ПР PR как область знаний

П. Авен — президент Альфа-банка, один из наиболее успешных банкиров и

эффективных лоббистов заговорил об общественной морали как главном

условии экономического роста и деловой активности!

Чрезвычайно показателен отмечаемый многими наблюдениями

факт утраты доверия к СМИ и PR-деятельности, характерный для различных

слоев современного российского общества. Несмотря на общую

нежелательность этого обстоятельства, следует отметить его позитивный

момент — очевидно мы переживаем очень важную фазу, когда манипулятивная

модель исчерпала свои возможности. У нас на глазах вызревает новая

нравственная культура российского бизнеса и общества в целом: иногда

грубо циничная, иногда простовато расчетливая. Но именно она,

утилитаристская модель — грубая, но внятная, создает предпосылки

дальнейшего роста и созревания личности и нравственной культуры: от

осознания своих потребностей и интересов к самосознанию, откуда уже рукой

подать до осознания призвания и нравственного долга.

PR как культура и философия современного бизнеса. PR

выражает наиболее характерные особенности современной деловой активности.

В некотором смысле, PR — выраженная в информационных технологиях

нравственная культура современного бизнеса на уровне отдельной фирмы и

общества в целом.

Технология PR основана на принципах развитого и зрелого

бизнеса: партнерства и ответственности. Доверие к бизнесу падает, когда

он увлекается исключительно ростом прибылей, уклоняется от участия в

решении важных социальных проблем, проявляет безответственность. Поэтому

социальная стабильность или социальные конфликты, как следствие —

политическая стабильность или потрясения, — предмет выбора делового мира,

может быть в большей степени, чем рядовых граждан.

Бизнес — не навязывание своей воли другим, а

свободное сотрудничество с ними. А доверие вызывает только тот, кто

открыт и искренен, чье поведение ответственно и предсказуемо, кто

считается с мнением о нем окружающих. Бизнес, и современный в

особенности, есть, прежде всего, бизнес на репутации. Урон, нанесенный

репутации фирмы, в отличие от материального ущерба зачастую невосполним.

Одно из откровений бизнеса конца XX столетия — то, что

источником деловой активности является не столько наличие необходимых

средств, ресурсов, базы и т.п., сколько общность интересов, а значит —

осмысление своего места в мире, своего отношения к другим. Самопознание и

объяснение себя другим не только залог успешной биографии, личной жизни,

но и делового процветания фирмы. С этой точки зрения PR может

трактоваться как практическая философия нравственности современного

бизнеса.

Думается, что самостоятельный рост, вхождение в

мировую экономику рано или поздно приведут российское общество в ситуацию

ответственной свободы, одним из наиболее характерных выражений которой в

технологии менеджмента и является PR. Этика деловой активности в России,

как и нравственная культура всего российского общества, «поставлена на

счетчик» метафизики нравственности. Процесс пошел.

На данный момент в России сложилась достаточно

парадоксальная ситуация в области public relations, обусловленная

мизерным возрастом рыночных отношений и компаний, участвующих в них, а

так же ускоренными темпами вхождения в рынок и, как следствием,

непропорциональностью развития и “цивилизованности” различных секторов

рынка.

Ситуация такова, что, говоря о ПР в России, следует

говорить о развитии этой деятельности только в двух секторах российского

рынка: банковском и компьютерном. В силу различных причин именно эти два

сектора подошли в своем развитии к моменту, когда руководство фирм

осознает необходимость проведения целенаправленной и постоянной

деятельности в сфере ПР.

При этом рынок ПР в этих секторах еще только

зарождается, что порождает множество ошибок и недочетов в деятельности ПР-

менеджеров, в том числе и те, которые упоминались выше. Известно,

например, что в некоторых случаях функции ПР-менеджера совмещены с

функциями менеджера по маркетингу, чуть ли не у каждой компании — своя

модель ПР, и поэтому, представителям прессы зачастую бывает трудно

понять, кто же тот самый “правильный человек”, с которым стоит

поддерживать контакты. Зачастую в компании “пиаром” начинает заниматься

человек, которому... просто нечем больше заняться. В итоге он берется за

это дело с тем же уровнем ответственности, с каким было принято решение о

его назначении. Такой сотрудник может одновременно заниматься рекламой,

организацией выставок и всем прочим, так или иначе относимым к ПР. И

сколько бы обязанностей ни свалилось на него, результаты компании в итоге

практически не изменятся.

Российский рынок меньше, меньше на нем и активных

персон, а в результате присутствует некий элемент тусовочности. ПР-

менеджер, например, знет, что господин Иванов работает в таком-то

издании, с ним надо общаться определенным образом и использовать один

подход, а вот с Петровым из другого издания все немного иначе. В такой

ситуации заниматься стратегическим ПР довольно странно — все равно что из

пушки по воробьям палить.

В России “главным ПР-менеджером” в любой компании

является ее руководитель, именно он определяет стратегию, характер, лицо

компании на рынке, решает, какой она должна быть в глазах общественности,

а в зависимости от его взглядов формируется группа, которая занимается ПР

и маркетингом. Очень многие руководители ставят на первый план не

стратегические, а тактические цели — и в этом смысле большинство

определений ПР вряд ли имеет к российскому рынку серьезное отношение. Нет

также в России ни четких моделей, ни действительно хорошо и ясно

разработанных программ.

