Набор служащих осуществляется управлением по руководству персоналом.
Управление проводит экзамены по установленным программам. Совет по
пересмотру квалификации Управления экзаменует старших руководителей. Для
занятия должности боле высокого разряда служащему также необходимо
выдержать экзамен.
Управление отвечает за организацию обучения и повышения квалификации
служащих. Оно разрабатывает методики ежегодных оценок работы служащих и
контролирует их проведение департаментами и ведомствами. В 1988 году почти
97% всех федеральных служащих прошли оценку своих профессиональны
способностей. Она проводится руководителями учреждений и их особыми
советами по проверке исполнения. От ее итогов зависит судьба карьеры
служащего и размер оплаты его труда.
В Законе о Службе высших руководителей определены два типа должностей:
карьерные и общие. На карьерные должности могут назначаться лишь кадровые
чиновники, что должно обеспечить стабильность госаппарата и «гарантировать
его беспристрастность и доверие народа к правительству». Каждому
министерству дается квота на карьерные должности.
На общие должности могут назначаться представители других
профессиональных групп.
Одна из важнейших особенностей СВР – ее гибкий характер. Пройдя
квалификационные процедуры отбора и победив в конкурентной борьбе,
государственный служащий получает возможность занимать различные должности
внутри СВР, независимо от его первоначальной позиции, вследствие чего эта
система не имеет должностных границ.
В 1989 г. был принят закон, согласно которому все карьерные чиновники
обязаны проходить аттестацию. По этому поводу в справочнике для членов СВР
сказано: «Аттестация имеет своей целью повысить результативность
деятельности карьерных членов СВР, в том числе посредством поощрения их
творческого развития и с целью оказания помощи тем руководителям, которые
испытывают определенные трудности, но обладают потенциалом для достижения
хороших результатов».
2 Франция.
В организации государственной службы Франции сочетаются система найма
(«открытая государственная служба») и система карьеры («закрытая
государственная служба»). В соответствии с этим служащие делятся на две
группы:
служащие, не являющиеся чиновниками, работающие в государственных
учреждениях по найму.
служащие-чиновники, постоянно работающие в системе государственной службы,
составляющие ее костяк.
Чиновником является лицо, назначенное на постоянную должность,
включенное в определенный корпус госслужащих и получившее определенный
разряд в иерархии административных органов, служб, учреждений государства.
Корпус объединяет чиновников, выполняющих одинаковую работу (учителя,
инспекторы казначейства, гражданские администраторы и пр.). Войдя в корпус,
чиновник может оставаться в нем всю профессиональную жизнь.
Каждому чиновнику присваивается ранг. Ранг – это звание, дающее
обладателю право занимать определенные должности. Каждый корпус состоит из
многих рангов, которые, в свою очередь, делятся на ступени. Несмотря на
взаимозависимость рангов и должностей, полное совпадение между ними
необязательно. Карьера чиновника обычно проходит внутри корпуса путем
повышения в ступени, ранге или должности. Получение ранга определяется
результатами конкурсных экзаменов и прохождением повышения квалификации.
Повышение в ранге зависит от выслуги лет и аттестации. Аттестация является
также условием повышения к должности. Для перевода в более высокую
категорию необходимо либо решение руководства, либо прохождение конкурса.
Конкурс обычно необходим и для перевода в другой корпус.
Забота о карьере государственных служащих во Франции начинается уже на
этапе обучения. В систему обучения входит ряд специальных учебных
заведений.
Важнейшее из них – Национальная Школа Администрации (ЭНА) – готовит
государственных служащих высшей категории Окончание ЭНА открывает путь к
самым высоким административным должностям. Учебный процесс продолжается
более двух лет и рассчитан на активные методы обучения (работа с
документами, семинары, контакты со специалистами и др.). Обучение платное.
Изучаются дисциплины по следующим направлениям: юриспруденция,
административное право,. бюджет и налоги, экономика, государственное
управление, иностранные языки. Выпускникам школы предоставляются места в
администрации с учетом результатов учебы.
3 Япония.
По численности государственных служащих Япония значительно уступает
странам западной Европы и США, что связано с относительно небольшими
размерами государственного сектора в стране.
Японская государственная служба в зависимости от характера работы
делится на две основные группы: «обычная служба» – основная масса
чиновников; и «особая служба» – немногочисленный самый верхний слой
чиновников государственного аппарата.
Назначение на государственную службу производится на основе
вступительных экзаменов, которые проводятся по принципу «открытых дверей» с
сообщением о времени и месте их проведения в средствах массовой информации.
Подобная система была введена в Японии еще в конце XIX века и действует до
настоящего времени практически без изменений.
Через конкурсные экзамены проходит и повышение в должности. Японские
законы формально дают каждому лицу, поступившему на административную
службу, равное право на повышение в должности. Совет по делам персонала
(контролирующий орган при кабинете министров) ежегодно летом проводит
конкурсные экзамены на повышение в должности работников «обычной службы», в
которых могут участвовать любые лица, находящиеся на нижестоящих постах.
Однако существует ряд ограничительных условий, предъявляемых к претендентам
на руководящие посты. Главным условием является образовательный ценз.
Существующие порядки исключают возможность назначения на посты начальников
отделов, департаментов лиц, не имеющих высшего образования. Кроме того
успешная сдача экзаменов не означает автоматического назначения на
должность. Как правило требуется как минимум полугодичный испытательный
срок, по истечении которого при положительных результатах и происходит
назначение.
Служебное положение чиновников определяется должностями, которые они
занимают в соответствии со своими рангами, стажем работы и прочими
обстоятельствами. От должности, определяющей объем полномочий, зависят
размеры жалования, жестко регламентированные специальной шкалой. В
соответствии с ней, все чиновники подразделяются на восемь рангов. Каждый
ранг, в свою очередь делится на 15 разрядов. Ранг зависит от должности,
занимаемой в государственном аппарате, а разряд от стажа работы,
образования, служебных характеристик.
На государственной службе Японии действует специфическая система
«пожизненного найма» (что характерно и для большинства учреждений и
предприятий страны). Эта система предполагает длительную (вплоть до ухода
на пенсию) службу работающего по найму в одной организации. Его должность и
размер жалования напрямую зависит от продолжительности непрерывного стажа.
Данная система предполагает практическое отсутствие межведомственных
перемещений чиновников и частые (каждые 2-3 года) перемещения внутри
ведомства, что можно считать основными отличительными чертами японской
государственной службы.
Специфической особенностью является «культ» образования. Высшее
образование дает чиновникам ряд преимуществ. К примеру, если лица со
средним или средним техническим образованием зачисляются при поступлении на
службу во 2-ой разряд 8-го ранга, то выпускники университета сразу получают
1-й разряд 7-го ранга. В дальнейшем выпускники университетов также получают
ряд привилегий и льгот при служебном повышении в рангах и разрядах.
Немаловажным является «ранг» университета.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА.
Изучая государственную службу Российской Федерации необходимо осветить
исторический вопрос[18].
Россия позже других стран приступила к формированию системы
государственной службы.
На протяжении XVI – XVII вв. сложился особый тип государственности –
«служилое государство», что было обусловлено слиянием государства и
общества. Это «служилое государство» определяло статус социальных слоев и
групп в общественной иерархии, официально закрепляло за ними
соответствующие служебные обязанности в государственных интересах. Таким
образом, в силу специфики формирования российского государства и
самодержавно-монархической формы правления государственная служба приобрела
вид повинности. В условиях петровской абсолютной монархии такой характер
государственной службы был доведен до максимума. Именно при Петре I был
разработан знаменитый Указ «Табель о рангах» (4 февраля 1722 г.). В "Табель
были включены 94 наименования гражданских и воинских должностей, отнесенных
к 14 классам. Каждый чиновник должен был пройти определенные ступени
бюрократической лестницы, если удовлетворяло качество его службы. Право на
дворянство давал 14 чин. Были сохранены и старые должности, включенные в
структуру новых классов. Оплата труда чиновников стала после введения
"Табеля о рангах" только денежной.
"Табель" постоянно претерпевал изменения. С 1809 г., например, для
перехода в 8 класс необходимо было сдавать экзамен. Классные чины были
постепенно отделены от занимаемых чиновниками должностей. В XIX в. попасть
на вершину чиновничьей иерархии стало намного сложнее, чем при Петре: срок
службы в каждом классе увеличился.
Среди других документов XVIII в., регламентирующих карьерные процессы в
российской государственной службе, необходимо отметить: «Генеральный
Регламент, или Устав» (1720 г.), «О присяге на верность службе" (1719 г.),
"О существенных обязанностях всех чиновников и в особенности прокуроров,
при исправлении должностей своих в Присутственных местах" (1765 г.), "Об
исполнительной дисциплине служащих государственных учреждений" (1724 г.),
"Об учреждении при ряде корпусов и Московском университете классов
Российской юриспруденции и о приготовлении детей из разночинцев и
приказного чина для определения в Присутственные места в копиисты" (1763
г.). Резюмируя содержание этих и ряда других документов того периода, можно
отметить, что главной целью правительства было кадровое обеспечение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8