Последствия действия факторов торможения могут быть острые (например,
карьерный кризис), вялотекущие (например, карьерный кризис вследствие
отклонений начального профессионального этапа).
5 Этапы карьеры.
В ходе карьеры человек проходит через различные стадии,
взаимосвязанные этапы:
Встречаясь с новым сотрудником, желательно выявить этап карьеры, на
котором он в данный момент находится. Это поможет уточнить цели
профессиональной деятельности , степень динамичности и главное-специфику
индивидуальной мотивации.
Этапы карьеры:
1. Предварительный этап- включает возрастной период до 25 лет и
характеризуется подготовкой к трудовой деятельности, а так же выбором
области деятельности. Особенности мотивации (по Маслоу)- безопасность,
социальное признание;
2. Этап становления- протекает до 30 лет и характеризуется освоением
работы, развитием профессиональных навыков. Особенности мотивации (по
Маслоу)- социальное признание, независимость;
3. Этап продвижения- протекает до 45 лет и характеризуется профессиональным
развитием. Особенности мотивации(по Маслоу)- социальное признание,
самореализация;
4. Этап завершения –проходит после 60 лет и заключается в подготовке к
переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены. Особенности
мотивации (по Маслоу)- удержание социального признания;
5. Пенсионный этап- после 65 лет- занятия другими видами деятельности.
Особенности мотивации (по Маслоу)- поиск самовыражения в новой сфере
деятельности.
Наиболее продуктивной для роста человека является стадия стабильной
работы. Этот период характеризуется усилиями по закреплению прошлых
результатов, предполагает новые служебные продвижения. Период является
творческим, поскольку удовлетворены многие психологические и материальные
потребности.
Понятие стадии карьеры является фундаментальным для управления
развитием карьеры в системе государственной службы. Руководители органов
государственной службы обязаны учитывать это и стремиться дифференцировано
работать над проблемами карьерного продвижения сотрудников. Трудовая
деятельность является не только средством самореализации, но и средством к
существованию, поэтому при выборе профессии приходится учитывать уровень
оплаты труда, его рыночную стоимость. Сравнительно низкий уровень
заработной платы в системе государственной службы приводит к оттоку
наиболее одаренных, быстро прогрессирующих специалистов.
ОРГАНИЗАЦИЯ КАРЬЕРЫ.
В связи с принятием закона «Об основах государственной службы в
Российской Федерации» профессия государственного служащего получила
официальное признание. Под профессией государственного служащего понимают
совокупность знаний, умений и навыков, а так же деловых, личностно
психологических и нравственных качеств человека, позволяющих ему успешно
выполнять трудовые функции на определенных должностях государственной
службы. В рамках этой профессии (как рода занятий, трудовой отрасли )
существует множество специальностей и специализаций, владение которыми
требует определенного уровня умений и знаний – квалификации.
Профессия государственного служащего - одна из самых социально важных,
самых сложных, требующая на подготовку больших затрат времени и средств, а
от человека не только служебно-профессиональных качеств, но и нравственных.
Успешное обеспечение государственной службы высококвалифицированными
кадрами требует нового подхода к проблеме их подготовки, переподготовки и
повышения квалификации.
Опыт карьерного продвижения персонала в системе государственной службы
в большинстве стран показывает, что главным критерием повышения по службе
является профессиональная квалификация, результаты ее практической
реализации и стаж работы.
Цель этой главы – подробно рассмотреть карьерный процесс – от выбора
карьеры до стадии ее завершения
1 Выбор карьеры.
Возможно наиболее важное решение, которое принимает человек в жизни, –
это выбор карьеры.
Джон Голланд предложил и исследовал теорию выбора карьеры. Он считает,
что этот выбор есть выражение личности. Также он считает, что достижения
человека в том или ином виде карьеры зависят от соответствия между его
личностью и обстановкой работы.
Голланд считает, что каждый человек в определенной степени относится к
одному из 6 типов личности:
1. реалистический – этот человек, предпочитающий деятельность, связанную с
манипуляциями инструментов и механизмов – машинист;
2. исследовательский – такой человек предпочитает быть аналитиком,
любознательным, методичным и точным;
3. артистический – это человек экспрессивный, нонконформистски настроенный,
оригинальный, внутренне сосредоточен;
4. Социальный- этот человек любит работать вместе и помогая другим,
целенаправленно избегает систематической деятельности, включая
механическую- школьный консультант;
5. Предпринимательский- человек любит деятельность, позволяющую ему влиять
на других для достижения целей – адвокат;
6. Конвенциональный- любит систематическое манипулирование данными,
записями, репродуцирование материалов – бухгалтер[6].
Несмотря на то, что согласно этой концепции один из типов всегда
доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии
двух и более типов.
Альтернативой концепции Голланда может считаться типология,
предложенная Е.А. Климовым[7]. В ней все виды деятельности разделены по
предметам труда:
Тип П – «человек – природа», если главный, ведущий предмет труда –
растения, животные, микроорганизмы.
Тип Т – «человек – техника», если ведущий предмет труда – технические
системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.
Тип Ч – «человек – человек», если основной предмет труда – люди,
группы, коллективы, общности людей.
Тип З – «человек – знак», если главный предмет труда – условные знаки,
цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Тип Х – «человек – художественный образ» – когда ключевой предмет труда
– художественные образы, условия их построения.
Накладывая две представленные типологии на структуру управления
карьерой государственных служащих можно сделать вывод, что при отборе
кадров в систему государственной службы необходимо в первую очередь
ориентироваться на претендентов, тяготеющих к
социальному/предпринимательскому типу личности (по Дж. Голланду) и к «типу
Ч» (по Е. Климову).
2 Планирование карьеры
Планирование карьеры состоит в определении целей развития карьеры и
путей, ведущих к их достижению. Пути реализации целей развития представляют
собой последовательность должностей, на которых необходимо поработать,
прежде чем занять целевую должность, а так же набор средств, необходимых
для приобретения требуемой квалификации – курсов по профессиональному
обучению, стажировок и т.д.
Это сопоставление потенциальных возможностей, способностей и целей
человека, с требованиями организации, стратегией и планами развития,
выражающийся в сопоставлении программы профессионального и должностного
роста.
В целях оптимизации системы управления каждый государственный служащий
должен быть включен в схему карьерного продвижения. Эта схема может быть
составлена на ближайшие 3-5 лет с момента назначения на должность.
3 Развитие карьеры.
Развитием карьеры называются те действия, которые предпринимает
сотрудник для реализации своего плана.
Планирование и управление развитием карьеры требует от работника и от
органа власти дополнительных усилий, включающих:
1. представления сотруднику возможности профессионального роста,
обеспечение более высокого уровня его жизни;
1. более четкое определение личных профессиональных перспектив сотрудника;
1. возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной
деятельности;
1. повышение конкурентоспособности сотрудника на рынке труда.
Основную ответственность за планирование и развитие собственной карьеры
несет служащий. Руководитель органа власти и управления выступает в
качестве наставника или спонсора сотрудника. Его поддержка необходима для
успешного развития карьеры, поскольку он распоряжается ресурсами, управляет
процессом организации всей деятельности трудового коллектива. Отдел кадров,
службы управления персоналом играют роль консультантов и организаторов
процесса развития карьеры сотрудников. Они стремятся решить две основные
задачи:
1. сформировать заинтересованность сотрудников в развитии карьеры;
1. предоставить им инструменты для начала управления собственной карьерой.
4 План развития карьеры.
Следующим этапом является разработка плана развития карьеры.
План карьеры – документ, в котором представлен вариант
профессионального развития и должностного перемещения государственного
служащего в организации. План обычно включает в себя этапы
профессионального развития госслужащего и наименование должностей, на
которых могут быть проведены стажировка и временное исполнение должности, а
также назначение и необходимые для этого мероприятия по его
профессиональному развитию[8].
Сотрудник должен определить свои профессиональные интересы и методы их
реализации, то есть должность, которую он хотел бы занять. При этом
необходимо сопоставить возможности служащего и его требования к
интересующим должностям и определить, является ли данный план развития
карьеры реалистичным. На данном этапе сотруднику необходима следующая
помощь.
1. консультирование;
1. специальное тестирование для определения сильных и слабых сторон
сотрудника, их потенциальных интеллектуальных возможностей.
Реализация плана развития карьеры зависит, в первую очередь, от самого
работника. Необходимо строго выполнять весь набор средств, обеспечивающих
успешную реализацию плана:
. важнейшей предпосылкой служебного продвижения является успешное
выполнение должностных обязанностей; случаи повышения не справляющихся
со своими обязанностями сотрудников крайне редки;
. сотрудник должен не только пользоваться всеми доступными средствами
профессионального развития, но и демонстрировать вновь приобретенные
навыки, знания, зрелость;
. реализация плана развития карьеры в огромной степени зависит от
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8