Еще одной особенностью этих секторов российского рынка

является доминирование на них закрытых обществ. По этой причине в

ближайшее время не будет настоящего анализа ПР-кампаний. Пройдет еще

лет20— 30. прежде чем открытую информацию можно будет проанализировать.

Ведь ПР—это политика, а кто согласится открыто обсуждать свою стратегию

на рынке?

Очень большая проблема для российских компаний –

“доморощенность” собственных ПР-кадров. Подготовкой специалистов в этой

области почти никто не занимается. МГИМО и факультет журналистики МГУ

готовят специалистов в ПР, но их готовят в первую очередь как

журналистов, а не как сотрудников ПР-службы компании или

специализированного агентства. Их готовят “вообще”, а не в бизнес, тем

более в компьютерный или банковский бизнес. В результате приходят молодые

люди с огромным желанием сделать фирму известной, сделать так, чтобы ее

любили. А как этого добиться – не знают.

Однако, не смотря на молодость и ошибки рынка ПР, за

последние два-три года виден достаточно серьезный прогресс в этой

области. Сегодня уже существует такое важное явление, заметное на рынке,

как перераспределение маркетинговых бюджетов в сторону ПР. С этим

соглашаются сейчас многие фирмы, причем чем более высокотехнологичной

оказывается их продукция, тем выше роль ПР. Это, а также появление все

большего числа специалистов по ПР, увеличение количества правильно и

толково проведенных пресс-конференций, позволяет сделать вывод, что ПР-

рынок в России появился и активно набирает обороты.

Заключение

По мере того как набирает скорость процесс глобализации

коммуникаций , изменяется и роль практиков в области паблик

рилейшнз .

Сегодня мир признал коммуникации как неотъемлемую

составляющую успешного функционирования компании. Всемирные учреждения

и компании понимают необходимость привлекать ПР – специалистов к

принятию решений по всем более или менее существенным

управленческим стратегиям . Этот факт уже сам по себе является

свидетельством эволюции роли ПР – практиков в современном обществе

.

Использование ПР – технологий позволяет практикам

воздействовать на массовую аудиторию . В связи с этим их

использование должно регламентироваться строгим кодексом

профессиональной этики .

Международный кодекс этики (1968 г.) для специалистов

практиков следует распространять , неуклонно соблюдать и решительно

внедрять с помощью профессиональных организаций национального и

международного масштаба .

Следует создать базу данных , на основе которой

будут сопоставляться и анализироваться существующие стандарты в ПР –

практике транснациональных корпораций .

ПР – профессионалам , работающим на глобальном уровне

, следует разработать критерии здоровой ПР – практики , а также

способствовать распространению в корпоративном мире информации о

высоких стандартах в современной ПР – практике транснациональных

корпораций .

Следует срочно приступить к разработке академических

и профессиональных программ для специалистов – практиков

международного уровня , а также для начинающих специалистов .

Следует содействовать разработке , мониторингу , оценке

и продвижению программ профессионального развития во всем мире .

Для повышения уровня общественной осведомленности

и понимания теоретических основ и академической строгости ПР –

дисциплин необходимо разработать и реализовать образовательные и

исследовательские проекты .

Следует издавать материалы и проводить

семинары и конференции , способствующие лучшему пониманию преимуществ

эффективной ПР – практики у исполнительных руководителей

международных корпораций , основанной на восприятии ПР как строгой

дисциплины из области стратегического менеджмента .

Специалистам практикам и профессиональным

ассоциациям следует подготовить необходимые ресурсы для немедленного

внедрения вышеупомянутых рекомендаций .

Список использованной литературы :

1 . Блэк С. Введение в паблик рилейшнз . – Ростов –н-Д , ’’Феникс’’,

1998

2 . Блэк С. ’’ Паблик рилейшнз – что это такое ?’’. – М ., 1990

3 . Блумер Г. Коллективное поведение. // Американская социологическая

мысль . – М ., 1999

4 . Василенко И. Связь с общественностью в государственных

организациях и местных органов власти .// Проблемы теории и

практики управления . – 2003 . № 4

5 . Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations . – СПб.,

1997

6 . Викторов Д. ’’Пиарова победа’’. – М ., 1996

7 . Денисон Д. , Тоби Л. Учебник по рекламе . – Минск , 1996

8 . Паченцов . Имидж – мейкер . Паблик рилейшинз для политиков и

бизнесменов . – Киев , 1998

9 . Песоцкий Е . Современная реклама . Теория и практика . – Ростов

н/Д: Феникс,2001

10 . PR сегодня : новые подходы, исследования , международная практика

./ Пер. с анг. М., 2002

11 . PR : понятия , история , структура. / Под ред. Чуликова П.Н.

Связи с общественностью . – М ., 2001

12 . Ромат Е.В. Реклама: история, теория , практика. – СПб .: Питер,

2002

13 . Серегина Т.К. , Титкова Л.М. Реклама в бизнесе . / Информационно-

внедренческий центр ’’Маркетинг’’.

14 . Феофанов О. Реклама : новые технологии в России. : Учеб.пос. –

СПб., 2000

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты