Экзамен по философии за 11 класс
Экзамен по философии за 11 класс.
Вопрос № 1. Понятие мировоззрения, его исторические типы и формы, роль в
жизни человека. Мировоззрение - совокупность наиболее общих взглядов на мир
и место в нем человека. Мировоззрение это окно в мир. Носителями
мировоззрения являются отдельные люди, а так же разные социальные группы.
Мировоззренческие установки помогают адаптироваться к обществу.
Мировоззрение позволяет нам соотносить наше поведение с поведением других.
Мировоззрение включает в себя и наше представление о мире, и понятие сути
человека, и смысл жизни. Мировоззрение это интегральное образование.
Компоненты мировоззрения: познавательный, ценностно-нормативный, морально-
волевой, идеалы и нормы. Мировоззрение – ориентир и регулятор поведения
человека. Мировоззрение зависит от микро социальной среды. Виды
мировоззрения:
1. Обыденное – формируется самостоятельно.
2. Теоретическое – опирается на разум, на осмысленность, это высоко
систематизированное мировоззрение.
3. Научное – формируется на основе опытов и научных экспериментов.
Мировоззрение может быть прогрессивным и реакционным. Сила мировоззрения
зависит от того, насколько оно освоено. Мировоззрение это отражение мира.
Глубина этого отражения может быть различной. Оно разделяется на этапы:
1. Мироощущения и миросозерцание (фиксация отдельных внешних проявлений
бытия, но не сущностей).
2. Мировосприятие и миропредставление (создание цельной картины мира,
обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их
тождества и различия)
3. Миропонимание (это есть уже философия).
Вопрос № 2. Философия как мировоззрение. Предмет, структура философии.
Философия это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на
мир и место в нем человека. Но понятие мировоззрения шире понятия
философия. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это
теоретически оформленное, рациональное мировоззрение. По самой своей сути
она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности
существования и развития мира и человека. Философия как сложившаяся система
знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать.
В зависимости от их решения философы создают свою концепцию, определяя
конкретные проблемы и используя те или иные категории для ее раскрытия.
Философия ищет объяснения на уровне науки. Философия представляет собой
систему общих теоретических взглядов на мир и на место человека в нем,
раскрывающего определенный предел основ и смысла людей к действительности.
Философия начинается тогда, когда мы спрашиваем о практике. Философия
учение об общих принципах бытия, познание и отношение человека и мира.
Черты философского мировоззрения:
1. Универсализм (рассматривает вопросы, которые можно использовать
всеобщно)
2. Субстанциональность (попытка философии докопаться до первобытного
бытия)
3. Системность
4. Сомнение
Структура философии:
1. История философии.
2. Онтология – учение о бытие.
3. Гносеология – теория познания.
4. Логика.
5. Аксиология – общая теория.
6. Методология – познание и освоение мира.
7. Этика.
8. Эстетика – наука о прекрасном.
9. Философская антропология.
10. Социальная философия.
Функции философии:
1. Мировоз-кая (связана с абстракно-теоретическим, понятийным объяснением
мира).
2. Методологическая (общее учение о методе и совокупность наиболее общих
методов познания и освоения действительности человеком).
3. Прогностическая (формулировка гипотез об общих тенденциях развития
материи и сознания, человека и мира).
4. Критическая (принцип «подвергай все сомнению»).
5. Аксиологическая (оценка объекта с точки зрения самых различных
ценностей)
6. Гносеологическая.
7. Эвристическая.
8. Гуманитарная.
9. Социальная.
Вопрос № 3. Мифология как мировоззрение. Место мифологии в современной
духовной культуре. Античной философии присуще такое мышление как мифология.
Миф был не просто универсальным способом описания мира, а, прежде всего
формой жизни, т. е. особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей,
социальным регулятором их поведения. В нем были слиты воедино самые
разнородные компоненты: общемировоззренческие установки, конкретные знания,
религиозные представления, этические нормы, эстетические идеалы. В пределах
самой мифологии появились мысли о рождении всего сущего. Образы богов
символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними
представлялись в форме брачных отношений. Божественная генеалогия носила
системный характер. Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а
представлениями, образами, которые носили многозначный, расплывчатый,
неопределенный характер. Но вскоре миф не смог выполнять функцию
социального регулятора. Мифологическое сознание не могло быть и
универсальным мировоззрением, поскольку пришло в противоречие с новой
практикой и выраставшими на ее основе знаниями. Возникла потребность в
системе, которая, с одной стороны, давала бы человеку мировоззренческую
ориентацию, а с другой, - базировалась бы на некотором знании, а не на
мифе. Все это привело к разрушению мифологического мировоззрения, а на его
базе уже начала зарождаться философия. Черты мифологического мировоззрения:
1. Отличительные определенные идеалы.
2. Человек мифологического мировоззрения не нарушал экологии.
3. Почитание предков.
4. Объявление непонятного сверхъестественным.
5. Переносит человеческие отношения на сверхъестественный уровень.
6. Боги наделяются человеческими качествами.
Вопрос № 4. Основные черты и особенности исторического развития
религиозного мировоззрения. Религия – форма мировоззрения, где человек
представляет мир двойным: наш и внеземной. Черты сверхъестественного мира:
1. Твердая убежденность в существовании сверхъестественного мира.
2. Обязательное эмоциональное отношение к сверхъестественному миру.
3. Убежденность в существовании двусторонних отношений между человеком и
сверхъестественным миром.
4. Убежденность что соблюдение предписаний данной религии вызовет большую
благосклонность сверхъестественного мира, а несоблюдение наоборот.
Взаимодействие со сверхъестественным миром проявляется в религиозном
культе. Это сопровождается апеллированием специальной утвари. Три основные
религии: христианство, буддизм, ислам. Вера в религиозном мировоззрении
является необходимой предпосылкой и условием познания. Пока существует
вера, до тех пор будет существовать стремление человека познать мир и
самого себя.
Вопрос № 5. Философия «физиса», ее основные черты. Воздействие на развитие
науки воззрений Пифагора, Эмпедокла и атомистов. При распаде
мифологического мировоззрения начали появляться мудрецы. Они как бы
являлись предфилософами. Они пытались объяснить сущность природы (природа –
«физис»). Они считали, что, осмыслив природу, можно осмыслить бытие. Каждый
философ пытался найти единственное начало, первооснову мира – архэ. Большой
вклад в философию физиса внесли три представителя Милетской школы. Фалес
Милетский взял за первооснову воду. Он считал, что вода дает жизнь, значит,
она стоит у истоков всего живого. Анаксимандр вообще считал первоосновой
нечто неопределенное бесконечное, безбрежное – апейрон. Анаксимен
утверждал, что первооснова есть воздух, а остальное это лишь сгущение или
разряжение воздуха. Именно Анаксимен впервые ввел термин архэ. Было много
других философов, которые хотели найти первооснову. Пифагор считал
первоосновой число. Он говорил, что все меняется, а единица как была
единицей, так ею и осталась. И именно число считают величайшим изобретением
Пифагора. Гераклит выбрал за первооснову огонь. Мир вечно живой огонь. И
изобрел новый вид мышления – диалектику. Эмпедокл выдвинул свою теорию о
первооснове, которая просуществовала почти до 17 века. Он утверждал, что
первоосновой являются 4 стихии: вода, земля, воздух и огонь. Их разделяет
вражда, а объединяет любовь. Он наделил эти стихии своими качествами. Вода
– мокрое и холодное, значит зима, север и старость. Земля – сухое и
холодное, значит осень, запад и зрелость. Воздух – влажное и горячее,
значит весна, восток и детство. Огонь – сухое и горячее, значит лето, юг и
юность. Демокрит считал первоосновой атом. Это утверждали и представители
такого течения в философии, как атомисты. Анаксагор считал первоосновой
семена, так как они стоят у истоков развития живого организма. Эмпедокл
выдвинул свою теорию о первооснове, которая просуществовала почти до 17
века. Он утверждал, что первоосновой являются 4 стихии: вода, земля, воздух
и огонь. Их разделяет вражда, а объединяет любовь. Он наделил эти стихии
своими качествами. Вода – мокрое и холодное, значит зима, север и старость.
Земля – сухое и холодное, значит осень, запад и зрелость. Воздух – влажное
и горячее, значит весна, восток и детство. Огонь – сухое и горячее, значит
лето, юг и юность. Он был учеником школы врачевания. Благодаря нему
универсальная теория объяснения архэ застряла на 200 лет. Атомисты
выдвинули идею множественного первоначала, которая позволяла мыслить
движение, возникновение и уничтожение вещей. Они исходили из того, что, не
только бытие, но и небытие существует. При этом они представляли бытие в
виде атомов, а небытие как пустоту. Движением атомов они объясняли те
свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой видимостью –
изменчивость всех предметов и явлений. На основе атомистической гипотезы
предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего
объяснялось единство мира – мир един, так как основу его составляют атомы.
На основе принципов атомизма стало возможным объяснить образование
множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец,
атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей, как процессы
соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят
временный, переходящий характер. К концу V века до нашей эры учение
атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую
форму классической натурфилософии, которая уже завершила свое развитие и