переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и
утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило
распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г, в
Англии и революцией 1789-1790 гг., во Франции, И оставило неизгладимый след
в науке, литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм), но
главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного
движения. При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в
его оценке как передового, новаторского явления. Как течение общественной
мысли Просвещение, несомненно, представляло собой некое единство.
Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и
предпочтениях. Речь идет прежде всего о целях и идеалах Просвещения, таких,
как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость
и др,, а также о знаменитом вольнодумстве, критическом отношении к
авторитетам всякого рода, не приятии догм. Именно разномыслие
просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой
исключительной плодотворности их теоретической деятельности. В нескончаемых
спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав
человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии,
правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики
индивидуализма .За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран
дорого поплатились в XIX и XX вв.
Вопрос № 16. Философские содержание механической картины мира и особенности
французского материализма (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах). Проблемы,
поставленные материалистами 17 в. получили дальнейшую разработку у
французских материалистов 18 в. они очистили его от различных
схоластических терминов, выступили против чисто умозрительного решения
философских проблем. Наиболее известные представители: Ламетри, Дидро,
Гельвеций, Гольбах. Французский материализм того периода – классическая
разновидность метафизического материализма в его механической форме. В его
пределах французские материалисты разрабатывали учение о природе, человеке,
обществе. Они дали наиболее полное толкование вопроса о материи и движении.
Они подходили к выработке философского понятия материи как объективной
реальности, находящейся вне сознания и действующей на наши органы чувств.
Самым существенным атрибутом материи они считали движение. Наиболее полно
учение о материи и движении дано в работе Гольбаха «Система природы». Идея
неразрывной связи материи и движения представляет собой элемент диалектики,
не укладывающийся строго в механистическое понимание природы. Отмечая
внутреннюю активность материи, неразрывность ее с движением, они не сумели
подняться до понимания многообразия и качественного различия форм движения.
Однако наиболее полно, логически завершенные идеи выражены в учении
Гольбаха «Система природы». Материалисты все сводили к механическому
движению. По их мнению, даже человек есть физическое существо, отличающееся
от других тем, что он способен мыслить. Дидро уподоблял человека
инструменту, наделенному чувствительностью и памятью, Ламетри проводил
аналогию между человеком и машиной. Механистически понимая взаимосвязь
необходимости и случайности, распространив это понимание на поведение
человека в обществе, материалисты считали, что человек не м.б. свободен в
своих поступках и действиях ибо во всем царит только необходимость, что он
беспомощен пред силами природы и ее законами. Такой вывод приводил их к
фаталистическому истолкованию необходимости. Не уяснив диалектического
взаимодействия необходимости и свободы, французские материалисты пришли к
выводу о том, что никакой свободы нет и быть не может, т.к. в мире
господствует только необходимость. Понимание познание, как отражение
внешнего мира в мозгу человека они считали человека пассивным созерцателем.
Они исходили из понятий человеческой природы и естественный человек,
основой жизнедеятельности которого являются потребности и интересы.
Первичные потребности – еда, одежда, жилище и т.д. Вторичные – гордость,
зависть, честолюбие. Стремление к счастью лежит в основе нравственных
побуждений человека. По мнению Гельвеция, личный интерес – главная причина
человеческого поведения. Чтобы изменить человека, нужно изменить окружающую
среду.
Вопрос № 17. Основные черты философии И. Канта. Учение об антимониях и
разработка диалектического метода. Одним из величайших умов человечества,
основоположником классического немецкого идеализма, возродивших идеи
диалектики, был И. Кант (1724-1804). Именно с Канта занималась утренняя
заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке
Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им концепция
происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор
является одной из фундаментальных идей в астрономии. Кант считал, сто
решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии,
должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и
установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно
Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Кант различал
воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по
себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как
он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены),
составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия “ вещей
самих по себе” на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот
хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы читаем законами
природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть
наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует
независимая от человеческого сознания сущность вещей – “вещи сами по себе”.
Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умом
постигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной
веры в человеческий разум, называя эту веру догматизмой. В принципиальной
ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный
смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было
бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был
убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде
восприятия. Пространство и время идеальны, а не реальны. Философия Канта не
свободна от компромисса с идеализмом. Стремясь примерить науку и религию,
он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место
вере.
Вопрос № 18. Общая характеристика философско-социологических воззрений Г.
Ф. В. Гегеля. Достижения и ограничения гегелевской диалектики. Высшим
достижением немецкой классической философии явилась диалектика Гегеля (1770-
1831). На объективно-идеалестической основе он развил учение о законах и
категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал
основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический
метод мышления, господствующий как в идеалистических, так и в
материалистических учениях того времени. Кантовской «вещи самой по себе» он
противопоставил принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель
утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе
которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это –
деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира.
Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.
В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание
самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого
мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе
законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме «инобытия» в виде
явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие
идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем
этапе абсолютная идея возвращается к самой себе в форме человеческого
сознания и самосознания.
Вопрос № 19. Философская антропология Л. Фейербаха. Иным направлением в
развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейербаха (1804 – 1872) –
крупнейшего материалиста домарксистской эпохи, последнего представителя
немецкой классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля,
Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Материализм так же
стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как
свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непредложен,
неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний
характер: за отрицанием идеализма он недооценил гегелевскую диалектику.
Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной
чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего
продукта природы, рассмотрение человека в неразрывном единстве с природой.
Природа – основа духа. Она же должна явиться основой и новой философии,
призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила
чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации,
обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим
процессам. Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против
идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического
противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против
вульгарного материализма. Однако «природная» сторона в человеке
гипертрофировалась, а специальная – недооценивалась.
Вопрос № 20. Предпосылки возникновения и основные черты марксистской
философии (диалектического и исторического материализма). Предпосылки:
овеществление труда. Социально - экономические изменения. С 1838 г.
началось постепенное улучшение жизни рабочих, хотя разница между бедными и
богатыми росла. С 1850 г. бедные перестали становиться ещё беднее,
закончилось абсолютное обнищание рабочего класса. Непосредственными же
теоретическими предпосылками марксистской философии послужили диалектика
Гегеля и материализм Фейербаха. Свое отношение к философии этих мыслителей
Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) выразили в целом
ряде своих работ, прежде всего таких, как «Критика гегелевской философии