Экзамен по философии за 11 класс

приходила к саморазложению.

Вопрос № 6. Сократ и сократические школы в философии. Сократ родился в

месяц Фаргелеон. Месяц посвящен Аполлону. В этот месяц не было войн.

«Познай самого себя» - это лозунг Сократа. Он получил бесплатное

образование. Отслужил в армии. Кем он только не был. Но все-таки его тянуло

к знаниям. Любил общаться с умными людьми. Он перенес философию от космоса

к человеку. Считал высшим благом – знания. Они являются регулятором

поведения человека. Его знаменитая формула-ирония: «Я знаю, что я ничего не

знаю». Он считался самым умным того времени. Он был сторонником

интеллектуального аристократизма, отрицательно относится к передаче власти

по наследству. Он достаточно аристократичен, но он сдержан, поэтому кажется

демократичным. Он любил общаться с народом, так как он утверждал, что в

беседах познает себя. Свой метод беседы назвал – майевтика. Он часто и

использовал метод диалектики, поэтому постепенно перестал нравиться народу.

Его казнили по доносу. Христианская церковь назвала его первым христианином

до Христа. Сократ не писал трудов, а передавал все в устной форме своим

ученикам. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как

искусства исследования понятий с целью постижения истины. Истина для

Сократа рождалась в процессе диалога с собеседником. В Сократовской школе

ученик должен был молчать несколько лет, выслушивая других и набираясь

мудрости. У Сократа было много учеников, среди них были Платон и

Аристотель.

Вопрос № 7. Платоновская система объективного идеализма. Диалектика «мира

бытия» и «мира становления» Платон полагал, что душа человека бестелесна и

потому неделима и проста, бессмертна и вечна. Она чувственно не

воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У

Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после

физической смерти. Душа пребывает в мире идей Ю своеобразное понимание

познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей, душа

обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного

человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако если человек

занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на

конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Именно поэтому

человек непосредственно благодаря способности души к пониманию вещей. Т.е.,

чувственное понимание вещей здесь – лишь импульс, толчок к реальному

пониманию сущности.

|Мир Бытия |Мир Становления |

|Вечный, покоящийся, бессмертное, |Временный, движущийся, смертен, |

|постигается разумом, тождествен себе, |воспринимается чувствами, всегда иной,|

|неделим. |делим. |

Вопрос № 8. Учение Аристотеля, его роль в развитии философии и

естествознания. Аристотель родился в 384г. д.н.э. в греческом городе

Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось

тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Быть врачом означало в

Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был

известен всей Македонии. Аристотель в самом раннем возрасте (в 17лет)

вошел в школу Платона. Сперва он был принципиальным платоником, а

впоследствии отошел от строгого платонизма. Первые сочинения Аристотеля в

стенах Платоновской Академии, куда он

поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой он впоследствии

прозанимался всю жизнь. В 364 году до н.э. Аристотель встречается с

Платоном, и они общались до самой смерти Платона, т.е. в течение 17 лет.

Материя у него аморфна. Аристотель считал, что все состоит из аморфной и

пассивной формы, т. е. состоит из причин. Как и Платона, душа у Аристотеля

проходит 3 этапа:

1. Вегетативный (есть даже у растений)

2. Чувственный (есть уже у животных)

3. Разумный (есть только у человека)

Познание мира тоже многоэтажно. Был одним из крупнейших ученых. Будучи

идеалистом, переходит к Дуализму. Он очень плодовитый автор. Разработал

учение о 4 первоначалах или первопричинах всего существующего:

1. Формальная причина («суть бытия» или ее первая сущность, то, без чего

вещи нет).

2. Материальная причина (первоматерия (неопределенная и бесформенная), то

из чего состоит уже оформленный материал).

3. Движущая причина (наличие самодвижности, самопроизвольности или

самодвижущей причины, которая определяет активность формы)

4. Целевая причина (Всякая возможность стремится реализовать себя, стать

полномерной, поэтому цель – стремление к своему благу).

Своим умом обнял все достояния античности. Он был основоположником логики.

Аристотель создает специфический язык философии

Вопрос № 9. Схоластика как тип средневековой философии. Общая

характеристика взглядов Фомы Аквинского. После V века н.э. христианская

религия и церковь обрели господствующее положение в странах Западной

Европы. Монастыри, а затем и университеты стали основными очагами

образования и культуры, философия преподавалась в школах при монастырях, а

ее основной задачей считалось обоснование истинности и незыблемости

христианского вероучения. Такая философия стала называться схоластикой . В

ранней схоластике возник спор о так называемых универсальных понятиях. В

XIII – XIV веках наступил период расцвета схоластической философии.

Позитивные тенденции, обнаружившиеся в период поздней схоластики, в

немаловажной степени способствовали возникновению натурфилософии эпохи

Возрождения. Одним из ярких схоластов был Фома Аквинский.

Позиция Фомы Аквинского по проблеме общего и единичного - умеренный

реализм:

I Бог (общие идеи)

II Единичная вещь

III Универсалии

Универсалии как форма в разуме Бога. Универсалии как сущность, форма вещей.

Как понятия в разуме человека, общее в мысли. Фома Аквинский признает

троякое существование универсалии: 1. Универсалии как общие идеи, формы в

разуме Бога. 2. Универсалии как сущность единичных вещей их идеальная

форма. 3. Универсалии как общие понятия в знаниях человека. Попытался

«примирить» реализм и номинализм

Вопрос № 10. Духовная культура и философская мысль Ренессанса. Пантеизм и

гуманизм мыслителей эпохи Возрождения. Философия Возрождения связывала

свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью,

творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор

самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились на

творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные

стороны бытия личности). Николай родился в селении Куза в Южной Германии в

1401г. В 1423г. Николай получает звание доктора канонического права. Через

несколько лет он стал священником, настоятелем церкви. В 39 лет он пишет

свою первую философскую книгу «Об ученом незнании». Там содержатся основные

идеи его учения: идея взаимосвязи природных явлений, совпадение

противоположностей, бесконечность Вселенной и о человеке как о микрокосме.

В основе всего Николай ставил бога. Но он не был сторонником теории о

пребывании бога на небе. Он придерживался идеи о том, что бог нигде и

одновременно везде. И интересно показывал это в работе «О возможности

бытия». В начале примера он берет волчок. Если поставить на краю точку и

раскрутить ее до максимальной скорости так, что время полного оборота точки

равнялась бесконечно малой величине. И таким образом мы видим, что в любой

момент времени точка находится в каждой точке описываемого ею круга.

Использование Кузанским математики при анализе философских проблем

неслучайно: он серьезно занимался этой наукой. Рассматривая геометрические

фигуры применительно к бесконечности, Николай пришел к выводу, что в этом

случае они изменяют свои свойства: увеличиваясь до бесконечности, они

отождествляются с бесконечной прямой. Если в мире конечных геометрических

фигур круг противоположен прямой, то бесконечное увеличение радиуса круга

приведет к совпадению окружности с касательной. Джордано Бруно (1548 –

1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой

космологии. Центральная идея космологической доктрины Бруно – тезис о

бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и

поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и

безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не

может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы

могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же

Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к

характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный

характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а

опирается на принцип самодвижения материи. Положение о бесконечности

Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира,

отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы.

Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует

бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр –

его звезда. Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно

оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и

его отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о

пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог в

вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе

как деятельное внутреннее начало. Если в рассуждениях Николая Кузанского

природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от

мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне

материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического

пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского. Видя в природе не

только совершенное божественное творение, но, прежде всего совокупность

присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства,

натурфилософия эпохи открывала путь дальнейшему развитию экспериментального

естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию

философских концепций XVII - XVIII вв.

Вопрос № 11. Философия Френсиса Бекона и экспериментальная наука Нового

времени. Бэкон Фрэнсис - родоначальник английского материализма и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты