Роль лидера и руководителя не всегда совпадают. (Краткий словарь по

социологии, 1989, с. 141)

4. По мнению американцев, руководитель отвечает за «7М»:

. Men – люди,

. Methods – методы,

. Money – деньги,

. Machines – оборудование,

. Materials – материал, ресурсы,

. Management – управление,

. Marketing – связь с рынком.

5. К требованиям относят и возраст руководителя.

6. Организационные способности.

. Желание быть руководителем.

. Умение общаться и сотрудничать.

. Умение говорить и умение слушать.

. Интересоваться своими подчиненными.

. Чувство юмора.

. Умение экономить время.

. Трудолюбие.

. Адекватно реагировать на критику.

. Рисковать, принимая решения.

. Стремление к новшествам

7. Здоровый карьеризм.

(Razauskas R., 1997, с. 24-33.)

По мнению российских ученых-исследователей. Для каждого руководителя

самая важная способность – это способность эффективно управлять. Это:

. способность управлять собой;

. четкие личные цели;

. упор на постоянный личный рост;

. навык решать проблемы;

. изобретательность и способность к инновациям;

. высокая способность влиять на окружающих;

. знание современных управленческих подходов;

. способность руководить;

. умение обучать и развивать подчиненных;

. способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

(Герчикова И. Н., 1997, с. 347).

3. 3. Основные функции управления

Управление – это непрерывный процесс, состоящий из перманентно

повторяющихся и взаимосвязанных действий.

Эти действия определяются в качестве функций управления. Различные

авторы разрабатывали различные функции. Например, по обзору литературы

можно определить следующие:

1. Маркетинг.

2. Прогнозирование.

3. Планирование.

4. Организация.

5. Распорядительство (командование).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты