Системный подход при анализе результатов управляемых процессов, опыта истории и при прогнозировании

экономическую систему, отличительной особенностью которой было

централизованное плановое управление.

Она в наибольшей степени отвечала реалиям того времени, требовавшим

построения независимого индустриального государства в условиях дефицита

времени, полной разрухи народного хозяйства, противодействия враждебных сил

извне, веры руководства в возможности талантливого, деятельного населения,

богатства недр страны. С НЭПом руководство страны рассталось из-за того,

что он не обеспечивал скачка экономики, требовал многих десятков лет для

построения экономически мощного государства, которых не

было[[?]],[[?]],[[?]].

Формирование системы предусматривало, во-первых, создание условий,

делавших возможным как ее формирование, так и эффективное функционирование;

во-вторых, создание системы управления всеми сферами жизни государства и, в

первую, очередь, экономикой.

Цели и объем настоящего исследования позволяют рассмотреть только

решение ключевых вопросов, делавшие возможным как формирование системы, так

и ее эффективное функционирование: решение национального вопроса,

идеологическая работа в стране, реформа сельскохозяйственного производства,

организация науки, а также создание системы централизованного управления

экономикой страны. Все остальные стороны жизни страны (структура

промышленного производства и экономики в целом, государственное устройство,

армия, правоохранительные органы, система образования и т.д.) прагматично и

последовательно были подчинены цели экономического рывка, достижения

независимости государства.

Хорошо продуманная и успешно проведенная национальная политика явилась

важным элементом процесса строительства нового государства. В жестокой

борьбе, преодолевая сопротивление, было покончено с монопольным засильем

каких-то отдельных национальных групп, кланов в ключевых областях жизни

страны[[?]]. В 30-е годы, впервые после 1917 года, на высокие

государственные, хозяйственные и партийные посты (а, благодаря этому, также

в науку, искусство и т.д.) пришли и представители основных национальностей

страны, в том числе, русские, украинцы, белорусы, узбеки и др. и, что

важно, представители ранее отсталых народов. Несмотря на крайне тяжелое

положение страны, руководство дальновидно, в ущерб сиюминутным интересам,

централизованно выделяло средства для развития наций, национальностей,

народностей. Все эти меры окупились. Возросла сплоченность народов;

руководство страны получило мощную социальную опору в лице основных масс

многих десятков национальностей страны; экономика страны развивалась в

рамках единого экономического пространства; страна получила возможность

черпать таланты из мощного многонационального источника на принципах учета

морально-деловых качеств людей; многонациональные Вооруженные силы были

сплоченными и едиными.

Вот один из типичных примеров - Мордовская АССР. Ее народ, давший

название республике, обрел письменность только при советской власти с

помощью русских ученых. Уже в 30-е годы в республике появились поэты и

писатели, творившие на мордовском языке (языке эрьзя и мокша). Было

организовано мордовское отделение союза писателей СССР (1937г.), созданы и

активно функционировали мордовский государственный драматический театр

(1932г.), театр оперы и балета (1937г.), сотни школ, высшие учебные

заведения[?]. Певец мордовского театра оперы и балета И. М.Якушев

(заслуженный артист РСФСР) получил общесоюзное признание, пел в Москве в

Большом театре; мировую известность приобрел скульптор Эрьзя (Нефедов) С.А.

(1876 - 1959г.); мордвин Пуркаев М.А. (1854 - 1953г.) стал генералом армии,

был нашим военным атташе в Германии, командовал фронтом, военным округом;

Данилов Б.П. (1918 - 1970г.) стал видным организатором здравоохранения

страны, первым заместителем министра здравоохранения СССР и т.д. Таких

примеров - тысячи и по всем народам. Руководящей силой этих преобразований

была ВКП(б), а основным (не единственным, конечно) исполнителем - русский

народ. Поэтому строки гимна СССР - «Союз нерушимый республик свободных

сплотила навеки великая Русь» - были в то время святой правдой[?].

Умелая идеологическая работа способствовала дальнейшему развитию

врожденного веками патриотизма народа, особенно среди молодежи.

Теория и практика идеологической работы партии и государства 30 - 50-х

годов заслуживает специального исследования. В рамках данной работы можно

отметить только главное: эта работа была наступательной, активной,

изобретательной, составляла единое целое со всеми планами хозяйственного,

культурного, военного строительства. Большое внимание в этой работе

уделялось молодежи. При этом учитывалось, что социально активная часть

молодежи не может жить без масштабных высоконравственных целей; что

молодежь может стать социально активной, патриотически настроенной, если

будет добиваться своих личных целей в рамках понятных ей масштабных

государственных целей. Такие цели формулировались, работа по их достижению

тщательно организовывалась, успехи при достижении цели, преодолении

трудностей, стимулировались материально и морально. Примеров можно привести

много, рассмотрим один. В начале 30-х годов был выдвинут лозунг: «Молодежь

- в авиацию». Он был вызван очевидной необходимостью: создать в стране эту

отрасль обороны и народного хозяйства. Была создана сеть аэроклубов,

авиационных училищ, сформированы авиационные части, структуры гражданской

авиации. Организации ВЛКСМ проводили индивидуальную работу с молодежью.

Призыв к молодежи подкреплялся материально и морально. Например, первыми

Героями Советского Союза стали не функционеры высоких постов, достигшие

юбилейного возраста, а молодые парни, которые откликнулись на призыв

руководства страны, стали высокопрофессиональными авиаторами и спасли

челюскинцев. И далее высокие боевые и трудовые награды, а также связанные с

этим привилегии и почет получала, главным образом, молодежь. Поэтому ее

значительная часть чувствовала сопричастность с важными государственными

делами[?].

Идеологической работе с народом страна в значительной степени обязана

построением в кратчайший срок экономики, отражением агрессии фашистской

Германии, многочисленных агрессивных действий Японии (Хасан, Халхин-Гол).

Примерами массового сознательного героизма народа, проявляемого при

защите Родины из чисто патриотических побуждений (не по принуждению,

бесконтрольно со стороны властей), являются партизанское движение, действия

подпольных организаций на временно оккупированной врагом территории,

участие в обороне своих городов жителей Ленинграда, Сталинграда, Москвы,

Севастополя, Одессы. Множество таких примеров было и в действующей армии.

Достаточно указать на свыше шестисот случаев тарана вражеских самолетов

советскими летчиками[?], свыше двухсот случаев, когда люди закрывали своим

телом амбразуры огневых точек противника, чтобы спасти товарищей и

обеспечить успех боя.

Большим недостатком в идеологической работе 30 - 50-х г., который

неминуемо проявляет себя в любом обществе, была нетерпимость, преследование

инакомыслящих, произвол, силовые приемы. Страна при этом потеряла много

талантливых деятелей искусства: писателей, художников, музыкантов и их

произведений. Сейчас много и справедливо возмущаются уничтожением храмов,

икон, других исторических и культурных памятников[?].

Все 20 - 50-е годы основная масса народа жила скудно, испытывая многие

лишения. Такая большая часть народа как крестьянство была существенно

ограничена в гражданских правах (отсутствие паспортов, трудность покинуть

колхоз, кроме случаев вербовки на народнохозяйственные стройки весьма,

впрочем, частых)[?]. Однако народ верил в партию и правительство,

правильность его руководства. И дело здесь не только в хорошо поставленной

идеологической работе, в насаждении культа личности. Причина в другом:

народ видел успехи экономики и политики страны и верил, что это приведет к

улучшению его жизни. Тем более, что планомерно предпринимались эффективные

действия в этом направлении. Так, в 30 - 50-е годы советская система

здравоохранения и народного образования считались лучшими в мире[[?]],

отставая до революции от развитых стран по продолжительности жизни

населения на 15-18 лет, СССР к 50-м годам сумел догнать их; относительные

расходы СССР на высшую школу в 30 - 50-е годы в 1, 5 раза превосходили

расходы США[?]; уже в 30-е годы страна добилась всеобщей грамотности; к

началу 50-х годов страна уверенно держала 3-е место в рейтинге по

интеллекту и по праву считалась самой читающей страной мира; быстро

развивались ранее отсталые нации и народности (см. выше); в конце 40-х -

начале 50-х годов стало практикой систематическое снижение цен[?]. В

результате вера народа в свое руководство не была поколеблена самыми

суровыми испытаниями.

В стране уже давно (безотносительно к проблемам, рожденным революцией)

назрела необходимость в реформе сельского хозяйства. Причина - низкая

производительность труда, необходимость ее повышения. Для этого требовалось

внедрять в сельскохозяйственное производство технику, минеральные

удобрения, рациональный севооборот. Однако, это делало необходимым решение

вопроса о рациональной организации сельскохозяйственного производства, о

форме собственности на землю. После революции, в связи с задачей ускоренной

индустриализации страны, при планировании реформы в сельском хозяйстве

требовалось учесть условие: в задаваемые (крайне малые) сроки снабжать

промышленность страны миллионами рабочих рук, обеспечить создание массовой

системы школьного и вузовского образования.

Альтернативными путями реформы были:

1) Сохранить прежнюю систему мелкого землевладения крестьян

(фермерство). Но такие крестьяне не могли купить и содержать технику,

использовать минеральные удобрения, организовать научно обоснованный

севооборот, обеспечить индустрию рабочей силой.

2) Восстановить (создать) крупное землевладение. На пути создания

крупных сельскохозяйственных производств, впервые стали Англия и США.

В Англии руками мелких землевладельцев и ремесленников была совершена

буржуазная революция (XVIII в.). После этого мелкие землевладельцы были

планомерно разорены и превращены в бродяг. Бродяг отлавливали и как скот

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты