Экзамен по философии за 11 класс

Экзамен по философии за 11 класс

Экзамен по философии за 11 класс.

Вопрос № 1. Понятие мировоззрения, его исторические типы и формы, роль в

жизни человека. Мировоззрение - совокупность наиболее общих взглядов на мир

и место в нем человека. Мировоззрение это окно в мир. Носителями

мировоззрения являются отдельные люди, а так же разные социальные группы.

Мировоззренческие установки помогают адаптироваться к обществу.

Мировоззрение позволяет нам соотносить наше поведение с поведением других.

Мировоззрение включает в себя и наше представление о мире, и понятие сути

человека, и смысл жизни. Мировоззрение это интегральное образование.

Компоненты мировоззрения: познавательный, ценностно-нормативный, морально-

волевой, идеалы и нормы. Мировоззрение – ориентир и регулятор поведения

человека. Мировоззрение зависит от микро социальной среды. Виды

мировоззрения:

1. Обыденное – формируется самостоятельно.

2. Теоретическое – опирается на разум, на осмысленность, это высоко

систематизированное мировоззрение.

3. Научное – формируется на основе опытов и научных экспериментов.

Мировоззрение может быть прогрессивным и реакционным. Сила мировоззрения

зависит от того, насколько оно освоено. Мировоззрение это отражение мира.

Глубина этого отражения может быть различной. Оно разделяется на этапы:

1. Мироощущения и миросозерцание (фиксация отдельных внешних проявлений

бытия, но не сущностей).

2. Мировосприятие и миропредставление (создание цельной картины мира,

обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их

тождества и различия)

3. Миропонимание (это есть уже философия).

Вопрос № 2. Философия как мировоззрение. Предмет, структура философии.

Философия это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на

мир и место в нем человека. Но понятие мировоззрения шире понятия

философия. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это

теоретически оформленное, рациональное мировоззрение. По самой своей сути

она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности

существования и развития мира и человека. Философия как сложившаяся система

знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать.

В зависимости от их решения философы создают свою концепцию, определяя

конкретные проблемы и используя те или иные категории для ее раскрытия.

Философия ищет объяснения на уровне науки. Философия представляет собой

систему общих теоретических взглядов на мир и на место человека в нем,

раскрывающего определенный предел основ и смысла людей к действительности.

Философия начинается тогда, когда мы спрашиваем о практике. Философия

учение об общих принципах бытия, познание и отношение человека и мира.

Черты философского мировоззрения:

1. Универсализм (рассматривает вопросы, которые можно использовать

всеобщно)

2. Субстанциональность (попытка философии докопаться до первобытного

бытия)

3. Системность

4. Сомнение

Структура философии:

1. История философии.

2. Онтология – учение о бытие.

3. Гносеология – теория познания.

4. Логика.

5. Аксиология – общая теория.

6. Методология – познание и освоение мира.

7. Этика.

8. Эстетика – наука о прекрасном.

9. Философская антропология.

10. Социальная философия.

Функции философии:

1. Мировоз-кая (связана с абстракно-теоретическим, понятийным объяснением

мира).

2. Методологическая (общее учение о методе и совокупность наиболее общих

методов познания и освоения действительности человеком).

3. Прогностическая (формулировка гипотез об общих тенденциях развития

материи и сознания, человека и мира).

4. Критическая (принцип «подвергай все сомнению»).

5. Аксиологическая (оценка объекта с точки зрения самых различных

ценностей)

6. Гносеологическая.

7. Эвристическая.

8. Гуманитарная.

9. Социальная.

Вопрос № 3. Мифология как мировоззрение. Место мифологии в современной

духовной культуре. Античной философии присуще такое мышление как мифология.

Миф был не просто универсальным способом описания мира, а, прежде всего

формой жизни, т. е. особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей,

социальным регулятором их поведения. В нем были слиты воедино самые

разнородные компоненты: общемировоззренческие установки, конкретные знания,

религиозные представления, этические нормы, эстетические идеалы. В пределах

самой мифологии появились мысли о рождении всего сущего. Образы богов

символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними

представлялись в форме брачных отношений. Божественная генеалогия носила

системный характер. Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а

представлениями, образами, которые носили многозначный, расплывчатый,

неопределенный характер. Но вскоре миф не смог выполнять функцию

социального регулятора. Мифологическое сознание не могло быть и

универсальным мировоззрением, поскольку пришло в противоречие с новой

практикой и выраставшими на ее основе знаниями. Возникла потребность в

системе, которая, с одной стороны, давала бы человеку мировоззренческую

ориентацию, а с другой, - базировалась бы на некотором знании, а не на

мифе. Все это привело к разрушению мифологического мировоззрения, а на его

базе уже начала зарождаться философия. Черты мифологического мировоззрения:

1. Отличительные определенные идеалы.

2. Человек мифологического мировоззрения не нарушал экологии.

3. Почитание предков.

4. Объявление непонятного сверхъестественным.

5. Переносит человеческие отношения на сверхъестественный уровень.

6. Боги наделяются человеческими качествами.

Вопрос № 4. Основные черты и особенности исторического развития

религиозного мировоззрения. Религия – форма мировоззрения, где человек

представляет мир двойным: наш и внеземной. Черты сверхъестественного мира:

1. Твердая убежденность в существовании сверхъестественного мира.

2. Обязательное эмоциональное отношение к сверхъестественному миру.

3. Убежденность в существовании двусторонних отношений между человеком и

сверхъестественным миром.

4. Убежденность что соблюдение предписаний данной религии вызовет большую

благосклонность сверхъестественного мира, а несоблюдение наоборот.

Взаимодействие со сверхъестественным миром проявляется в религиозном

культе. Это сопровождается апеллированием специальной утвари. Три основные

религии: христианство, буддизм, ислам. Вера в религиозном мировоззрении

является необходимой предпосылкой и условием познания. Пока существует

вера, до тех пор будет существовать стремление человека познать мир и

самого себя.

Вопрос № 5. Философия «физиса», ее основные черты. Воздействие на развитие

науки воззрений Пифагора, Эмпедокла и атомистов. При распаде

мифологического мировоззрения начали появляться мудрецы. Они как бы

являлись предфилософами. Они пытались объяснить сущность природы (природа –

«физис»). Они считали, что, осмыслив природу, можно осмыслить бытие. Каждый

философ пытался найти единственное начало, первооснову мира – архэ. Большой

вклад в философию физиса внесли три представителя Милетской школы. Фалес

Милетский взял за первооснову воду. Он считал, что вода дает жизнь, значит,

она стоит у истоков всего живого. Анаксимандр вообще считал первоосновой

нечто неопределенное бесконечное, безбрежное – апейрон. Анаксимен

утверждал, что первооснова есть воздух, а остальное это лишь сгущение или

разряжение воздуха. Именно Анаксимен впервые ввел термин архэ. Было много

других философов, которые хотели найти первооснову. Пифагор считал

первоосновой число. Он говорил, что все меняется, а единица как была

единицей, так ею и осталась. И именно число считают величайшим изобретением

Пифагора. Гераклит выбрал за первооснову огонь. Мир вечно живой огонь. И

изобрел новый вид мышления – диалектику. Эмпедокл выдвинул свою теорию о

первооснове, которая просуществовала почти до 17 века. Он утверждал, что

первоосновой являются 4 стихии: вода, земля, воздух и огонь. Их разделяет

вражда, а объединяет любовь. Он наделил эти стихии своими качествами. Вода

– мокрое и холодное, значит зима, север и старость. Земля – сухое и

холодное, значит осень, запад и зрелость. Воздух – влажное и горячее,

значит весна, восток и детство. Огонь – сухое и горячее, значит лето, юг и

юность. Демокрит считал первоосновой атом. Это утверждали и представители

такого течения в философии, как атомисты. Анаксагор считал первоосновой

семена, так как они стоят у истоков развития живого организма. Эмпедокл

выдвинул свою теорию о первооснове, которая просуществовала почти до 17

века. Он утверждал, что первоосновой являются 4 стихии: вода, земля, воздух

и огонь. Их разделяет вражда, а объединяет любовь. Он наделил эти стихии

своими качествами. Вода – мокрое и холодное, значит зима, север и старость.

Земля – сухое и холодное, значит осень, запад и зрелость. Воздух – влажное

и горячее, значит весна, восток и детство. Огонь – сухое и горячее, значит

лето, юг и юность. Он был учеником школы врачевания. Благодаря нему

универсальная теория объяснения архэ застряла на 200 лет. Атомисты

выдвинули идею множественного первоначала, которая позволяла мыслить

движение, возникновение и уничтожение вещей. Они исходили из того, что, не

только бытие, но и небытие существует. При этом они представляли бытие в

виде атомов, а небытие как пустоту. Движением атомов они объясняли те

свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой видимостью –

изменчивость всех предметов и явлений. На основе атомистической гипотезы

предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего

объяснялось единство мира – мир един, так как основу его составляют атомы.

На основе принципов атомизма стало возможным объяснить образование

множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец,

атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей, как процессы

соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят

временный, переходящий характер. К концу V века до нашей эры учение

атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую

форму классической натурфилософии, которая уже завершила свое развитие и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты