ПР PR как область знаний
Министерство образования Российской Федерации
Северо – Кавказский государственный технический
университет
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
По дисциплине : Управление общественными отношениями
На тему: ’’ История развития ПР как области знаний
и сферы деятельности ’’
Работу выполнила:
студентка 3 курса
группы ГМУз – 011
Першикова Е.Н.
Работу проверил:
Бебех В.А.
Ставрополь , 2004
Данная курсовая работа написана на тему ’’История развития ПР
как области знаний и сферы деятельности ’’. Предметом исследования
курсовой работы является паблик рилейшнз. Объем работы состоит из
39 страниц машинописного текста . Для написания курсовой работы
было использовано 14 источников литературы.
Содержание:
Введение
4
1Хронология и динамика развития ПР в мировом пространстве
и России
5
2 Определение ПР 11
3 Цель и составляющие ПР
17
4 Практические аспекты связей с широкой общественностью
23
5 Пиар и бизнес в России
32
Заключение
37
Список использованной литературы
40
Введение
С начала 90-х годов в России наблюдалось медленное
и постепенное, а с середины 90-х годов – быстрое и скачкообразное
развитие различных структур ’’паблик рилейшинз’’: в государственных
органах , коммерческих фирмах , общественных объединениях , наконец,
самостоятельных профессиональных ПР – агенств . Параллельно нарастал
объем подготовки специалистов , ориентированных на работу в ПР –
отрасли . Вместе с увеличением числа отечественных учебных курсов ,
пособий , диссертаций по связям с общественностью проходило
интенсивное становление российской школы ’’паблик рилейшинз’’.
Осмысливая этот ’’бум’’ , аналитики констатировали , что он вовсе
не является данью моде , а вполне закономерен : поскольку связи с
общественностью призваны выполнять объективную и необходимую для
общества функцию , поскольку можно и нужно вести речь о
структурах и специалистах , которые постоянно и профессионально
занимались бы этой работой .
Связи с общественностью или , что равнозначно , ’’паблик
рилейшинз’’(ПР) – важная часть современного бизнеса . Только в
Европе ежегодный доход десяти ведущих ПР – агенств составляет
сотни миллионов долларов . А в мире в этой отрасли занято не
менее полумиллиона человек .
ПР служат различным общественным институтам : предпринимательским
структурам , органам государственной власти ,
некоммерческим организациям , включая учебные и научные учреждения ,
профсоюзы, добровольные ассоциации , больницы и т. д.
Связи с общественностью не знают границ . Они давно стали
привычным явлением в США , западноевропейских странах и все больше
проникают в другие регионы мира . В Китае , например, курс связей
с общественностью включен в учебные программы более ста
университетов.
Так что же такое связи с общественностью? Определений ,пожалуй,
слишком много – порядка пятисот .
В данной курсовой работе представлена история становления ПР, даны
несколько определения ПР , раскрыта цель ПР и ее составляющие . В
работе представлены практические аспекты связей с общественностью
,а также ПР и бизнес в России .
Целью курсовой работы является изучение истории ПР и дать ответ
на вопрос : что такое ПР и его значение в различных сферах
деятельности .
1 Хронология и динамика развития "паблик рилейшнз" в мировом
пространстве и России.
Связи с общественностью это не столько изобретенные кем-то наука
и технология, сколько объективно и постоянно присутствующая в обществе
функция, направленная на создание благоприятного (нейтрализацию
неблагоприятного) фона вокруг некоторого объекта в некоторое время и в
некотором объеме. Другое дело, что средства и методы реализации данной
функции могут применяться с большей или меньшей степенью осознанности,
базироваться на отрывочных эмпирических сведениях или стройной системе
научной информации, мотивироваться различными факторами и т. д.
Считается, что термин public relations родился в США, а его
автором стал Томас Джефферсон, 3-американский президент, который
употребил это словосочетание в 1807г. в черновике своего "Седьмого
обращения к конгрессу". Под активизацией связей с общественностью
Джефферсон понимал наращивание усилий политических институтов для
создания климата доверия в национальном масштабе.
Выделяя ключевые особенности ПР на начальном этапе их
развития, следует сказать, что это была деятельность преимущественно
политическая, поскольку привлечение широкой общественности на свою
сторону требовалось главным образом политикам, а основными субъектами ПР
являлись правительства и другие государственные учреждения. Анализ
конкретных примеров этой деятельности показывает, что она почти полностью
вписывалась в принципы и технологии, относимые ныне к сфере пропаганды и
агитации.
Однако удельный вес политической составляющей в ПР постепенно
уменьшался, что было вызвано интенсивным изменением социально-
экономической ситуации. Так, в США (выбор страны не случаен, поскольку
рассматривать опыт развития ПР в XIX в. на примере какого-либо другого
государства затруднительно) вырастали крупные города, происходила
значительная аккумуляция капитала в частном секторе, формировались
гигантские корпорации, которые наступали на права мелких собственников,
рабочих, фермеров. В качестве ответной реакции организовывались акции
протеста со стороны этих категорий работников, увеличивалась активность
профсоюзов.
Параллельно возникала и другая тенденция: бизнесмены
проявляли периодическое недоверие к государству, что провоцировалось
действиями последнего по усилению государственного регулирования ча
стного сектора экономики и декларированию наступательного характера
президентской власти.
Все это неизбежно вызывало изменение акцентов ПР в направлении
регулирования социально-экономических отношений, а организация связей с
общественностью начинала играть заметную роль в конкурентной борьбе,
построении отношений с профсоюзами, решении производственных задач,
поддержке различных форм экономической активности.
Что же касается обобщенной трактовки самого термина, то уже в 30-
е годы XIX в. понятие "public relations" стали употреблять в качестве
синонима словосочетания relations for the general good (отношения ради
всеобщего блага). К этому времени в США резко увеличился и набор
инструментов для реализации ПР-усилий. Например, в 1830 г. здесь
издавалось наибольшее по сравнению с любой другой страной мира число
газет. Широкое распространение прессы вызвало появление новой, необычной
профессии — пресс-агентов, по существу организаторов работы с прессой,
которые стали прообразами будущих ПР-менов и реализовали на практике
первые действия в области системной и целенаправленной работы с
общественностью. Перед лицом новых требований пресс-агенты объединялись в
пресс-агентства, чтобы продавать свои услуги деловому миру,
обеспокоенному кампаниями в прессе. В 1900 г. в Бостоне появилось первое
Publicity Bureau, занимавшееся связями с прессой.
Начало XX в. ознаменовалось появлением в общественной жизни, а
соответственно и в ПР-деятельности США еще одного акцента. В период
1910—1920 гг., названный позднее эпохой жареных фактов, происходили
публичные скандалы вокруг монополий и коррумпированных чиновников.
Американские журналисты, писатели, социологи обличали и предавали
гласности случаи коррупции, нечестные приемы конкурирующих компаний,
плохие условия жизни рабочих, неблаговидную деятельность правительства.
Объекты критики разрабатывали оборонительные стратегии и обращались за
помощью к пресс-агентам. В результате обличительная журналистика впервые
столкнулась с обороной со стороны людей и структур, практически
осуществлявших ПР-функцию.
Примерно с начала XX в. и стоит начинать анализ развития ПР-
сферы как таковой.В первые десятилетия XX в. появляются и личности, с
именами которых связывают рождение профессиональной ПР-специализации.
Так, одним из отцов современных ПР называют Айви Ли — американского
журналиста, обратившегося к ПР-практике в 1903 г. Четыре года спустя Ли
опубликовал "Декларацию о принципах", своего рода первый моральный кодекс
профессии. "Наша цель заключается в том, — говорилось в Декларации, —
чтобы откровенно и открыто от имени деловых кругов и общественных
институтов предоставлять прессе и общественности США своевременную и
точную информацию по вопросам, представляющим для общественности ценность
и интерес".
Главную задачу нового вида деятельности (первоначально Ли
пользовался термином "publicity", словосочетание "public relations" он
впервые употребил в 1919г.) автор сводил к работе с прессой (mass media
relations); в то же время Декларация выделяет помимо работы пресс-агента
деятельность советника по связям с общественностью. В качестве основной
задачи последнего Ли сформулировал следующую — "побуждать людей верить в