Экзамен по философии за 11 класс

переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и

утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило

распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г, в

Англии и революцией 1789-1790 гг., во Франции, И оставило неизгладимый след

в науке, литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм), но

главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного

движения. При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в

его оценке как передового, новаторского явления. Как течение общественной

мысли Просвещение, несомненно, представляло собой некое единство.

Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и

предпочтениях. Речь идет прежде всего о целях и идеалах Просвещения, таких,

как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость

и др,, а также о знаменитом вольнодумстве, критическом отношении к

авторитетам всякого рода, не приятии догм. Именно разномыслие

просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой

исключительной плодотворности их теоретической деятельности. В нескончаемых

спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав

человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии,

правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики

индивидуализма .За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран

дорого поплатились в XIX и XX вв.

Вопрос № 16. Философские содержание механической картины мира и особенности

французского материализма (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах). Проблемы,

поставленные материалистами 17 в. получили дальнейшую разработку у

французских материалистов 18 в. они очистили его от различных

схоластических терминов, выступили против чисто умозрительного решения

философских проблем. Наиболее известные представители: Ламетри, Дидро,

Гельвеций, Гольбах. Французский материализм того периода – классическая

разновидность метафизического материализма в его механической форме. В его

пределах французские материалисты разрабатывали учение о природе, человеке,

обществе. Они дали наиболее полное толкование вопроса о материи и движении.

Они подходили к выработке философского понятия материи как объективной

реальности, находящейся вне сознания и действующей на наши органы чувств.

Самым существенным атрибутом материи они считали движение. Наиболее полно

учение о материи и движении дано в работе Гольбаха «Система природы». Идея

неразрывной связи материи и движения представляет собой элемент диалектики,

не укладывающийся строго в механистическое понимание природы. Отмечая

внутреннюю активность материи, неразрывность ее с движением, они не сумели

подняться до понимания многообразия и качественного различия форм движения.

Однако наиболее полно, логически завершенные идеи выражены в учении

Гольбаха «Система природы». Материалисты все сводили к механическому

движению. По их мнению, даже человек есть физическое существо, отличающееся

от других тем, что он способен мыслить. Дидро уподоблял человека

инструменту, наделенному чувствительностью и памятью, Ламетри проводил

аналогию между человеком и машиной. Механистически понимая взаимосвязь

необходимости и случайности, распространив это понимание на поведение

человека в обществе, материалисты считали, что человек не м.б. свободен в

своих поступках и действиях ибо во всем царит только необходимость, что он

беспомощен пред силами природы и ее законами. Такой вывод приводил их к

фаталистическому истолкованию необходимости. Не уяснив диалектического

взаимодействия необходимости и свободы, французские материалисты пришли к

выводу о том, что никакой свободы нет и быть не может, т.к. в мире

господствует только необходимость. Понимание познание, как отражение

внешнего мира в мозгу человека они считали человека пассивным созерцателем.

Они исходили из понятий человеческой природы и естественный человек,

основой жизнедеятельности которого являются потребности и интересы.

Первичные потребности – еда, одежда, жилище и т.д. Вторичные – гордость,

зависть, честолюбие. Стремление к счастью лежит в основе нравственных

побуждений человека. По мнению Гельвеция, личный интерес – главная причина

человеческого поведения. Чтобы изменить человека, нужно изменить окружающую

среду.

Вопрос № 17. Основные черты философии И. Канта. Учение об антимониях и

разработка диалектического метода. Одним из величайших умов человечества,

основоположником классического немецкого идеализма, возродивших идеи

диалектики, был И. Кант (1724-1804). Именно с Канта занималась утренняя

заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке

Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им концепция

происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор

является одной из фундаментальных идей в астрономии. Кант считал, сто

решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии,

должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и

установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно

Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Кант различал

воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по

себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как

он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены),

составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия “ вещей

самих по себе” на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот

хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы читаем законами

природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть

наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует

независимая от человеческого сознания сущность вещей – “вещи сами по себе”.

Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умом

постигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной

веры в человеческий разум, называя эту веру догматизмой. В принципиальной

ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный

смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было

бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был

убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде

восприятия. Пространство и время идеальны, а не реальны. Философия Канта не

свободна от компромисса с идеализмом. Стремясь примерить науку и религию,

он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место

вере.

Вопрос № 18. Общая характеристика философско-социологических воззрений Г.

Ф. В. Гегеля. Достижения и ограничения гегелевской диалектики. Высшим

достижением немецкой классической философии явилась диалектика Гегеля (1770-

1831). На объективно-идеалестической основе он развил учение о законах и

категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал

основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический

метод мышления, господствующий как в идеалистических, так и в

материалистических учениях того времени. Кантовской «вещи самой по себе» он

противопоставил принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель

утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе

которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это –

деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира.

Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.

В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание

самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого

мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе

законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме «инобытия» в виде

явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие

идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем

этапе абсолютная идея возвращается к самой себе в форме человеческого

сознания и самосознания.

Вопрос № 19. Философская антропология Л. Фейербаха. Иным направлением в

развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейербаха (1804 – 1872) –

крупнейшего материалиста домарксистской эпохи, последнего представителя

немецкой классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля,

Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Материализм так же

стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как

свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непредложен,

неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний

характер: за отрицанием идеализма он недооценил гегелевскую диалектику.

Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной

чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего

продукта природы, рассмотрение человека в неразрывном единстве с природой.

Природа – основа духа. Она же должна явиться основой и новой философии,

призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила

чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации,

обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим

процессам. Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против

идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического

противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против

вульгарного материализма. Однако «природная» сторона в человеке

гипертрофировалась, а специальная – недооценивалась.

Вопрос № 20. Предпосылки возникновения и основные черты марксистской

философии (диалектического и исторического материализма). Предпосылки:

овеществление труда. Социально - экономические изменения. С 1838 г.

началось постепенное улучшение жизни рабочих, хотя разница между бедными и

богатыми росла. С 1850 г. бедные перестали становиться ещё беднее,

закончилось абсолютное обнищание рабочего класса. Непосредственными же

теоретическими предпосылками марксистской философии послужили диалектика

Гегеля и материализм Фейербаха. Свое отношение к философии этих мыслителей

Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) выразили в целом

ряде своих работ, прежде всего таких, как «Критика гегелевской философии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты